Загидуллина Юлия
Конструктивно-модельная деятельность с детьми во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Загидуллина Ю. П., воспитатель МБДОУ
детского сада № 35 г. Ангарска
Конструктивно-модельная деятельность в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие» предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
В процессе конструктивной деятельности развиваются познавательные и практические действия. Ребёнок, помимо зрительного восприятия, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель. Происходит формирование пространственных представлений на наглядном материале. Также ребёнок усваивает правильные геометрические названия.
Публикация «Конструктивно-модельная деятельность с детьми во второй группе раннего возраста» размещена в разделах
Конструктивно-модельная деятельность оказывает влияние на эмоционально-личностное становление ребёнка: развивается чувство инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя[3, с 2].
Конструирование из строительного материала – это тот вид деятельности, в котором ребёнку гарантирован успех. К сожалению, сейчас конструированию из строительного материала отводится незначительное место в занятиях с ребёнком.
Анализ показывает, что из-за увеличения количества детей в группах, провести такое занятие достаточно проблематично. А в группах раннего и младшего возрастов дети строят по образцу воспитателя или вместе с ним, и количество деталей используется минимальное.
В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы согласно ФГОС ДО указано, что для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами [5, с. 22].
В связи с этим, нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт работы по проблеме включения в непосредственно образовательную деятельность конструирования из строительного материала
2. Определить содержание игр-занятий и методов по обучению конструированию из строительного материала во второй группе раннего возраста.
3. Создать условия в развивающей предметно-пространственной среде группы.
Термин «конструирование» произошёл от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов [5, с. 8]. Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала[1, с. 5].
Наиболее изученной проблема детского конструирования из строительного материала представлена в работах Э. К. Гульянц, И. Я. Базик, З. А. Богатеевой, которые показали, что практики в ДОУ часто носят репродуктивный характер.
Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов обращали внимание, что детское конструирование соответствует интересам и потребностям маленького ребёнка, а при правильной организации обязательно носит подлинно творческий характер. А. В. Запорожец считал, что при конструировании у ребёнка возникают яркие и «умные» эмоции.
Л. А. Парамонова выделяет два типа конструирования: техническое и художественное. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из крубногабаритных модульных блоков. В художественном конструировании дети, создавая образы, передают их характер, что приводит, по выражению А. В. Запорожца, к формированию «своеобразных эмоциональных образов» [4. с. 32].
Детское конструирование связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, домики и т. п.) и играют с ними, неоднократно их перестраивая по ходу игры.
С целью развития конструктивно-модельной деятельности исследователи предложили разные формы организации обучения конструированию: по образцу, по модели, по условиям, по замыслу, по теме, каркасное конструирование.
Программа конструктивно-модельной деятельности во второй группе раннего возраста (от 2 до 3 лет) предусматривает игры с настольным и напольным строительным материалом, ознакомление детей с деталями (кубик, кирпичик, трёхгранная призма, пластина, цилиндр, с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Дети должны уметь сооружать элементарные постройки по образцу и строить что-то самостоятельно, пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.)
В этом возрасте дети знакомятся с простейшими пластмассовыми конструкторами, совместно со взрослыми конструирует башенку, домики, машины, используются природный материал (песок, вода, жёлуди, камешки и т. п.)
В чём состоит содержание работы по обучению детей раннего возраста конструированию из строительного материала. Прежде всего, малышей знакомят с названиями деталей, их формой, величиной, с вариантами расположения на плоскости (кирпичик лежит, стоит).
На третьем году жизни дети учатся сооружать элементарные постройки, по-разному располагая их на плоскости: кирпичики, выложенные по горизонтали – дорожки, поезд, забор; кубики, поставленные один на другой – башенка, лесенка; кубики в сочетании с кирпичиками – стол, стул, диван, мостик, горка [2, с. 60].
Дети учатся правильно называть предметы строительного материалы (кубик, кирпичик, понимать и правильно употреблять слова (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий); правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т. д.) Ребёнок 2-3 лет усваивает технические приёмы: размещает по горизонтали, накладывает друг на друга, делает несложные перекрытия.
Желательно, чтобы разные по форме детали были окрашены в различные цвета (кубики – в красные, кирпичики – в жёлтые и др.
Методы обучения разнообразны. Основной метод – использование образца, сопровождаемое показом и объяснением процесса выполнения постройки. Затем учит приёмам создания конструкций из ограниченного количества деталей. Создание постройки подчинено игровой задаче. В конце занятия нужно показать малышам, как использовать данную постройку для игры.
После занятия следует показать, как разбирать постройки.
Конструирование должно быть связано с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (игрой, театром и т. д.). Это делает конструктивно-модельную деятельность особенно интересной и эмоционально-насыщенной.
Литература:
1. Белошистая А. В., Играем и конструируем. Книга для родителей и детей 3-4 лет/ А. В. Белошистая. - М. : Дрофа, 2008.- 100 с.
2. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду/Л. В. Куцакова. - М. : Сфера, 2010.- 240 с.
3. Концепция художественного образования в Российской Федерации,- М. : 2001.- 7 с.
4. Поддъяков Н. Н. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий/ Н. Н. Поддъяков, - М: ТЦ Сфера, 2009. – 407 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М. : Центр педагогического образования – М. : Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.
6. ШайдуроваН. В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности/ Н. В. Шайдурова. - М. : ТЦ Сфера, 2008 – 128 с.