Лучший педагог года

Творческий подход в музыкальном воспитании дошкольника

светлана зайцева
Творческий подход в музыкальном воспитании дошкольника

Основная линия педагогической работы с детьми – формирование творческого отношения к явлениям окружающей действительности, как в плане восприятия и познания этих явлений, так и в плане их практического преобразования. Ведь творчество – одна из наиболее содержательных форм психической активности детей, которую следует рассматривать как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самой разнообразной детской деятельности.

Публикация «Творческий подход в музыкальном воспитании дошкольника» размещена в разделах

Многочисленные эксперименты показали, что ребенок не просто усваивает какую-либо информацию, общественный опыт, он может далеко выходить за пределы, проявляя при этом незаурядное творчество : самостоятельно «добывает» новые знания, открывает для себя новые способы умственной деятельности. Это важнейшая закономерность развития детей дошкольного возраста, и наша задача в обучении дошкольников : стимулировать и развивать творчество детей на всех этапах обучения, даже на этапе усвоения так называемых готовых знаний. Ведь и готовые знания должны развиваться творчески.

В области художественного развития идет процесс усвоения и накопления выработанных человечеством знаний об искусстве, формирование эталонных представлении о прекрасном. Одновременно ребенок осуществляет противоположный процесс изменения стабильных норм, выход за их пределы в новые неведомые области, создание новых норм и эталонов прекрасного.

Для активизации мышления и творчества детей необходимо соблюдение меры неопределенности, незавершенности какой-то части знаний. Если мы хотим, чтобы активность детей в процессе обучения не ослабевала, необходимо строить процесс таким образом, чтобы одновременно с формированием ясных, отчетливых знаний оставалась зона неопределенности, чтобы дети сами могли прогнозировать, предполагать, искать ответ. Особую роль в этом процессе играют глобальные психические образования в качестве универсальной основы всех форм поисковой деятельности. Глобальные структуры (это стремительное развитие психики ребенка, лежащие в основе детского воображения и фантазии, способствуют познанию очень сложных связей и зависимости внешнего и внутреннего мира, и, что очень важно, являются основой развития всех видов детского творчества.

Необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие – это накопление опыта исполнительства.

В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания для того, чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления. Развитие детского творчества ведется поэтапно : от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового – измени, придумай, сочини, к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни.

Для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада, большинство овладевают ими к старшему возрасту. Тем не менее, песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания : спеть свое имя, сочини колыбельную или плясовую кукле, мишке и т. д.

Для накопления слухового опыта, развития музыкально - слуховых представлений и чувства ритма предполагаются соответствующие задания, упражнения, где в процессе проблемного обучения дети самостоятельно находят тонику, выразительную интонацию («музыкальное эхо», мажорный или минорный лад, выстраивают соотношение звуков по высоте и длительности, подбирают нужный жанр, импровизируют музыкальные вопросы и ответы, сочиняют попевки определенного настроения на заданный текст. Творческие проявления детей в ритмике так же, как и в пении и игре на детских музыкальных инструментах, являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать свой музыкально - игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств, и если он владеет необходимыми двигательными навыками. Поэтому, на музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье необходимо приучать детей вслушиваться в музыкальное произведение, чтобы они умели хорошо ориентироваться в нем, и в процессе проблемного обучения стремились к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.

Программная музыка занимает ведущее место для творческих проявлений в ритмике, но обязательно предлагается и классическая и современная музыка, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства.

Слушание инструментальных и вокальных произведений, беседы о выразительных средствах музыкального языка, сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей – все это необходимо детям для инструментального творчества. Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, - владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения.

Очень эффективны парные задания на импровизацию музыкальных образов, контрастных между собой. Они заостряют внимание детей на необходимости передать определенное настроение в своей импровизации или сочинении, по-разному их эмоционально окрасить. Подобные задания рекомендуется давать в эмоциональной, образной форме, будить фантазию, воображение ребят поэтическими сравнениями, метафорами, использовать сказочные сюжеты.

Важно заострять внимание дошкольников, что любое звукоподражание можно передать по – разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда становится темно и страшно…

Творческие задания малыши могут выполнять и коллективно – шумовой оркестр, что поможет ребятам глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки. Интересно инструментовать мелодии для детского оркестра, вместе с ребятами найти наиболее выразительные тембры инструментов, придумать различные варианты оркестровки. Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки : всадник может скакать беззаботно, весело, бодро или торопливо, стремительно, решительно; он может ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства.

В процессе выполнения творческих заданий непроизвольно идет закрепление и усвоение музыкального словаря : регистр, жанр, лад, тоника, оркестр, соло, трио, хор и т. д.

Таким образом, в игровой и довольно доступной детям обстановке, идет воспитание и творческое развитие малышей в детском саду.

Публикации по теме:

«Инновации в музыкальном воспитании». Консультация для родителей . Инновации в музыкальном воспитании дошкольников Музыкальное развитие старших дошкольников, посещающих группы кратковременного пребывания,.

Фотоотчёт «Творческий подход к декорированию стен в группах детского сада»Фотоотчёт «Творческий подход к декорированию стен в группах детского сада» «Творчество – это, прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления, подходов к делу, только в этом случае можно создать что –.

Из опыта работы «Индивидуальный творческий подход к отдельно взятому ребенку»Из опыта работы «Индивидуальный творческий подход к отдельно взятому ребенку» Индивидуальный творческий подход, к отдельно взятому ребенку в ДОУ, в современной образовательной системе — явление общепринятое. Но, что.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника»Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость.

Консультация о воспитании папы в жизни дошкольника «Я и папа» к 23 февраляКонсультация о воспитании папы в жизни дошкольника «Я и папа» к 23 февраля В рамках проектной деятельности «Поздравляем наших пап с Днем Защитника Отечества» подготовили для пап консультацию и поздравительное.

Консультация «Роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка»Консультация «Роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка» Консультация «Роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка».Уважаемые родители! Музыка является одним из богатейших и действенных средств.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Творческий подход к развитию связной речи у детей с ОНРТворческий подход к развитию связной речи у детей с ОНР Представляю Вашему вниманию творчество детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, посещающих занятия логопеда ДОУ поповой Н. А. Детьми была.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» В настоящее время остро стоит проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом подходе. В основе моей работы лежит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий подход в музыкальном воспитании дошкольника
Опубликовано: 1 апреля 2021 в 19:13
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД