МААМ-картинки

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Галина Беликова
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

Публикация «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» размещена в разделах

Поистине вспомнишь слова В. Г. Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!».

Россия стремительно приближается к тому времени, когда главным ориентиром для нашего народа будет нравственное развитие.

Духовно-нравственное воспитание строится на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие. Благодаря развитию единого образовательного пространства появляется прочная основа долговременного взаимодействия.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения духовной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

При работе с детьми по духовно – нравственному воспитанию предлагается осуществлять разные виды подходов:

1. Средовой подход, предусматривающий создание развивающей среды, направленной на формирование положительного отношения к национальной культуре своего народа и других национальностей (краеведческого мини-уголка). Этот подход предполагает также использование возможностей внешней (библиотеки, музеи, театры и т. д.) среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.

2. Личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию воспитательно-образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности.

3. Деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса;

4. Ценностный подход, предусматривающий организацию развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей (например, этических, нравственных ценностей, предусматривающих реализацию диалога культур, этических отношений и т. д.);

5. Диалогический подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных отношений;

6. Культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом.

7. Компетентностный подход, заключающийся в овладении детьми дошкольного возраста практического опыта использования приобретенных знаний во всех формах, с учетом возрастных особенностей детей;

Одной из годовых задач нашего сада является формирование основ духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста, через приобщение детей к истокам и культуре родного края в условиях реализации ФГОС ДО. Для того, чтобы реализовать эту годовую задачу, мы предлагаем примерный перспективный план работы в этом направлении, целью которого является:сохранение духовно-нравственного здоровья детей путем приобщения их к нравственным и духовным ценностям, а также изучения истории, культуры и родного края.

Рассмотрим направления духовно – нравственного развития:

• создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

• на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Задачи:

1. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

2. Создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

3. Объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

4. Формировать у детей духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;

5. Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах формирования духовно-нравственных отношений.

Рассмотрим научные принципы по духовно – нравственному развитию личности дошкольников:

1. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

2. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

3. Принцип возрастной адекватности форм работы с детьми и приоритетности ведущего вида деятельности – игры;

4. Принцип приоритета общечеловеческих ценностей: толерантность, равноправие этнических и религиозных групп;

5. Принцип доступности:формы и методы работы с детьми, объем историко-этнографического материала соответствует возрастным и психологическим особенностям восприятия детей дошкольного возраста;

6. Принцип наглядности:в обучении детей на занятиях наглядность применяется прежде всего в связи с сообщением детям новых знаний, а также при закреплении материала, при организации самостоятельной деятельности детей; используются подлинные изделия национального творчества (музеи, выставки) и модели оригиналов и репродукции (фото, видеоматериалы, иллюстрации и др.);

7. Принцип индивидуального подхода (трепетное и ответственное отношение к учету в воспитании индивидуальных особенностей и создание каждому ребенку своеобразных условий свободы выбора для проявления самостоятельности и творчества в деятельности).

8. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей, предусматривающий воспитание средствами культуры народов региона.

Сейчас я предлагаю вам рассмотреть блоки, которые используются в духовно – нравственном развитии личности дошкольников.

Блок I «Моя семья – мой дом».

Содержание данного блока включает в себя знакомство с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок. Воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, уважительного отношения к людям другой национальности. В одной семье могут проживать люди разных национальностей – мама может быть русской национальности, папа – другой национальности. Дети тоже имеют национальность, она зависит от национальности родителей.

Основными задачами данного блока являются: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.

Блок II «Моя республика»

Раздел I «Улан – Удэ – столица республики Бурятия»

Данный раздел, содержание которого включает в себя: воспитание уважительного и бережного отношения к символике г. Улан -Удэ. Развитие интереса к истории города, воспитание бережного отношения к архитектурным зданиям, паркам и скверам, к культурным объектам через обогащение представлений детей о достопримечательностях г. Улан - Удэ. Воспитание у детей любовного отношения к родному городу, уважительное отношение к людям, которые хранят культуру города. Формирование представления о том, что каждый город имеет и хранит свою культуру.

Раздел II «Природа родного края»

Содержание данного раздела включает в себя: формирование элементарных экологических знаний о природе Бурятии, Байкала, доступные пониманию ребенка – дошкольника. Развитие на основе экологических знаний, природоохранной деятельности дошкольников. Вовлечение детей, педагогов и родителей в природоведческую поисково-исследовательскую, творческую деятельность. Воспитание у детей гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы, развитие чувстваэмпатии к объектам природы, чувства ответственности за судьбу Байкала, родной земли.

Блок III«Моя Родина — Россия»

Раздел I «Москва – столица России»

Содержание которого, включает в себя: развитие интереса к столице России – городу Москва, к ее историческому прошлому, культурным и историческим памятникам. с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев и знаменитых людей. Закрепление знания о флаге, гербе и гимне России. Развитие представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна. Расширение представления о Москве — главном городе, столице России, знаний о государственных праздниках.

Основные задачи данного блока включают в себя: воспитание чувства любви к своей стране, уважения и признательности к основателям государства, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое русского государства.

Раздел II «Широка страна моя родная»

Развитие чувства симпатии и уважения к языку, обычаям, культуре народов различных национальностей. Воспитание желания быть защитником Родины. Знакомство с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Расширение представления о культуре народов, проживающих на территории России: народном костюме, праздниках, национальных героях, кухни, ремесла.

Блок IV «Что значит быть хорошим человеком?»

Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности. Расширять представления о людях разных профессий. Развитие у детей трудолюбия, привычку ежедневно выполнять по собственному желанию нужную и полезную для него самого и других работу. Развитие представления у детей целостного взгляда на человеческий труд: ответственность, аккуратность, добросовестность, ручная умелость помогают создавать разные материальные и духовные ценности. Воспитание бережного отношения к продуктам труда.

Содержание данного блока на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро и зло, дают представления о духовно-нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков.

Основными задачами являются: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитание желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Заключение

Следовательно, можно сделать вывод о положительном результате духовно-нравственного воспитания детей. Вводить, ребёнка в основы духовно-нравственного развития надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Данный примерный перспективный план может найти применение в практической деятельности дошкольного учреждения.

Прикреплённые файлы:

dnv_mkigg.pptx | 3594,16 Кб
 
Публикации по теме:

Опыт работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию «Дети – наше будущее» «Дети должны жить в мире красоты, игры,сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» Василий Сухомлинский В дошкольном.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Для умелой руки все работы легки» во второй младшей группе Непосредственно образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников: «Для умелой руки все работы легки» Вторая.

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека,.

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Физкультурный досуг «От зёрнышка до булочки» для ср. группыИз опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Физкультурный досуг «От зёрнышка до булочки» для ср. группы Физкультурный досуг «От зернышка до булочки», Средняя гр. Цель: Закрепить через подвижную игру знания детей о процессе выращивания и хранения.

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Проект «Хлеб — всему голова» для средней группыИз опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Проект «Хлеб — всему голова» для средней группы Паспорт проекта «Хлеб всему голова» (средняя группа) Автор проекта: воспитатель первой кв. категории Пятовская М. С. Информационная карта.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы «Божие создание — птицы» Программное содержание: уточнить и расширить представления о перелётных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых.

Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Составила: Мазурина Анна Владимировна - воспитатель МБДОУ детский сад № 18 «Рябинушка» Введение Человек, начинается с детства. Именно в.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном ДОУ Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном ДОУ. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда.

Семинар по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Опубликовано: 28 февраля 2019 в 17:05
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД