Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики у детей с особыми потребностями

Елена Фиклеева
Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики у детей с особыми потребностями

В развитии детей с множественными психофизическими нарушениями прослеживается общая закономерность, которая объясняется особой отягощённостью условий раннего развития ребёнка. Наличие не одного, а двух и более первичных нарушений чрезвычайно обедняет контакт ребёнка с внешним миром, он попадает в условия сенсорно – моторной, эмоциональной и культурной депривации, что приводит к недоразвитию и ущербу психических и физических функций ребёнка.

Очень часто у детей данной категории развития тактильное чувство и вообще телесное чувство грубо повреждены и нуждаются в дальнейшем восстановлении, так как многие из этих детей часто пребывали в отделении интенсивной терапии, перенесли тяжёлые операции и общий наркоз. С самого рождения она часто получали курсы болезненных инъекций и болезненный массаж. И эти болезненные телесные ощущения могут преследовать их долгое время и откладывать тяжёлый отпечаток на все контакты с окружающим миром.

В данном случае нельзя говорить о реабилитации, так как реабилитация подразумевает восстановление утраченной функции организма. Речь может идти только о коррекции. Своевременно и умело организованная работа позволит ребёнку продвинуться в развитии.

Несмотря на то, что дети со сложными и множественными психофизическими нарушениями развития очень разные, начальные этапы коррекционной работы требуют решения одних и тех же задач и, соответственно, единых подходов. Первоначальная задача – это налаживание общения ребёнка и взрослого, активного с обеих сторон и на языке, понятном и доступном для ребёнка. Для ребёнка с сенсорными нарушениями это, прежде всего, язык тела и тактильные ощущения ребёнка. Именно тактильная (кожная) чувствительность очень важна для развития ребёнка. Тактильные ощущения это первые ощущения, с которыми встречается ребёнок в своей жизни, одна из форм общения ребёнка с окружающим миром. Ощущения, которые ребёнок получает от общения с матерью (или ухаживающим за ним взрослым) накапливают опыт тактильной чувствительности, развивают его тактильное восприятие, что ведёт к стимуляции его умственной деятельности.

Тактильная или общая чувствительность занимает особое место среди различных видов чувствительности. Будучи одной из самых древних, она является базой для формирования зрительного и слухового восприятия. Кроме того, общая чувствительность является основой всех видов движений. Академик и крупный научный деятель А. А. Ухтомский в своих работах убедительно доказал, что тактильные ощущения являются сигналом активно-двигательных рефлексов: хватания, удержания, манипулирования.

Исходя из вышесказанного, мы делаем следующий вывод: для ребёнка со сложными и множественными психофизическими нарушениями очень важно развитие тактильной чувствительности и собственных движений, так как это играет важнейшую роль в дальнейшем психофизическом развитии ребёнка. Активность кожи рук, движения пальчиков не только способствуют развитию познавательных функций, но и оказывают мощное стимулирующее воздействие на мозг ребёнка.

Итак, как только ребёнок появляется на свет, он ощущает прикосновения всей поверхностью своего тела. Взрослый, ухаживая за ребёнком, берёт его на руки, гладит по головке и ручкам, смотрит в глаза, разговаривает. Этими простыми действиями взрослые стимулируют тактильные ощущения малыша.

Достигнуть положительной динамики развития чувствительности тела, параллельно выявляя имеющиеся нарушения чувствительности детей со сложными психофизическими нарушениями, как показала практическая часть нашей работы, помогло использование следующих приёмов стимулирования: прикосновение тканями различной фактуры (бархат, хлопок, вельвет, шёлк, атлас и др.) к ручкам, ножкам, животику, спинке малыша; вкладывание кусочков ткани в руку ребёнка; засыпка тела ребёнка шариками; опутывание тела ребёнка лентами; поглаживание; пожатие рук; прикосновение тёплой грелкой; ритмичное похлопывание; помещение ребёнка в сенсорный бассейн; выкладывание на различные поверхности (махровое полотенце, фланелевую пелёнку, шёлковый платок, вязаное полотно и т. п.).

В дальнейшей работе, нацеленной на достижение положительных результатов в развитии тактильно-двигательного восприятия, целесообразно проводить с ребёнком следующие упражнения и игры. Поглаживание ваткой, мягкой игрушкой доступных частей тела: щёк, шеи, ладоней, пальцев рук, ног. Поглаживание поролоном, щёткой, плотной тканью. Поглаживание с использованием гипертермии и гипотермии (марлей, салфеткой, смоченной в холодной и тёплой воде, резиновой грушей, игрушкой грелкой). Прокатывание по рукам, ногам, предплечьям войлочных, резиновых, пластмассовых шариков. Обдувание обнажённых частей тела феном, обмахивание веером. Растирание (более интенсивное и сильное поглаживание) кистей, стоп, каждого пальца рук и ног. Массирование тела мехом, шерстяным лоскутком, щёткой, звучащей игрушкой.

Так же необходимо побуждать ребёнка выполнять сопряжённые действия по обследованию поверхности различных предметов. Во время данных действий руки педагога выполняют направляющие действия: в руках педагога руки ребёнка, которыми он проводит по поверхности обследуемого предмета. Упражнять в совместном сжимании резиновых мячей, резиновых игрушек. Развивать восприятие собственного тела путём сопряжённого ощупывания частей тела (обязательны пояснения педагога). Очень действенны для развития пальчиков игры с кисточками и помпонами.

Планируя работу по развитию тактильных ощущений и мелкой моторики на начальном этапе коррекционной работы по развитию сенсомоторного восприятия детей с множественными психофизическими нарушениями, мы учитывали, что стимуляция кожной чувствительности и мелкой моторики проходит через все режимные моменты и все виды деятельности ребёнка.

Благодаря проведённой работе заметно улучшились все показатели развития тактильных ощущений и мелкой моторики, что подтверждает правильность и эффективность сочетания выбранных форм и методов нашей работы.

Публикации по теме:

Особенности проведения занятий по физической культуре у детей со сложной структурой дефекта Особенности проведения занятий по физической культуре у детей со сложной структурой дефекта (на примере детей с расстройствами аутического.

Профилактика тревожности как средство развития положительного отношения к окружающей средеПрофилактика тревожности как средство развития положительного отношения к окружающей среде В дошкольном возрасте наиболее стремительно происходит физическое и психическое развитие. Все мы знаем, что большое значение в развитии.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Транспорт
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики у детей с особыми потребностями
Опубликовано: 5 января 2015 в 00:43
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Фотоотчёт тематического развлечения «День рождения Чебурашки»
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию фотоотчёт небольшого тематического развлечения «День рождения Чебурашки». Праздник возник в 2005 году, когда...
Мастер-класс «Русалочка из пластиковой ложки»
23 августа на МААМ. РУ отмечали день рождения знаменитой скульптуры «Русалочка». Посмотрела на работы коллег и их воспитанников и захотелось сделать тоже...
Фотоотчет «Волшебный мир соломенного царства»
Фотоотчет. «Волшебный мир соломенного царства». Лариса Гацко. Блог. Весной-травкой шелковистой, Летом – нивой золотистой, Ну, а зимнею порою –...