Приложение МААМ

Современные подходы к управлению качеством дошкольного образования

Меликова Елена Викторовна
Современные подходы к управлению качеством дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Современные подходы к управлению качеством дошкольного образования.

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.

Ответственность за успешное развитие системы дошкольного образования в значительной степени ложится на муниципальные органы управления. Именно управление образования должно создать определенные организационные и педагогические условия, которые позволят системе дошкольного образования стабильно функционировать и развиваться.

Публикация «Современные подходы к управлению качеством дошкольного образования» размещена в разделах

Представители педагогической науки (В. А. Кальней, Д. М. Шишов) считают качество социальной, психолого–педагогической категорией и в своих исследованиях доказывают необходимость диагностического, достоверного подхода к оценке качества образования. Качество образования неоднозначно трактуется с позиций различных методологических подходов : как уровень развития личности, как готовность выпускника к вхождению в другую образовательную систему, как определение степени реальных изменений, достижения конкретных результатов деятельности.

Руководителям системы дошкольного образования и воспитателям необходимо знать и ориентироваться прежде всего в способах повышения эффективности и направлениях совершенствования качества образования в дошкольных образовательных учреждениях разных типов и видов.

Основой содержания дошкольного образования определены направления, образовательные области, соответствующие основным линиям развития ребенка:

1. Социально-коммуникативное развитие.

2. Познавательное развитие.

3. Речевое развитие.

4. Художественно-эстетическое развитие.

5. Физическое развитие.

Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада. Условия реализации основной общеобразовательной программы должны отражать возможности и гарантии общества и государства в организации и предоставлении общедоступного и бесплатного дошкольного образования в объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

«Качество» рассматривается как совокупность свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям ДОУ на основе требований и стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса.

Большинство ученых рассматривают качество образования в трех аспектах :

качество условий, качество процесса образования, качество результатов.

Современная наука и практика определяет следующие направления совершенствования условий:

Прежде всего, это финансирование дошкольных образовательных учреждений, т. е. переход их на долевое финансирование. Уже сегодня используются механизмы, которые способствуют улучшению финансового положения в ДОУ (регулирование родительской платы за услуги ДОУ в зависимости от реальных затрат в расчете на одного ребенка и вида ДОУ; реализация дополнительных программ образования).

Второе направление совершенствования качества условий образования касается вопросов кадрового обеспечения ступени дошкольного образования и повышении профессиональной компетентности педагогов.

Работающим специалистам необходима постоянно пополняющаяся информация о наличии программ, методических комплектов к ним, традиционных и нетрадиционных технологиях, количество которых постоянно увеличивается.

Проблема управления качеством условий дошкольного образования требует повышения управленческой культуры руководителей ДОУ по актуальным проблемам. Такие как:

- развитие персонала и создание условий для повышения качества образовательного процесса в ДОУ;

- совершенствование качества методической службы;

- овладение технологией управления качеством работы по целям и результатам;

- овладение социально-психологическими методами работы с педагогическим коллективом и теорией менеджмента

-овладение методами количественной оценки качества образования

Следующим аспектом качества образования является образовательный процесс, который имеет свои специфические рычаги управления. Прежде всего, образовательный процесс должен осуществляться в условиях развивающего взаимодействия между педагогами, детьми и родителями.

Второй путь управления качеством образовательного процесса предполагает воздействие на его компоненты– целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Совершенствование целевого компонента образовательного процесса предполагает учет и коррекцию всего многообразия целей (образовательные, воспитательные, развивающие, коррекционные) на каждом этапе.

Совершенствование деятельностного компонента образовательного процесса подразумевает создание развивающих условий для приобретения самой возможности получать знания, умения и навыки; использования их для познания и преобразования мира; переживания чувства эмоционального предвосхищения и формирование эмоционально-смыслового отношения к самому процессу общения с другими людьми.

Результативный компонент отражает эффективность протекания образовательного процесса, характеризует достижения в соответствии с поставленной целью.

Третий путь совершенствования образовательного процесса в ДОУ, предполагает формирование связей между информационным, коммуникативным и организационно - деятельностным компонентами педагогической системы. Основой совершенствования системы управления качеством образовательного процесса в ДОУ выступают единство компонентов, целостность и гибкость функционирования системы воспитательно-образовательной или коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

Качество результатов дошкольного образования должно затрагивать оценку не только текущих и конечных, но и отдаленных результатов развития, воспитания и обучения детей.

На качество образования влияет инновационная деятельность, которая стимулирует потенциальные возможности педагогов, их творческие способности. В дошкольном образовании сегодня сложились определенные системы, которые отслеживают качество образования. Показатели качества условий определяются в результате лицензионной экспертизы ДОУ, показатели качества образовательного процесса анализируются в ходе аттестации ДОУ, показатели качества результата образовательного процесса в дошкольном учреждении изучаются в процессе диагностики готовности выпускников ДОУ к обучению в школе, оценки уровня их физического и психического развития.

Самым главным механизмом управления качеством работы ДОУ с точки зрения общего целеполагания выступают «Программа развития ДОУ», «Образовательная программа ДОУ» и годовой план.

Управление по результатам предполагает взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата, который определен и согласован со всеми членами организации, что очень значимо.

Направленность всей системы управления на конечный результат предполагает не только особую мотивационно – целевую ориентацию руководителя ДОУ, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности.

Применяя технологию индикаторного управления, меняя систему индикаторов и показателей, включённых в обязательную отчётность ДОУ, заведующая и старший воспитатель могут активно влиять на развитие инновационной активности в системе управления ДОУ на всех ее уровнях.

Безусловно, каждая технология управления, как и любое явление, имеет свои плюсы и минусы и задача каждого управленца определиться в своем выборе и смоделировать систему управления качеством своего ДОУ, используя современные научные и практические наработки.

Механизмом, который позволяет качественно осуществлять управленческий процесс в условиях его объективного оценивания, выступает мониторинг.

Таким образом, проблема качества дошкольного образования имеет много аспектов, которые являются перспективой деятельности как всех управленцев и коллективов ДОУ, так и образовательных учреждений, которые занимаются подготовкой и переподготовкой кадров.

Следовательно, объектами оценки качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения может являться непосредственно образовательная программа и условия её реализации. В связи с этой установкой и встаёт проблема контроля качества. Ребёнок, пришедший в детский сад, должен получить дошкольное образование хорошего качества.

Считаю, что оценка качества образования должна носить системный характер и осуществляться на всех уровнях.

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОССовременные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельностиСовременные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные подходы к управлению качеством дошкольного образования
Опубликовано: 4 ноября 2021 в 13:21
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные подходы к управлению качеством дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Меликова Елена Викторовна (УИ 1883579) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД