Измакина Вера Игоревна
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В ходе общественно-исторической эволюции у человека особое развитие
получили движения пальцев рук, как автономные манипуляторы, нужные для
осуществления разных движений и действий, у людей улучшались из
поколения в поколение, в связи с этим происходило увеличение площади
двигательной проекции кисти руки в мозгу человека. Именно руки
способствовали возможности развить с помощью жестов тот первый язык, с
помощью которого проходило взаимоотношение первобытных людей.
Исследование развития движений рук ребёнка представляет внимание не
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
только для педагогов и психологов, но и для других профессионалов
(философов, языковедов, историков, биологов и т. д., т. к. руки, обладая
разнообразием функций, являются неповторимым человеческим органом.
Развитием мелкой моторики занимались многие ученые.
И. М. Сеченов был первоначальным ученым, подвергший критике теорию
наследственной предопределенности изменение движений ребёнка как
результат формирования конкретных нервных структур. Он писал, что
движение рук человека наследственно не обусловлены, а складываются в
процессе воспитания и учения как результат идеаторных связей между
зрительными, осязательными и мышечными улучшениями в процессе
активного контакта с окружающей средой. Учеными доказано, что развитие
руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением. Степень
развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности
к школе, как правило, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой
моторики, способен логически рассуждать, у него довольно развиты память и
внимание, связная речь.
И. П. Павлов выражал гипотезу о том, что развитие функции обеих рук дает
развитие «центров» речи в обоих полушариях, дает достоинства в
интеллектуальном развитии, так как речь непосредственным образом связана с мышлением. Упражнения для пальцев рук является сильным возбужденным
фактором для коры больших полушарий, поскольку активно поднимает её
функциональное состояние. Работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова и
современные исследования нервной деятельности позволяют правильно
изучать закономерности формирования двигательных умений, в том числе и
мелкой моторики, опираясь на учение об условнорефлекторных временных
связях и образовании динамического стереотипа.
Ф. Энгельс рассматривал труд и членораздельную речь как главные
стимулы, под влиянием которых развился человеческий мозг.
В. А. Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике
пальцев”. Все это положительное воздействие на внутренние органы,
тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, заряд
положительных эмоций. Чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. «Чем больше
мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее», - утверждал
В. А. Сухомлинский.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Формирование психики ребенка между 3 и 4 годами становится на новый
уровень. Малыш осознает себя отдельной от родителей личностью, требует
заслуженного отношения. В это время большинство детей переживает кризис 3-х лет. Этот сложный этап может проходить очень тяжело. Главные признаки
психологического созревания трехлетнего малыша:
Ребенок осознает себя как субъект и начинает психологическое отделение
от матери, именно с этим фактором связан возрастной кризис 3-х лет.
Составляет предложения с употреблением предлогов «Я», «ты» «он»,
«она». Когда-то для описания деяний ребенок применял свое имя,а теперь
малыш говорит «Я пошла».
Осознает свой пол. В этом возрасте для ребенка присущи ролевые игры: с
куклами в «дочки-матери» для девочек, с машинками, футбольным мячом – для мальчиков.
Упрямство. Даже тихие спокойные дети в этот период могут радикально
поменяться, вступать в спор и делать назло взрослым;
Негативизм. Ребенок на любую просьбу взрослого отзывается отказом.
Попытка командовать. Малыш не только не желает свершать ваших
команд, но и пытается заставить вас идти ему на поводу;
Ревность. Ребенок отрицательно реагирует на выражение внимания со
стороны родителей к другим детям, может пытаться отогнать.
Понимание юмора. Детей смешат мультфильмы или комические
жизненные ситуации.
Эмоциональная реакция. В разных ситуациях: эмпатия, если рядом кому-нибудь плохо или больно, осознание того, что поступил плохо, от этого
стыдится
Самостоятельность и желание делать все прямо так, как хочется ему.
Средний дошкольный возраст является важной ступенью развития ребенка,
так как он постигает много новых знаний, умений, чрезвычайно важных для его
дальнейшего развития. Кризис происходит из-за завершения процесса
изолирования личности ребенка от родителей. Кроха теперь говорит о себе в
первом лице, понимает, что он индивидуальность, спрашивает должного
отношения. Задача родителей – быть терпеливыми и хитрыми, расширять
кругозор ребенка, отвечать на его вопросы и формировать у ребенка жизненные
ценности. Попытка взрослых удержать самостоятельность ребенка может
привести к появлению различных комплексов.
Проанализируем основные уменья мелкой моторики, которые ребенок
получает на разных этапах своего развития :
Ребенок до 6 месяцев
-Невольно хватает предметы (с рождения);
-неосознанно тянется руками к предметам (3 месяца);
- осознанно хватает предметы (3 месяца);
-схватывает предметы двумя руками (3 месяца);
--схватывает предметы одной рукой (5 месяцев);
намеренно тянется к предметам (6 месяцев).
Отрицательные последствия в случае, если навыки не развиты
-слабое развитие мышц и регулирование их работы;
-остановка способности играть самостоятельно;
-плохо развиты органы чувств из-за малого контакта с игрушками.
Ребенок в 6-12 месяцев
-хватает предметы и кладет их в рот;
-С умыслом отдает предметы другому;
-берет предметы, используя большой и указательный пальцы;
-хватает предметы с помощью двух пальцев;
-передает предметы из руки в другую руку;
-кидает и поднимает предметы.
Негативные последствия в случае, если навыки не развиты
-плохо развита сила рук и кисти;
- плохо развиты умения обращения с предметами;
-медленно развиваются органов чувств из-за недостатка игровой
деятельности.
Ребенок в 1-2 года
-строит конусовые конструкции из четырех колец;
-вставляет колышки в специальные дырочки;
-перелистывает по 2-3 страницы книги;
-рисует на бумаге непонятные линии и фигуры;
-нажимает на кнопки;
-рисует, меняя руки, делая взмахи руками;
-ест почти самостоятельно;
-использует жесты при общении;
-подносит приборы ко рту;
-сам схватывает чашку и пьет из нее.
Негативные последствия в случае, если навыки не развиты
-плохо развита сила рук и кисти;
-плохо развиты навыки ухода за собой ;
-плохо развито умение обращения с предметами и игрушками.
Ребенок в 2-3 года:
-нанизывает большие бусины на нить;
-перелистывает по отдельной странице книги;
-умеет пользоваться ножницами;
-держит карандаш, используя большой и указательный пальцы, а не в
сжатый кулак;
-многие действия производит одной рукой;
-крутит руками в разных направлениях;
-рисует геометрические обозначения, используя кисти рук;
-раскатывает и разминает пластилин;
-ест без помощи взрослых.
Отрицательные последствия в случае, если умения не развиты
-неготовность к письму;
-неумение работы с письменными предметами;
-плохо развиты навыки сжимания предметов и движения рук при работе с
письменными предметами;
-плохо развит навык рисования.
Ребенок в 3-4 года:
-строит конусовую пирамиду из 9-ти кубиков;
-изображает круг по образцу;
-рисует пересекающиеся линии;
-лепит из пластилина животных;
-использует вторую руку для удержания предметов ;
-режет бумагу с помощью ножниц.
Отрицательные последствия в случае, если умения не развиты
- неготовность к письменным занятиям;
- плохо развит навык связи с мелкими предметам;
- расстройство из-за несостоятельности обращения с мелкими предметами.
Ребенок в 4-5 лет
-вырезает по контуру фигуры;
-изображает пересекающиеся линии;
-изображает квадрат;
-пишет имена родителей и свое;
- пишет и произносит числа от 1 до 5;
-знает буквы;
-умения ведущей руки преобладают над умениями вспомогательной;
сам одевается.
Негативные последствия в случае, если навыки не развиты :
-трудности с удержанием и обращением с письменными предметами;
-трудности с написанием имен;
-зависимость от взрослых в повседневных делах;
-избегание подобной работы с письменными предметами.
Ребенок в 5-6 лет
-вырезает из бумаги элементарные фигуры;
-изображает треугольник;
-раскрашивает по контуру изображения;
- схватывает карандаш тремя пальцами;
-делает аппликации из бумаги;
Таким образом, в зависимости от возраста, можно проследить уровень
развития мелкой моторки, также развивать ее в соответствии с возрастом
ребенка.
Итак, связь между рукой и мозгом неимоверно важна, головной мозг
является комплексной частью нервной системы, в головном мозге человека
центры, отвечающие за оба эти действия, находятся рядом, а потому, пытаясь
развить одно, ребенок стимулирует развитие и другого. В коре больших
полушарий человека наиболее широко представлены те органы движений,
которым принадлежит основная функция в деятельности и общении.