МААМ-картинки

Развитие литературного интереса детей дошкольного возраста посредством использования кругов Луллия

Марина Эйвазова
Развитие литературного интереса детей дошкольного возраста посредством использования кругов Луллия

РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ

Аннотация. Дошкольный возраст - уникальный период в развитии ребёнка. Игра как эффективное средство для литературного развития. Круги Луллия один из методов технологии ТРИЗ. Круги Луллия – это универсальное дидактическое средство, направленное на формирование синтеза, анализа, классификации у детей дошкольного возраста в игровой форме. Круги Лулия создают для ребенка условия, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, придумывать Игры, направленные на формирования читательской культуры и читательского интереса у детей дошкольного возраста посредством использования кругов Луллия.

Публикация «Развитие литературного интереса детей дошкольного возраста посредством использования кругов Луллия» размещена в разделах

Ключевые слова: дошкольный возраст; игра; литературный интерес; круги Луллия.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, инициативность. Все эти важные качества формируются в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.

Игра развивает детей со всех сторон и является самым эффективным средством развития речи в дошкольном возрасте, выполняет множество функций: формирование мотивации к процессу говорения, воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений, пополнение и активизация словаря, совершенствование монологической и диалогической форм речи, развитие общей и мелкой моторики, воспитание культуры речевого общения, литературного развития, формирование звуковой культуры речи.

Как развить у ребенка интерес к книге, как научить дошкольников полноценно воспринимать произведение словесного искусства, какие задачи должен решать педагог при ознакомлении дошкольника с книгой, какие педагогические условия необходимы для того, чтобы правильно организовать сам процесс общения ребенка с произведением – эти и другие вопросы по-прежнему актуальны и связаны с общей проблемой литературного развития дошкольника.

Развитие интереса к художественной литературе и воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный. Поэтому я использую различные игровые технологии и средства обучения, одним из которых являются круги Луллия. Круги Луллия – это универсальное дидактическое средство, направленное на формирование синтеза, анализа, классификации у детей дошкольного возраста в игровой форме. А самое главное – круги Лулия создают для ребенка условия, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, придумывать.

«Круги Луллия» — это своеобразная пирамида с изображениями, словами или цифрами. Сверху над кругами расположена стрелка. Все круги подвижны, их можно крутить в обе стороны. Круги разделены на несколько секторов. При повороте кругов стрелка выделяет определенные сектора на каждом уровне. На секторах могут быть нанесены рисунки, загадки, слова, названия и целые предложения. Данный развивающий комплекс был создан в XIII веке французским монахом Раймондом Луллием. Благодаря простоте конструкции и широкой функциональности такой изделие понятно и удобно в использовании и необходимо в работе педагогов.

Круги Луллия являются одним из методов технологии ТРИЗ, направленной на формирование умения творчески решать сложные задачи. Педагоги детского сада используют круги Луллия в познавательном развитии, как на занятиях (ознакомление с окружающим, развитие речи, литературное развитие, математика и др., так и в индивидуальной работе с детьми, представляя их детям как чудесные кольца или загадочные круги.

В зависимости от возраста детей целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. Младший дошкольный возраст предполагает только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом, дети старшего дошкольного возраста справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.

В своей работе я использую метод кругов Луллия на занятиях по литературному развитию, в рамках формирования читательской культуры и читательского интереса у детей дошкольного возраста.

Для активизации литературного интереса детей дошкольного возраста предлагаются следующие игры с использованием кругов Луллия.

Игра «Кто в сказке живет?», игра для младшего и среднего дошкольного возраста. Цель: повторить любимые сказки детей, закрепить знания о главных героях. Дошкольникам предлагаются карточки с иллюстрациями к сказкам и изображениями главных героев. Карточки выкладываются на круги. Детям необходимо сопоставить сказку и главного героя, при помощи вращения кругов. Младший дошкольный возраст предполагает только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В среднем дошкольном возрасте можно поменять карточки с главными героями и придумать новую сказку.

