Меликова Елена Викторовна
Современные подходы к управлению качеством дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы к управлению качеством дошкольного образования.
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.
Ответственность за успешное развитие системы дошкольного образования в значительной степени ложится на муниципальные органы управления. Именно управление образования должно создать определенные организационные и педагогические условия, которые позволят системе дошкольного образования стабильно функционировать и развиваться.
Публикация «Современные подходы к управлению качеством дошкольного образования» размещена в разделах
Представители педагогической науки (В. А. Кальней, Д. М. Шишов) считают качество социальной, психолого–педагогической категорией и в своих исследованиях доказывают необходимость диагностического, достоверного подхода к оценке качества образования. Качество образования неоднозначно трактуется с позиций различных методологических подходов : как уровень развития личности, как готовность выпускника к вхождению в другую образовательную систему, как определение степени реальных изменений, достижения конкретных результатов деятельности.
Руководителям системы дошкольного образования и воспитателям необходимо знать и ориентироваться прежде всего в способах повышения эффективности и направлениях совершенствования качества образования в дошкольных образовательных учреждениях разных типов и видов.
Основой содержания дошкольного образования определены направления, образовательные области, соответствующие основным линиям развития ребенка:
1. Социально-коммуникативное развитие.
2. Познавательное развитие.
3. Речевое развитие.
4. Художественно-эстетическое развитие.
5. Физическое развитие.
Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада. Условия реализации основной общеобразовательной программы должны отражать возможности и гарантии общества и государства в организации и предоставлении общедоступного и бесплатного дошкольного образования в объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
«Качество» рассматривается как совокупность свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям ДОУ на основе требований и стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса.
Большинство ученых рассматривают качество образования в трех аспектах :
качество условий, качество процесса образования, качество результатов.
Современная наука и практика определяет следующие направления совершенствования условий:
Прежде всего, это финансирование дошкольных образовательных учреждений, т. е. переход их на долевое финансирование. Уже сегодня используются механизмы, которые способствуют улучшению финансового положения в ДОУ (регулирование родительской платы за услуги ДОУ в зависимости от реальных затрат в расчете на одного ребенка и вида ДОУ; реализация дополнительных программ образования).
Второе направление совершенствования качества условий образования касается вопросов кадрового обеспечения ступени дошкольного образования и повышении профессиональной компетентности педагогов.
Работающим специалистам необходима постоянно пополняющаяся информация о наличии программ, методических комплектов к ним, традиционных и нетрадиционных технологиях, количество которых постоянно увеличивается.
Проблема управления качеством условий дошкольного образования требует повышения управленческой культуры руководителей ДОУ по актуальным проблемам. Такие как:
- развитие персонала и создание условий для повышения качества образовательного процесса в ДОУ;
- совершенствование качества методической службы;
- овладение технологией управления качеством работы по целям и результатам;
- овладение социально-психологическими методами работы с педагогическим коллективом и теорией менеджмента
-овладение методами количественной оценки качества образования
Следующим аспектом качества образования является образовательный процесс, который имеет свои специфические рычаги управления. Прежде всего, образовательный процесс должен осуществляться в условиях развивающего взаимодействия между педагогами, детьми и родителями.
Второй путь управления качеством образовательного процесса предполагает воздействие на его компоненты– целевой, содержательный, деятельностный, результативный.
Совершенствование целевого компонента образовательного процесса предполагает учет и коррекцию всего многообразия целей (образовательные, воспитательные, развивающие, коррекционные) на каждом этапе.
Совершенствование деятельностного компонента образовательного процесса подразумевает создание развивающих условий для приобретения самой возможности получать знания, умения и навыки; использования их для познания и преобразования мира; переживания чувства эмоционального предвосхищения и формирование эмоционально-смыслового отношения к самому процессу общения с другими людьми.
Результативный компонент отражает эффективность протекания образовательного процесса, характеризует достижения в соответствии с поставленной целью.
Третий путь совершенствования образовательного процесса в ДОУ, предполагает формирование связей между информационным, коммуникативным и организационно - деятельностным компонентами педагогической системы. Основой совершенствования системы управления качеством образовательного процесса в ДОУ выступают единство компонентов, целостность и гибкость функционирования системы воспитательно-образовательной или коррекционно-развивающей работы в ДОУ.
Качество результатов дошкольного образования должно затрагивать оценку не только текущих и конечных, но и отдаленных результатов развития, воспитания и обучения детей.
На качество образования влияет инновационная деятельность, которая стимулирует потенциальные возможности педагогов, их творческие способности. В дошкольном образовании сегодня сложились определенные системы, которые отслеживают качество образования. Показатели качества условий определяются в результате лицензионной экспертизы ДОУ, показатели качества образовательного процесса анализируются в ходе аттестации ДОУ, показатели качества результата образовательного процесса в дошкольном учреждении изучаются в процессе диагностики готовности выпускников ДОУ к обучению в школе, оценки уровня их физического и психического развития.
Самым главным механизмом управления качеством работы ДОУ с точки зрения общего целеполагания выступают «Программа развития ДОУ», «Образовательная программа ДОУ» и годовой план.
Управление по результатам предполагает взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата, который определен и согласован со всеми членами организации, что очень значимо.
Направленность всей системы управления на конечный результат предполагает не только особую мотивационно – целевую ориентацию руководителя ДОУ, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности.
Применяя технологию индикаторного управления, меняя систему индикаторов и показателей, включённых в обязательную отчётность ДОУ, заведующая и старший воспитатель могут активно влиять на развитие инновационной активности в системе управления ДОУ на всех ее уровнях.
Безусловно, каждая технология управления, как и любое явление, имеет свои плюсы и минусы и задача каждого управленца определиться в своем выборе и смоделировать систему управления качеством своего ДОУ, используя современные научные и практические наработки.
Механизмом, который позволяет качественно осуществлять управленческий процесс в условиях его объективного оценивания, выступает мониторинг.
Таким образом, проблема качества дошкольного образования имеет много аспектов, которые являются перспективой деятельности как всех управленцев и коллективов ДОУ, так и образовательных учреждений, которые занимаются подготовкой и переподготовкой кадров.
Следовательно, объектами оценки качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения может являться непосредственно образовательная программа и условия её реализации. В связи с этой установкой и встаёт проблема контроля качества. Ребёнок, пришедший в детский сад, должен получить дошкольное образование хорошего качества.
Считаю, что оценка качества образования должна носить системный характер и осуществляться на всех уровнях.