Маргарита Гусенкина
Вот такая музыка, или Как приобщить ребенка к музыкальному искусству в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно открывает вам целый мир высоких чувств, сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Вы увидите жизнь в иных тонах и «красках» - писал Д. Д. Шостакович.
Перечитывая эти строки, педагог-музыкант, работающий в таком учреждении, как детский сад с детьми старшего дошкольного возраста, задумывается над тем, как ввести маленького человека в замечательный мир музыки. Достаточно ли той работы, которой занимаются музыкальные руководители? Почему бы не расширить кругозор ребенка, обогатив его музыкальный репертуар новыми песнями, предложив ему игру на фортепиано?
Публикация «Вот такая музыка, или Как приобщить ребенка к музыкальному искусству в условиях ДОУ» размещена в разделах
Именно с этой целью в МДОУ был создан музыкальный кружок «Веселые нотки» и открыта студия по обучению детей игре на фортепиано. Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю во 2-ой половине дня с детьми подготовительной группы. Приглашаются все желающие дети. Разумеется, в известность об этом ставят родителей. На занятиях кружка работа ведется по нескольким направлениям:
1. Развитие и совершенствование музыкального слуха.
2. Обучение пению.
3. Развитие песенного творчества.
4. Знакомство с основами нотной грамоты.
Работая в 1 направлении, приходится учитывать особенности восприятия и мышления старших дошкольников: оно наглядно-образное! Поэтому, говоря о музыкальном звуке, используется наглядный материал, дидактические игры. Опираясь на наглядный материал, можно упорядочить стихийный опыт ребенка, научить его правильно понимать и употреблять термины: «музыкальный звук» и просто «звук», раскрыть перед детьми 6-7 лет особенности музыкального звука : его звуковысотность и продолжительность. В дальнейшем мы говорим об организации звуков во времени.
При обучении детей пению используются элементы методики отечественного педагога В. А. Емельянова (Новосибирск) Сюда входит артикуляционная гимнастика, включающая упражнения на активизацию мышц лица, упражнения для постановки певческого дыхания, развития и совершенствования певческого голоса и работа над песней, конечно (чистое интонирование, ансамбль).
Развивая у детей песенное творчество, ребятам предлагается самим сочинить мелодию на заданный текст - «быть композитором». Можно усложнить задачу : мало придумать мелодию на текст, нужно еще и объяснить, почему мелодия колыбельной получилась спокойной, а мелодия марша для солдатиков – наоборот энергичной и бодрой.
Еще одно направление работы музыкального кружка – это знакомство детей с основами нотной грамоты. Начиная эту работу, детям предлагается ответить на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы не забыть песенку, которая очень понравилась?» И когда ребята приходят к выводу, что ее нужно записать, следует еще один вопрос: «Как?» Таким образом детей подводят к мысли о необходимости «музыкальных букв» - ноток и начинается рассказ о нотном стане, их расположении на нем… Разумеется, используется наглядность: картинки, литература для детей, авторские дидактические игры.
Когда дети раскрылись в работе кружка, возникает следующий вопрос: «А почему бы не предложить ребенку игру на фортепиано?» Ведь он с раннего детства любит подходить к инструменту и стучать по клавишам, часто утверждая, что «умеет играть». К тому же старший дошкольник в недалеком будущем станет первоклассником, и умение расслаблять руку, владеть своими пальчиками поможет ему в приобретении навыка письма. Игра на фортепиано поможет развитию и совершенствованию таких психических процессов, как память (увеличивается скорость запоминания при участии комплекса анализаторов, главный из которых - слуховой, правильность воспроизведения, внимание (увеличивается его объем, устойчивость, продолжительность концентрации, воображение.
Как научить маленького ребенка играть на фортепиано? Задача не из легких. Сразу же появляются вопросы:
1. Желающих играть на фортепиано достаточно. Это и дети, и их родители. Начинать заниматься со всеми желающими или отдать предпочтение более одаренным детям?
2. Как построить занятия с детьми, чтобы не допустить возможное детское и взрослое разочарование? Какими должны стать занятия по обучению игре на фортепиано?
3. Стоит ли настаивать на срочном приобретении родителями инструмента?
4. С какого возраста начинать заниматься с детьми игрой на фортепиано?
Специалисты (А. Д. Артоболевская, Л. А. Баренбойм) утверждают, что оптимальным для начала занятий является возраст ребенка 5,5-6 лет при условии, что к музыке он приобщался с самого раннего возраста и к 5-ти годам уже обладает запасом музыкальных впечатлений, навыками слушания, пения, не говоря уже об общем физическом (достаточно большая рука) и умственном развитии (способность анализировать, сопоставлять).
Начиная работать по обучению игре на фортепиано, перед родителями будущих пианистов не ставится задачи приобрести инструмент. Конечно, хорошо, когда фортепиано в доме у ребенка есть. Но если нет, отчаиваться не стоит. Если родители видят, что игра на инструменте ребенку интересна, доставляет радость, малыш делает успехи, то со временем и при желании, а, возможно, и при поддержке бабушки и дедушки, папа с мамой инструмент приобретут и продолжат музыкальное образование своего ребенка.
А теперь попытаемся ответить на 2 вопрос: какими должны стать занятия по обучению игре на фортепиано, чтобы не оттолкнуть трудностями, не разочаровать монотонностью, не наскучить однообразностью? Ответ один: Интересными! Психологи утверждают, что основным видом деятельности дошкольника является игра, значит, ребенок должен учиться играя. Следовательно, значительное место в обучении игре на фортепиано занимают игры, подтекстовки, считалочки. Задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка, с помощью игр и упражнений ввести в сложную для него область, где малыш получит первые представления о свойствах фортепианного звука, о нотной грамоте, начальные знания и умения как исполнитель: играть не связно (non legato, связно (legato, «переливая» мелодию из пальчика в пальчик, свободной, не зажатой рукой, элементарно контролировать свою игру, прикосновение к клавише.
Но игры используются не только для закрепления, разнообразия и занимательности. Они должны быть обучающими, приковывать внимание к занятиям, заставлять мыслить. Игра требует сообразительности, настойчивости, развивает воображение. Игровые приемы должны быть эмоционально окрашены, отвечать задачам нравственного воспитания, чтобы в ходе игры ребенок помогал, защищал. На занятия к ребенку приходят гости, которые обращаются за помощью. Малыш охотно помогает им и лучше понимает и усваивает материал.
Игры и игровые упражнения имеют разные цели. Так, игровое упражнение «Попади в цель» помогает ребенку понять, что прикасаться к клавише надо кончиком пальца, опуская его на подушечку, а считалочка «Раз, два-острова» и «Звонкая песенка» позволяют ребенку «быть композитором», т. е. прохлопать и самому записать ритмический рисунок песенки и считалочки.
В обучающей игре «Чей домик?» происходит знакомство ребенка с расположением клавиш на фортепиано, их названием и обозначением звуков «музыкальными буквами»- нотками (чтобы записать, не забыть а при желании и воспроизвести понравившуюся мелодию).
Дидактическая игра «Клоуны», где происходит знакомство ребенка с двумя клоунами - грустным по имени Бемоль и веселым по имени Диез, а также с королем цирка по имени Бекар, дает представление о знаках альтерации.
Широкое использование игр, игровых упражнений сделало возможным обучение игре на фортепиано старших дошкольников. Во 2-ом полугодии желающим детям подготовительной группы (с согласия родителей) предлагаются индивидуальные занятия., где они знакомятся с инструментом, его устройством, способом звукоизвлечения, аппликатурой, а также начинается работа по организации руки для игры на фортепиано (так называемая «лепка рук», дается представление и формируется навык правильной посадки за инструментом. Для достижения этих целей используются самые разнообразные методы и приемы. Это и показ, и словесное объяснение, и игровые упражнения( «часики», «попади в цель»). Параллельно с помощью дидактических игр уточняется представление о музыкальном звуке : его громкости (д/и «Почта», продолжительности (д/и «Выполни задание», высоте (д/и «Три медведя», упражнение «Бубенчики», а также об организации звуков во времени, т. е. ритме «Ритмическое лото-2»)
Предлагаются ребенку и упражнения для развития слуха. Это задания типа «Найди клавишу! А другую такую, чтобы звук был выше» и подбор интонаций «кап-кап», «динь-дон». Затем в процессе дальнейшего знакомства с фортепиано уточняются знания о клавиатуре, совершенствуется навык ориентировки на ней. Ребенок овладевает терминологией. В его лексиконе появляются такие слова как «регистр», «октава», «клавиши». Малышу понятно и он выполняет уже такое задание как: «Пожалуйста, сыграй звук «соль» третьим пальчиком правой руки в октаву» или «В высоком регистре покажи все клавиши «до». Параллельно с этим даются теоретические знания (о нотном стане, нотах, ключах, метроритмической записи, а также осваивается прием исполнения «non legato» (не связно). Обязательны на индивидуальных занятиях и упражнения для развития слуха. Но, если в начале обучения дети подбирали по слуху отдельные интервалы, на которых строились интонации, то в дальнейшем им предлагается подбирать те песенки, которые они играют, но уже от другого звука. Таким образом, обладая необходимыми знаниями и навыками, ребенок исполняет несложные пьесы и подбирает их по слуху.
В этих же направлениях ведется работа и в дальнейшем, когда ребенок осваивает новый прием игры «legato», т. е. связно, получает новые теоретические знания (о записи нот 2-ой октавы в дидактических играх «Ласточки» и «Кто выше летает?»). Совершенствуется и слух малыша. Он в состоянии подобрать не только те пьесы, которые играет сам, но и любимые (но не очень сложные) детские песенки, например, песенку «Кузнечик».
Не остались в стороне родители и педагоги. Так мамы участвовали в выступлениях (фортепианный ансамбль) ,а педагоги брали на себя роли в музыкальных спектаклях.
Результатом работы музыкального кружка и студии является стабильный интерес детей к музыке, их творческая активность. Практически все воспитанники кружка продолжают музыкальное образование, они стали учащимися детской хоровой школы, музыкальной школы имени В. С. Калинникова, есть среди ребят-выпускников и лауреаты одноименного конкурса.
Приобщение к музыкальному искусству -одна из многих задач эстетического воспитания, решение которой может стать эффективным средством формирования полноценной, гармонично развитой человеческой личности.