Елена Митенькина
Технология проектной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Технология проектной деятельности в ДОУ
Статья (из опыта работы)
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.
В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании» и ФГОС ДО, образовательное учреждение обязано:
- обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
- обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
Публикация «Технология проектной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
- реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
- помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;
- привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
- обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
В этой связи, возникает проблема поиска новых, инновационных, наиболее эффективных путей и средств решения поставленных задач.
Я считаю, что одной из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых и эффективных технологий в наши дни стала технология проектной деятельности.
Думаю, что все согласятся с тем, что технология проектной деятельности как никакая другая способствует целенаправленному решению поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Именно поэтому я поставила перед собой цель: развитие свободной творческой личности ребенка. И определила задачи по достижению поставленной цели:
• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• развитие познавательных способностей;
• развитие творческого воображения;
• развитие творческого мышления;
• развитие коммуникативных навыков.
Актуальность
Считаю, что актуальность данной технологии очевидна и заключается в том, что проектная деятельность помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах.
Я заметила, что использование технологии проектной деятельности способствует развитию самостоятельнойисследовательской, познавательной, продуктивной деятельности детей, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. А каждый ребёнок при этом может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, быть уверенным в своих силах.
Технология проектной деятельности нашла свое отражение в идеях отечественных ученых Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской. Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.
Новизной данной технологии является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития детей.
Технологию проектной деятельности использую в соответствии со следующими принципами:
• принцип открытости – быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желания.
• принцип деятельностного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых
• принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности.
• принцип природосообразности – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса.
Важно помнить, что основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем; позволять ребенку «прожить» «тему» в разных видах деятельности.
Поэтому, в процессе реализации проекта, я лишь направляю детскую деятельность, выступая источником информации, консультантом, экспертом, а ребенок - исследователь, первооткрыватель, самостоятельный деятель.
В своей практике я использую разные виды проектов : информационные,
исследовательские, творческие; по продолжительности:краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
Каждый мой проект состоит из трех этапов: подготовительный, основной, заключительный.
На первом этапе совместно с детьми выбираем тему проекта,формируем проблему, определяем цель, задачи. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задач.
На втором этапе идет практическая реализация проекта, решаются поставленные в проекте задачи. Моя роль при этом, организация деятельности детей в центрах развития, в обеспечении оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, в контроле его осуществления.
Заключительный этап включает в себя итоговые результаты по реализации проекта и разнообразные итоговые мероприятия: викторины, выставки, стенды, развлечения и т. д. На этом этапе я подготавливаю продукты деятельности к презентации.
Одним из приоритетных направлений моей педагогической проектной деятельности является патриотическое воспитание детей. Основная цель, которой воспитание у дошкольников чувств патриотизма, развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края и России.
Внутри которой, я разработала и реализовала следующие подпроекты : «Я и моя семья», «Поликультурное воспитание дошкольников через взаимодействие с семьями воспитанников», «Культура и традиции народов моего края», «Культура и традиции мордовского народа»,«Сказка, как средство нравственно-патриотического воспитания», где отражались наиболее яркие формы работы по данному направлению, в зависимости от задач проекта.
Все проекты, занятия, опыты и т. д. проводились в совместной и самостоятельной деятельности детей. Организовывалась работа небольшими группами. Это способствовало развитию навыков контроля и самоконтроля, развитию познавательного общения.
Так в процессе работы над проектами «Культура и традиции народов моего края», «Культура и традиции мордовского народа» дети с большим удовольствием рассматривали одежду, музыкальные инструменты и их звучание, предметы быта, национальные блюда мордвы, татар и русских. Дети выявляли основные признаки, замечали изменения и рассказывали об этом.
Для более полного усвоения материала мною были изготовлены дидактические игры: «Знакомство с куклой в мордовском национальном костюме»,«Что это и откуда» ,«Составь узор», «Укрась панар», «Чьи детки?», «Узнай сказку», «Собери сказку», «Кто лишний», «Кому что нужно для работы?», «Путешествие по сказкам».и др., с детьми разучивали народные подвижные игры, слушали народные песни, потешки, сказки и легенды. Дети участвовали в театрализованной деятельности : показывали для детей младших групп сказки «Лиса и заяц», «Сказки бабушки Забавушки», «Колобок на новый лад» (о полезных продуктах питания). Все это помогло закрепить и углубить знания дошкольников.
Работу над проектами я старалась строить в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители становятся активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Так, например при реализации проекта «Я и моя семья», родители совместно с детьми изготавливали герб семьи и генеалогическое древо, а также выпускали газету «Моя семья».А при реализации проекта «Культура и традиции народов моего края» родители приняли участие в изготовление блюд своей национальности.
По завершению проекта были проведены различные мероприятия: развлечения, итоговые или открытые занятия и др. Так в заключение реализации проекта «Сказка, как средство нравственно-патриотического воспитания» было проведено открытое занятие «В гостях у сказки»,а в завершение проекта ««Культура и традиции народов моего края» развлечение «Дом Дружбы».
Результативность педагогического опыта.
Использование в своей педагогической практике технологии проектной деятельности дало высокие результаты. Так, например, на начало реализации проекта, дети показали следующие результаты: высокий уровень – 25, средний уровень – 37, низкий уровень – 38
а на конец реализации проекта они значительно улучшились:высокий уровень – 63, средний уровень – 37, низкий уровень – 0
Диагностика проводилась по следующим критериям.
Ребенок может определить эмоциональные состояния и эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей Ребенок умеет передавать содержание не-больших литературных произведений, составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине. Знает свои имя и фамилию, страну и адрес проживания, имена и фамилии родителей, их место работы и род занятий, свое близкое окружение. Знает герб, флаг, гимн России, столицу; может назвать некоторые государственные праздники и их значение в жизни граждан России Может назвать некоторые достопримечательности родного города/поселения Итоговый пока-затель по каждому ребенку (среднее значение)
Итак, я считаю, эффективность технологии проектной деятельности заключается в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.