Игра «Что сначала, что потом», игра для среднего и старшего дошкольного возраста. Цель: способствовать восприятию и пониманию текста детьми, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте. Дошкольникам предлагаются карточки с иллюстрациями к сказкам, изображения определенных событий. Карточки выкладываются на круги. Детям необходимо выстроить последовательность событий в сказке, при помощи вращения кругов. Игра предполагает придумывание новой сказки или новых поворотов сюжета. Игру можно усложнить и использовать в старшем дошкольном возрасте.

Игра «Что за чудо, эти сказки!», игра для старшего дошкольного возраста. Цель: обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора (волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, развивать читательские умения, определять образ героя в его изменении и развитии. Дошкольникам предлагаются карточки с иллюстрациями к сказкам, изображениями главного героя, названиями сказок и классификацией (волшебная сказка, бытовая сказка, сказка о животных). Детям необходимо выстроить вектор, при помощи вращения кругов и сопоставить все признаки определённой сказки. Игру можно адаптировать к различным литературным жанрам : басня, рассказ.

Игра «Сказы - рассказы», игра для старшего дошкольного возраста. Цель: поддерживать у детей интерес к литературе, способствовать знанию детских писателей; обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров литературной прозы (рассказ, сказка – повесть, развивать читательские умения. Дошкольникам предлагаются карточки с иллюстрациями к рассказам, изображениями главного героя, названиями рассказов и именами писателей. Детям необходимо выстроить вектор, при помощи вращения кругов и сопоставить все признаки определённого рассказа, подобрать автора произведения. Игру можно адаптировать к различным литературным жанрам : поэтические сказки, авторские сказки, стихи, сказы.

Игра «Веселые истории», игра для старшего дошкольного возраста. Цель: способствовать восприятию и пониманию текста детьми, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте. Дошкольникам предлагаются карточки с иллюстрациями к сказкам, изображения определенных событий, конечного события нет, его необходимо придумать. Карточки выкладываются на круги. Детям необходимо выстроить последовательность событий в сказке, при помощи вращения кругов. Игра предполагает придумывание новых поворотов сюжета и конечного события.

Раздаточный, дидактический материал к играм разрабатывается педагогом индивидуально, направлен на развитие читательского интереса и формирование читательской культуры дошкольника.

В результате применения «Кругов Луллия» в играх, направленных на развитие литературного интереса, дети легко вступают в групповые беседы, учатся отвечать на проблемные вопросы, отстаивать свою точку зрения, учатся использовать в речи грамматически правильные предложения, делать умозаключения, у дошкольников развивается логическое мышление и творческое воображение. Игра даёт возможность каждому воспитаннику проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению, культуре общения.

Литература

1. Приобщение дошкольников к художественной литературе. Парциальная программа. Планирование. Образовательная деятельность на основе сказок, литературных произведений / сост. О. А. Колобова. – Волгоград : Учитель, 2017.

2. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками : Пособие для педагогов дошк. учреждений. – Мн. : Университетское, 2015.

3. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия : Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : АРКТИ, 2018

4. Томилова С. Д. Теоретические и практические аспекты проблемы литературного развития ребенка дошкольного возраста // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2018. – С. 143.

5.. Шустерман М. Н., Шустерман З. Г. Думаем, изобретаем, открываем мир: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. – М. : Просвещение; Учебная литература. – 2017.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста Методическая разработка "Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. " Автор-составитель: Гаранина Елена Михайловна.

Методическая разработка развивающей дидактической игры по типу Кругов Луллия для детей младшего дошкольного возрастаМетодическая разработка развивающей дидактической игры по типу Кругов Луллия для детей младшего дошкольного возраста Словесная дидактическая игра (три в одном): «Детки потерялись» «Угадай кто где живет?» «Наши животные проголодались». Актуальность авторской.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра является одним из методов развития познавательного интереса детей дошкольного возраста к различным видам деятельности.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие литературного интереса детей дошкольного возраста посредством использования кругов Луллия
Опубликовано: 21 ноября 2023 в 22:19
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД