Папки-передвижки

Организация работы по проблемно-поискововой деятельности старших дошкольников

Татьяна Мамулина
Организация работы по проблемно-поискововой деятельности старших дошкольников

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей деятельности ребёнка. Этот возрастной пери-од важен для развития познавательной потребности ребёнка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направлен-ной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышле-ния. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как под-чёркивают психологи, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

Публикация «Организация работы по проблемно-поискововой деятельности старших дошкольников» размещена в разделах

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятель-ностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познаватель-ная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобре-тение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Необходимо включить дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё новые и новые свой-ства предметов, их сходства и различия, предоставлять детям возможность приобретать знания самостоятельно.

Зачастую дети, несправляющиеся с самым простым заданием, быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского эксперимен-тирования.

Экспериментируя, ребёнок познаёт объект в ходе практической дея-тельности с ним; осуществляемые ребёнком практические действия выпол-няют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, созда-вая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и де-лает сам, вот на этом и основано активное внедрение детского эксперименти-рования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателя-ми делается всё больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследователь-ская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

В процессе экспериментирования ребёнок отвечает не только на вопрос как я это делаю, но и на вопрос почему именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Усвоение системы науч-ных понятий, экспериментальных способов позволяет ребёнку стать субъек-том учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформиро-ван и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все дейст-вия, входящие в поисковую деятельность : они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Академик Н. Н. Подьяков выделяет два основных вида ориентиро-вочно-исследовательской (поисковой) деятельности дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельно-сти полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставит её цели, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребёнок в деятельности экспе-риментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности органи-зуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обу-чает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

В зарубежной педагогике выделяется три уровня исследовательского обучения:

на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод её решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществлять самостоятельно;

на втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод решения ребёнок ищет са-мостоятельно (здесь возможен групповой, коллектив-ный поиск);

на высшем, третьем, уровне постановка про-блемы, равно как и разработка самого решения, осуще-ствляется детьми самостоятельно.

Рекомендация педагогам на 2-ом и 3-м уровнях исследования: «Больше слушать, чем говорить; больше наблюдать, чем показывать; оказывать по-мощь в работе воспитанникам, избегая задавать ей определённое направле-ние.

В настоящее время разработано ряд пособий в помощь педагогам до-школьных образовательных учреждений по организации экспериментально-познавательной (поисковой) деятельности детей старшего дошкольного воз-раста.

Остановимся подробнее на программе Куликовской И. Э., Совгира Н. Н. «Детское экспериментирование».

Целью данной программы является создание условий для формирова-ния основ целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Предлагаемая программа позволяет решать следующие задачи:

1. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.

2. Расширять представления детей о физических свойствах ок-ружающего мира:

знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п.);

Знакомить с основными видами и характери-стиками движения (скорость, направление);

Развивать представления об основных физиче-ских явлениях (магнитное и земное притяжение, элек-тричество, отражение и преломление света и др.).

3. Формировать у детей элементарные географические представления.

4. Развивать эмоционально-ценностное отношение к ок-ружающему миру.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безо-пасности при проведении физических экспериментов.

Содержание программы разработано по таким критериям как, как соз-дание условий для развития у детей интереса к физческим явлениям и свой-ствам окружающего мира; знакомство с различными свойствами веществ: твёрдость, мягкость, сыпучесть и т. д. ; знакомство с основными видами и ха-рактеристиками движения, причинами и способами их изменения (скорость, направление, траектория и др.); знакомство с некоторыми физическими яв-лениями (магнитное и земное притяжение, электричество и др.); поощрение познавательной активности и самостоятельности детей (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т. п.); развитие любознательности и поддержка инициа-тивы детей (организация проблемных ситуаций; совместное обсуждение воз-никающих вопросов, познавательные игры и др.); создание условий для раз-вития у детей географических представлений в соответствии с возрастными возможностями; рассказы о Земном шаре, атмосфере (знакомство с глобусом, картами, Северным и Южным полюсами, материками, океанами, морями и пр.); знакомство с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле (рассказы о тайге, тундре, пустыне и пр. ; использование ху-дожественной литературы, картин, слайдов для ознакомления детей с усло-виями жизни на Крайнем Севере, в джунглях и т. д.); рассказы о природных богатствах недр Земли (добыче и использовании угля и нефти, драгоценных камней и металлов и пр.); создание условий для развития у детей представле-ний о Солнечной системе и различных космических явлениях (наблюдение за движением Солнца и Луны; рассказы о вращении планет вокруг Солнца; с помощью иллюстративного материала знакомство с созвездиями, кометами, метеоритами, солнечными и лунными затмениями и пр.); создание условий для развития у детей естественно-научных представлений в различных видах деятельности, в том числе в играх, на прогулках и пр.

Содержание программы «Детское экспериментирование» реализуется в специально организованной познавательной деятельности, имеющей разно-образные формы организации : учебно-игровая, коммуникативно-диалоговая, экспериментально-исследовательская.

Учебно-игровая модель предполагает следующие методы и приё мы:

экспериментальные игры «Тонет - не тонет», «Хотела галка пить…», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В ка-кой воде легче плавать?» и др. позволяют убедиться в достовер-ности физических и природных явлений и закономерностей;

действия с магнитом, лупой, измерительными прибо-рами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познава-тельной деятельности;

наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении темпера-туры, выпадение росы, тумана, появление радуги, распростране-ние грома и молнии, образование пара при дыхании в холодную погоду и др.) побуждает к поиску объяснения причин появления и образования явлений, обоснованию их физическими законами;

рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощённых рисунков позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне;

использование энциклопедических данных в разделах «Знаете ли вы?» и «В мире интересного» повышает интерес к об-суждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию;

драматизация: ребёнок берёт на себя то роль Незнай-ки-Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего всё объяснить и ответить на вопрос.

Познавательная деятельность приобретает игровую модель за счёт по-становки учебной цели в художественном образе (страна ДОКОРУПО – ДО КОторой Рукой Подать, живущий в ней дедушка Знай, - владелец экспери-ментальной лаборатории). Тематика каждого занятия имеет игровую конст-рукцию и игровой сюжет (путешествие в страну ДОКОРУПО, встреча с де-душкой Знаем, который умеет задавать вопросы и давать ответы, показывать фокусы и раскрывать тайны, путешествия и экскурсии с дедушкой Знаем и проведение опытов и экспериментов в его лаборатории, ответы на письма де-душки Зная и содержащиеся в них вопросы и загадки).

Деятельность завершается обсуждением процесса (последовательность действий, позволяющих достичь результата, игровых и реальных взаимо-действий детей и педагога, составление схемы проведённого эксперимента.

Целью коммуникативно-диалоговой модели познавательной деятель-ности является развитие у детей самостоятельности и активной позиции в процессе познания физических законов природы на основе включения в раз-нообразные по содержанию диалоги и коммуникации.

Педагог предоставляет детям определённую информацию, а дети само-стоятельно осуществляют поиск оптимального решения проблемы, делают вывод. Проверяя решение, вступают в коммуникацию с педагогом, доказывая правильность сделанного выбора, позволившего получить наилучший ре-зультат.

Критериями оценки детьми правильности выбранных средств и спосо-бов достижения цели являются следующие показатели:

точность в обозначении конечного результата (что хотим полу-чить);

последовательность описания действий для достижения этой це-ли;

доказательность необходимости этих действий;

обоснованность жизнедеятельности человека в природных усло-виях.

В данной модели познавательной деятельности конечный результат не обсуждается с детьми. Это происходит в процессе его достижения в форме дискуссий и обмена мнениями о выполняемых детьми действиях, которые обеспечивают достижение результата.

В данной форме организации познавательной деятельности использу-ются такие методы как:

проблемные ситуации, например, «Почему вчера снег лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании»;

метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.)

вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребёнка, определяющие его успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь?»

Поисковая деятельность ребёнка всегда опирается на ту ситуацию, ко-торую создаёт педагог. Ситуация создаёт условия для столкновения мнений детей и педагога, для взаимного анализа и независимых оценок, для опреде-ления ролей и задач, стоящим перед каждым участником диалога. Коллек-тивный диалог есть тоже показатель развивающего обучения.

Обмен информацией является важнейшей характеристикой поисково-познавательной деятельности, которая оценивается по критерию полезности – «говорить по делу», носит регламентированный характер, должна по воз-можности исключать неоднозначную интерпретацию информации. Совмест-ный поиск общего смысла предстоящей деятельности, совместное определе-ние общей цели, содержание коммуникаций – всё это определяет характер познавательно-поисковой деятельности.

Цель экспериментально-исследовательской модели заключается в развитии способностей ребёнка работать с исследуемыми объектами в «ла-бораторных условиях». Задачами являются развитие мыслительных процес-сов, мыслительных операций, освоение методов познания (учебных, поиско-вых, причинно-следственных связей и отношений.

Данная модель имеет следующие этапы: постановку проблемы и её по-иск дети осуществляют самостоятельно на основе упрощённой схемы или на-глядной картинки природного явления, самостоятельно описывают проведе-ние опыта, выдвигают гипотезу о путях проведения эксперимента, самостоя-тельно апробируют средства и способы, направленные на разрешение ситуа-ции, а также самостоятельно применяют полученные результаты в собствен-ной или совместной жизни. Экспериментально-исследовательская модель носит индивидуальный характер и ставит ребёнка в положение исследовате-ля первооткрывателя, переконструирующего прежние знания, входящие в непосредственный опыт, в опыт исследовательской деятельности. От ребёнка требуется проявить способность к аргументации необходимости принятого им решения о путях достижения результата и применения его в жизнедея-тельности.

В экспериментально-исследовательской модели познавательной дея-тельности используются следующие методы:

вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Хотела галка пить…». В какую ситуацию попала галка);

схематическое моделирование опыта (создание схемы проведе-ния);

вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл экс-перимента, его природную значимость;

метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чём-либо, что он думает по этому поводу?»;

метод первой пробы применения результатов собственной ис-следовательской деятельности, суть которой состоит в определе-нии ребёнком личностно-ценностного смысла совершённых им действий.

В дошкольном учреждении должна быть создана пространственно-предметная среда развития и саморазвития ребёнка, способствующая само-стоятельному приобретению опыта познания физических закономерностей. Такая среда строится на следующих принципах:

принцип дистанции, определённой позиции при взаимодействии ребёнка с объектами неживой природы, помогающий обнару-жить физические законы;

принцип активности, самостоятельности, предполагающий об-наружение физических законов при взаимодействии ребёнка и находящимися в группе объектами;

принцип стабильности и динамичности. В группе каждый объект имеет своё место, однако, если возникает необходимость пере-двинуть его, то на новом месте он символизирует то же отноше-ние взаимодействия или помогает ярче обозначить изучаемое отношение между объектами и явлениями окружающего мира;

комплексирование и гибкое зонирование. Данный принцип по-могает выразить связи, существующие в мире живой и неживой природы и др.

принцип эмоциогенности, индивидуальной комфортности по-зволяет ребёнку почувствовать свою внутреннюю глубинную связь с природой.

Пространство группы включает следующие мини-среды: ландшафт с объектами природы: река, поле, лес, горы в определённый сезон, соответст-вующий реальному. Вокруг этих стабильных мини-сред увязываются осталь-ные интегрированные мини-среды: реальной и исследовательской деятельно-сти в природе, творчески-преобразующая, научная лаборатория эксперимен-тирования.

В мини-среду научной лаборатории вносят модели последовательности проведения экспериментов, схемы различных способов достижения цели по-знавательной деятельности и т. п.

Материал детских игр должен позволять ставить постепенно услож-няющиеся и самостоятельно решаемые задачи в процессе экспериментальной деятельности. Для этого он должен быть простым, гибким. Способным по желанию ребёнка быть усложняемым или упрощаемым. Необходимо внести в среду различные природные материалы (листья, шишки, песок, глину, воду и т. д., предметы – посредники (бумага, краски, кубики, конструкторы «Ле-го», дезодоранты и т. д., которые достаточно просты в использовании, безо-пасны, допускают бесконечные степени усложнения; благодаря самой своей простоте таят в себе тысячи комбинаций и не наскучат ребёнку. Играя таким материалом, ребёнок ставит себе всё более отдалённые, сложные интеллек-туально-познавательные задачи для разрешения, познавая физические зако-номерности.

Таким образом, развивающее пространство группы представляет собой единую цепь мини-сред, где бы осуществлялось развитие экспериментальных способностей ребёнка-дошкольника. Педагог создаёт условия для того, что-бы в процессе экспериментально-познавательной деятельности ребёнок сис-тематически самостоятельно строил новый тип делового партнёрства со сверстниками.

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с родной страной «Организация проектной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с родной страной»Малютина Н. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством.

Организация режимных моментов с помощью проблемно-игровых ситуаций по теме недели «Я — гражданин России» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Комбинированного вида №35 «Непоседы» Доклад «Организация режимных моментов.

Обобщение опыта работы «Взаимодействие с родителями старших дошкольников в процессе проектной деятельности» Взаимодействие с родителями старших дошкольников в процессе проектной деятельности Введение Для воспитания ребенка требуется более проникновенное.

Опыт работы «Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников» Работая над темой познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников, я полностью убедилась, что для этой темы в образовательном.

Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возрастаОрганизация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников. 2я группа раннего возраста. Труд становится великим воспитателем,.

Организация работы в период летнего отдыха детей дошкольного возраста Организация работы в ДОУ «Ах, лето!» Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического.

«Оздоровление старших дошкольников посредством организации игровой деятельности». План работы по самообразованию План работы по самообразованию Тема: «Оздоровление детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности» Актуальность:.

Опыт работы «Организация взаимодействия дошкольников в ходе выполнения проекта» Организация взаимодействия дошкольников в ходе выполнения проекта (из опыта работы) При всей своей популярности проектная деятельность.

Опыт работы «Организация театрализованной деятельности младших дошкольников» Организация театрализованной деятельности младших дошкольников (из опыта работы) У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация работы по проблемно-поискововой деятельности старших дошкольников
Опубликовано: 17 марта 2019 в 19:05
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД