Пикалова
Создание ситуации успеха на уроках географии
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: Учитель географии высшей квалификационной категории
Республики Башкортостан Хайбуллинского района
МБОУ СОШ с. Татыр-Узяк
Пикалова Вера Александровна.
Статья на тему: «Создание ситуации успеха на уроках географии».
Каждый человек хотел бы быть успешен в каком-либо деле. Так и ребенок, ученик, был бы счастлив и успешен, получая удовольствие от интересных уроков. Что учителю необходимо сделать для этого?
Публикация «Создание ситуации успеха на уроках географии» размещена в разделах
- География. Уроки географии
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Известно, что педагог должен так организовать учебный процесс, чтобы у учащихся было желание учиться, создать такие условия, чтобы в ходе каждого урока формировалась учебная деятельность.
Учитель должен объяснить, показать, намекнуть, подвести к проблеме, создать ситуацию успеха, поощрить, дать уверенность, сформировать мотивы учения, закрепить авторитет ученика среди одноклассников. Как учитель географии, считаю, что моим ученикам необходимо знать географическую карту, чтобы они усваивали знания географической номенклатуры, развивали пространственное мышление.
Если учитель говорит : «Пустыня Сахара», то ребенок должен видеть ее положение на карте, почувствовать горячее дуновение знойного ветра, увидеть бескрайнее море песка, или напротив, погрузиться в Марианскую впадину, и сразу же оказаться на одиннадцати километровой глубине, на дне Тихого океана, и нас охватывает вечная темнота, и огромное давление воды.
Географическая карта является для учащихся одним из языков «международного общения». Работая с географической картой, учащиеся не только формируют естественно - научную картину мира, но и учатся анализировать, преобразовывать и классифицировать информацию, сравнивать и делать выводы.
На уроках работаем по картам атласа, интерактивным картам, собираем карты – пазлы, это позволяет закрепить знания по географическому положению объектов.
Для лучшего запоминания использую прием мнемотехники – искусство запоминания. Благодаря этим урокам учащиеся с легкостью запоминают очертания стран, регионов, сами могут придумывать, зашифровывать страны в новые образы, которые легко запоминаются. Например: Республика Башкортостан похожа на березовый листок, Италия – на сапог и т. д.
Особенно учащимся нравится принимать активное участие на «вкусных уроках». Например, при изучении темы «Географические координаты», на фруктах можно показать географическую долготу, разрезав апельсин на дольки, а разрезая яблоко кружочками показать географическую широту.
На уроках в 5-6 классах при изучении темы «Литосфера», на примере куриного яйца, учащиеся изучают и легко запоминают внутреннее строение земли, (желток – ядро, белок-мантия, скорлупа - земная кора).
Изучая горные породы и минералы, на примере многослойного торта, можно показать слои горных пород.
Хотите узнать, ради каких пряностей, великие путешественники совершали свои дальние плаванья в Индию и страны Азии?
Предложите ученикам выполните следующее задание : «Перед вами коробочка
со специями (корица, кардамон, лавр, анис, перец, кунжут, т. д, ваша цель разложить специи, назвать их, используя ресурсы интернета, составить краткое описание растений, в какой стране они произрастают, и где применяются».
Чтобы быстрее запомнить название, океанов, их можно зашифровать, используя словосочетание «АИСТ улетел на ЮГ, по первым буквам, учащиеся запоминают Океаны: Атлантический, Индийский, Северный- Ледовитый, Тихий, Южный. Также можно зашифровать крупнейшие реки России, используя слово ОВАЛ, Обь, Волга, Амур, Лена.
Изучая тему «Свойство вод Мирового океана», можно приготовить раствор морской воды четырех океанов. Для этого необходимо взять морскую соль, растворить ее в одном литре воды определенной температуры. Используя данные, с помощью термометра и морской соли, подготовить растворы вод всех океанов.
В Тихом океане t +19,1 гр, соленость - 34,9 промилле, в Атлантическом океане –t+16,9 гр,соленость – 35,5 промилле, В Северном –Ледовитом океане –t- -1,7 гр,соленость -32 промилле, Индийском - t +17,1, соленость 34,8 промилле.
Вывод: чем выше температура, воды, тем выше соленость, чем выше соленость, тем выше плотность воды. В Оренбургской области есть искусственное озеро Развал, где соленость достигает 350 промилле, аналогичное море находится на территории Палестины, Мертвое море с такой же концентрацией соли.
На водной глади этих водных пространств, можно лежать на воде и читать газету, так как плотность воды очень высокая.
На таких уроках учащиеся справляются со всеми заданиями, им интересно узнавать новое. Это позволяет им чувствовать себя успешными.
Самые интересные и запоминающиеся уроки проходят на свежем воздухе. На таких уроках мы учимся ориентироваться на местности, изучаем растительный и животный мир, горные породы, реки, измеряем относительную высоту холма, изучаем почвенный профиль, родники и многие другие объекты. Несомненно, эти знания пригодятся им на практике, в реальной жизни.
Проводя различные опыты, во время внеурочной деятельности занимались исследовательской деятельностью. Например, исследовали песчаный карьер около деревни Переволочан и выяснили, от чего зависит цвет песка в этом карьере. Цвет песка менялся, от бледно – розового до темно фиолетового. Оказалось, что из- за содержания в нем железа, цвет менялся. Также исследовали жеоды бурого железняка. За это исследование на Научно – практической конференции мы получили 2 место.
(Жеоды бурого железняка).
Следующее исследование было проведено в селе Бурибай. Изучали район древнего озера, нашли родники, проводили опыты по определению кислотности почв, собирали растения и определяли их лекарственные свойства, провели опрос населения, которое проживало, примерно семьдесят лет назад на этой территории. За эту работу нам присудили первое место. За эту работу мы получили первое место на
Научно –практической конференции «Открытие» на муниципальном уровне.
К 100- летию республики Башкортостан, Русское географическое общество поставило задачу: отметить на карте Хайбуллинского района 100 родников.
Так родилась еще одна исследовательская работа «Родники села Яковлевка».
Во время этой акции вместе с учащимися занимались очисткой родников, в селах Яковлевка, Татыр-Узяк. Для учащихся 1-4 классов, провели открытое мероприятие «Живи, родник». Также участвуем в различных конкурсах: Например «Птицы Башкирии», экологических викторинах, проводим экскурсии весной, в период ледохода реки Таналык. В настоящее время изучаем русло ручья Дунайка, которое расположено в окрестностях села Татыр –Узяк. Надеемся что, из этого может родиться еще одна исследовательская работа.
В заключение хотелось бы сказать о том, что фантазия учителя безгранична, когда есть источник вдохновения. Это наши ученики, которые обладают огромным жизненным потенциалом. Наша цель: направить их жизненную энергию в нужное русло.