Наталья Урманова
Сенсорное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей раннего возраста.
Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т. д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни, важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка.
Основные сенсорные эталоны
Ребенок учится воспринимать свойства предметов и сравнивать выявленные качества одного объекта с аналогичными свойствами другого. Поэтому ребенок получает в процессе сенсомоторного развития определенные лекала, по которым он выполняет сравнение и сопоставление воспринятых образов. Эти мерки – сенсорные эталоны, представляющие собой общепринятые образцы внешних критериев предметов:
1. цвет
2. форма
3. величина
4. вкус
5. запах
Сенсорное развитие детей раннего возраста не даст результата, если ребенок не усвоил эталоны. Важно научить малыша выражать в словесной форме накопленные тактильные, слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые образы, что делает их четкими и устойчивыми в представлении ребенка. На специальных занятиях с дидактическими материалами, игрушками, строительным материалом дети накапливают сенсорные впечатления, учатся их осознавать, систематизировать, расширять и использовать на практике. Так же сенсорное развитие можно включить во все стороны детской деятельности, такие как развитие движения, игровая деятельность, речевое развитие, изобразительную деятельность, музыкальное воспитание и служит их дальнейшему развитию
Сенсорное развитие детей осуществляют через разные формы и методы работы:
Игры– экспериментирования:
Дети очень любят экспериментировать. Самым оптимальным вариантом детских экспериментов в детском саду и дома такие материалы как песок и вода.
Дидактические игры.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и другими свойствами предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное развитие – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталоном. Прежде чем начать игру, нужно вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Этого можно достичь различными приемами, используя потешки, дидактические игрушки.
Знакомство малышей с цветом мы начинаем с четырё х основных цветов: красного, жёлтого, зелёного и синего. Только после того, как дети научаться без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, мы знакомим их с белым, чёрным, оранжевым и фиолетовым цветами. В уголке по сенсорике организовываем дидактические игры:
«Посади бабочку на цветок»
«Ниточки для шариков»
«Спрячь мышку»
«Подбери перышко для петушка»
Знакомство с формой
Начинаем с простых фигур: кругом и квадратом. Помогаем обвести контуры фигур пальцем. Когда малыши усвоят эти формы, знакомим с треугольником, прямоугольником и овалом. Параллельно даем представление об объемных геометрических телах – шаре, кубе, кирпичике. В работе с детьми используем дидактические игры.
«Бусы»
«Подбери фигуру»
«Заштопай штанишки»
Знакомство с величиной:
Сначала мы сравниваем два предмета, например, большой и маленький кубики, высокая и низкая башня. Затем добавляем третий объект – средний величине. Сначала величину обозначаем словами: такой – не такой, затем: большой – маленький, а в последующем используем понятия: высокий – низкий; узкий – широкий; длинный – короткий.
С детьми используем дидактические игры:
«Веселые матрешки»
«Неваляшки»
«Большие и маленькие мячи»
«Большие и маленькие кубики»
«Большие и маленькие пирамидки»
Знания о цвете величине и форме
Знания о цвете величине и форме закрепляются, расширяются, когда проводим с детьми подвижные игры: «Разложи мячи в корзины», «Найди свой домик», «Карусели».
Для развития тактильных ощущений используйте такие игры как, «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Чудесный мешочек».
Так же необходимо помнить об индивидуальных особенностях восприятия каждого ребенка. Нельзя проводить обучение, принуждая ребенка к занятиям. Наилучшим способом заинтересовать ребенка получить информацию об окружающем мире – это игра, так как это основной вид деятельности в детском саду.
Благодаря сенсорному развитию развиваются такие целевые ориентиры образования в раннем возрасте как :
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,
- стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; - владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.