Папки-передвижки

Проект «Улыбка малыша в период адаптации»

Марина Рей
Проект «Улыбка малыша в период адаптации»

Улыбка малыша в период адаптации в детском саду

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным про-странством, с новым окружением и новыми отношениями [4].

Публикация «Проект „Улыбка малыша в период адаптации“» размещена в разделах

Адаптационный период - один из самых сложных в жизни ребенка [2]. Строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения - всё это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и пр.) [3]. Адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть, каждый ребенок привыкает по-своему.

Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образования: введение Федеральных государственных требований и появление новых форм обучения и воспитания дошкольников, становится более чем актуальной, так как от ее своевременного решения зависит уровень их физической и умственной работоспособности, здоровья.

Положения ФГОС ДО делают акцент на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка [1].

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитив-ным результатам (адаптированности, т. е. совокупности всех полезных изменений организма и психики, или негативным (стрессу). Чтобы адаптация не приводила к негативным процессам необходимы решительные действия со стороны взрослых. Активная работа педагогов ДОУ, а также их активное сотрудничество с родителями позволит добиться должного результата в решении этой проблемы.

В 2021 году на базе корпуса 3 МБОУ «СОШ №17» была проведена экспериментальная работа по адаптации детей раннего и младшего дошокольного возраста к условиям ДОУ посредством реализации проекта «Улыбка малыша в период адаптации».

Проект «Улыбка малыша в период адаптации» направлен на сохране-ние и укрепление физического и психологического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. В результате осуществления данного проекта задействованы воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста, родители.

Цель данного проекта – оказание помощи детям в процессе адаптации к ДОУ.

Основные задачи проекта :

1. Преодолеть стрессовые состояния у детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду.

2. Снять эмоциональное и мышечное напряжение у детей.

3. Снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тре-вогу, агрессию у детей.

4. Развивать у детей внимание, восприятие, речь, воображение.

5. Развивать у детей чувство ритма, общую мелкую моторику, координацию движений.

6. Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

7. Развивать игровые навыки, произвольное поведением у детей.

8. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Ожидаемые результаты реализации проекта «Улыбка малыша в период адаптации» :

1. Благоприятный адаптационный период детей раннего и младшего дошкольного возраста.

2. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада.

3. Привлечение родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической службой ДОУ.

4. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в во-просах воспитания, обучения и развития детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации.

5. Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

6. Создание открытой системы взаимодействия участников образова-тельного процесса.

Организуя образовательную деятельность по реализации проекта «Улыбка малыша в период адаптации» применялись следующие формы работы:

1. Элементы телесной терапии (обнять, погладить).

2. Релаксационные игры.

3. Подвижные, дидактические игры, игровые ситуации.

4. Чтение, рассказывание, беседы.

5. Игровые методы взаимодействия с ребенком, основная задача кото-рых формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю.

6. Игрушки – забавы, игрушки – сюрпризы.

7. Игры - занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки, игры - имитации.

В ходе реализации данного проекта нами применялись следующие методы и приемы работы:

1. Наглядные:

а) презентации;

б) видеоролики;

в) фотовыставки.

2. Практические:

а) обыгрывание;

б) рассматривание (рассматривание на стенде картин с изображением зимних пейзажей; рассматривание подборки картин художников с изображением матери и ребенка и т. д.);

в) физкультминутки и артикуляционная гимнастика.

3. Словесные:

а) ситуативные беседы с детьми;

б) вопросы, объяснение, пояснение, указание;

в) разучивание потешек, стихотворений.

4. Игровые:

а) дидактические игры;

б) настольно-печатные;

в) пальчиковые игры;

г) сюжетно-ролевые, игры с элементами театра.

Так, в рамках проекта с детьми проводились игры на налаживание контакта с ребенком («Хлопушки», «Дай ручку!», «Привет! Пока!», «Хлопаем в ладоши!», «Ку-ку!», «Лови мячик!», «Петрушка», «Котенок», «Шарик», «Качели», «Хоровод», игры на формирование культурно-гигиенических навыков («Как мама учила мишку правильно кушать», «Учим куклу вытираться полотенцем», «Туфельки поссорились-подружились», «Как мы моем ручки и отжимаем ладошки», «Сделаем из носочка гармошку», «Куклы проснулись и одеваются», «Научим куклу Катю раздеваться», игры направленные на освоение окружающей среды («В гостях у матрешки», «Соберем игрушки», «Вместе с мишкой» и т. д., пальчиковые игры («Здравствуй, солнце золотое!», «За работу», «Утята», «На работу», «Воздушные щелчки», «Ладушки, ладушки – где были?», «Я пеку, пеку, пеку…», рассматривание фотоальбома «Детский сад у нас хорош!», настольно-печатные игры, подвижные игры («Смотри, что я могу», дыхательная гимнастика, оказывающая успокаивающее действие на нервную систему дошкольников. При помощи игр-забав («Минутка заводной игрушки», «Воздушные шары», «Кто это хлопает в ладоши?») у детей развивались навыки взаимодействия друг с другом.

Особенно хотелось бы отметить дидактические игры («Назови, где спрятался мишка», «Светофор», «Сколько?», «Здравствуй я пришёл», «Чудесный мешочек», «Угадай, кого позвали!», целью которых было ободрение робких детей. Такие игры развеселят плачущего, успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

С детьми проведены беседы на темы: «Как много интересного вокруг», «Кто у нас хороший?», «Я – девочка, я – мальчик», «Мальчики и девочки», «Наша няня» целью которых было:

1. Познакомить детей с окружающим в группе и с площадкой на улице.

2. Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей, преодолеть застенчивость.

Сгладить адаптационный период помогли физические упражнения и игры «Прокати мяч», «Все дальше и выше», «Мяч». В процессе таких игр малышам предлагали каталки, машинки, мячи, для создания условий для самостоятельных упражнений.

Проведенные адаптационные игры («Загляни ко мне в окошко», «Мы шли, шли, шли и что-то нашли» и т. д.) способствовали сближению детей, воспитывали дружеские, доброжелательные отношения в группе, а также формировали эмоционально-нравственные основы поведения детей.

Таким образом, применяя данные методы и приемы работы с детьми, нам удалось:

1. Познакомить детей с детским садом и друг с другом.

2. Помочь детям избавиться от страхов, застенчивости.

3. Затормозить отрицательные эмоции. Настроить на положительные эмоции.

4. Снять эмоциональное напряжение в течение дня, работать по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.

5. Ежедневно, последовательно, без назидательства, вводить правила поведения в группе и приучать к режиму дня.

6. Развить культурно-гигиенические навыки.

7. Развить эмоциональную сферу, коммуникабельность.

8. При помощи дидактических игр оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Работа по адаптации дошкольников раннего и младшего дошкольного возраста в процессе реализации проекта «Улыбка в период адаптации» осуществлялась при взаимодействии с родителями, ведь у родителей также необходимо формировать активную позицию по отношению к процессу адаптации детей.

Работа с родителями в рамках проекта проходила следующим образом:

1. Оформлена и обновлена развивающая предметно-пространственная среда.

2. Подобраны и оформлены картотеки игр.

3. Проведена виртуальная экскурсия по группе.

4. Проведено анкетирование с родителями «Давайте познакомимся».

5. Проведено родительское собрание: «Давайте познакомимся!».

6. Осуществлялось консультирование - повышение психолого-педагоги-ческой компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации. В рамках данного направления были проведены групповые консультации на темы: «Я сам» (Как научить ребёнка одеваться, «Детские капризы», а также осуществлялось индивидуальное консультирование родителей.

7. Проводилась просветительская работа с родителями: Онлайн-выставка детских фотографий «Как я играю»; Информация в родительский уголок «Читаем дома», «Режим дня», «С вашими детьми работают…».

8. Были подготовлены памятки и буклеты «Первый раз в детский сад», «Период адаптации детей к условиям ДОУ», «Играем всей семьей».

По результатам оказания помощи детям в процессе адаптации к ДОУ в ходе реализации проекта «Улыбка малыша в период адаптации» мы смогли добиться следующих результатов:

1. Между ДОУ и семьями воспитанников удалось установить партнер-ские, доверительные отношения.

2. Была создана открытая система взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

3. Адаптация детей и родителей к условиям детского сада прошла ус-пешно. Дети стали проявлять положительное отношение к педагогам и сверстникам. Эмоциональное самочувствие дошкольников нормализовалось. Была повышена психолого-педагогическая компетенция родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации.

4. У детей отмечалось снижение заболеваемости в период адаптации к детскому саду.

Таким образом, задачи и цель разработанного нами проекта «Улыбка малыша в период адаптации» были достигнуты в полном объеме, проект является эффективным средством для адаптации раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.

Список литературы

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // КонсультантПлюс

2. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ: практическое пособие / Л. В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2004. – 204 с.

3. Евстратова, Е. А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада / Е. А. Евстратова. – СПб. : Питер, 2015. – 281 с.

4. Лапина, И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: про-грамма психолого-педагогического сопровождения, комплексные занятия / И. В. Лапина. - Волгоград: Учитель, 2012. - 127с.

Публикации по теме:

«Кто в домике живёт». Оформление стены группы в период адаптации«Кто в домике живёт». Оформление стены группы в период адаптации Детский сад – это второй дом для детей. В этом году я набрала малышей. Для того чтобы дети с удовольствием приходили в детский сад, их.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Детское творчество в период адаптации. ФотоотчётДетское творчество в период адаптации. Фотоотчёт К нам в группу приходят всё новые и новые дети. У одних адаптация проходит сравнительно легко, а для других детей этот период очень сложен.

Фотоотчет. Игры детей в период адаптацииФотоотчет. Игры детей в период адаптации Ни для кого не секрет, что период адаптации- это самый тяжёлый период в детском саду для всех; дети чувствуют себя покинутыми родителями,.

Игры детей в период адаптацииИгры детей в период адаптации В. А Сухомлинский писал: «Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих.

Игры для детей раннего возраста в период адаптации Игры для детей раннего возраста в период адаптации. Сгладить психоэмоциональное напряжение в адаптационный период помогут игры, которые.

Игры с водой в период адаптацииИгры с водой в период адаптации Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По дорожке прямиком Ходят ножки босиком Кружат пчелы, вьются птицы, Детвора вся веселится.

Игры в период адаптации (младшая группа) В возрасте 2 -3 лет многие дети начинают посещать детский сад. Первые дни – одни из самых волнующих в жизни каждой семьи. Уютная группа.

Консультация для педагогов «Игры в период адаптации»Консультация для педагогов «Игры в период адаптации» С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными для него. В детском.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Улыбка малыша в период адаптации»
Опубликовано: 13 ноября 2021 в 05:27
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД