Юлия Ташкина
Возможность проектной технологии в организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Возможность проектной технологии в организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста».
Автор: Ташкина Юлия Владимировна, должность воспитатель.
Ключевые слова: проектные технологии, ранний возраст, проектная деятельность, познавательная инициатива, образовательная деятельность, игрушка.
Публикация «Возможность проектной технологии в организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Аннотация. В статье раскрывается специфика проектной деятельности детей раннего возраста, описывается технология ее организации в детском саду, приводится примерная тематика проектов для детей раннего возраста.
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий работы с детьми. Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Специфика использования метода проектов в дошкольной практике заключается в том, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать ему обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу детей в условиях дошкольной образовательной организации и семьи :
• во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;
• во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления, возможности для проявления которого предоставляет проектная деятельность;
• в-третьих, именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность базируется, с одной стороны, на
взаимодействии со взрослыми, а с другой — на постоянно расширяющихся
самостоятельных действиях ребенка (собственных пробах, поиске, выборе,
манипулировании предметами и действиями, конструировании, фантазировании, наблюдении-изучении-исследовании).
Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать.
Суть проектной деятельности - активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности проблемам. В основе проектной
деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения. Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения, универсальные компетентности, помогающие действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Воспитание и развитие детей раннего возраста – одна из самых актуальных проблем современного общества. На практике очень редко воспитатели используют проектную деятельность в своей работе с детьми раннего возраста, недооценивая её возможности. А ведь младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире и для развития восприятия. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Поэтому одной из эффективных форм образовательной работы с детьми раннего возраста является технология проектирования, использование которой помогает активизировать психические процессы, ведь ребенок исследует различные возможности, различные варианты, связанные с выполнением поставленной задачи, выбирает оптимальный способ решения задачи, определенную последовательность действий.
Проектная деятельность будет способствовать:
-активизации познавательной деятельности детей;
-формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера;
-развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности.
К тому же она позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-
исследовательского, игрового и творческого характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от одной недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет). Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями.
Тематика краткосрочных и мини-проектов с детьми четвертого года жизни (совместно с родителями) :
•Эти разные и полезные щетки (выставка щеток с последующим
накоплением опыта манипуляций с ними).
•Мыло (создание коллекции мыла с последующим накоплением опыта его применения).
•Надо, надо умываться (создание алгоритма мытья рук для куклы Кати
или девочки чумазой).
•Хлеб-соль (как с пользой для здоровья употреблять хлеб)
•Зонты и зонтики.
•Варежки, перчатки.
•Как одеться по погоде (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья).
•Такая разная обувь.
•Наши любимые игры (пальчиковые, подвижные, физкультминутки).
•Я катаюсь на качелях.
•Любимая еда в детском саду и дома.
•Фрукты.
•Овощи.
•Аккуратно, мебель
• Мои любимые игрушки
Создание коллекций в рамках проектной деятельности в младшем дошкольном возрасте отвечает ведущей деятельности детей —предметной и предметно-манипулятивной. Создание коллекций - это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств, знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании. Такой подход в свою очередь позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком. Коллекционирование как продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке, решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании.
Исходя из сегодняшней ситуации, одна из ведущих проблем детства заключается в том, что у детей мало опыта игры с игрушками, а у родителей – неразборчивость в их выборе.
Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней его жизни. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это и способствует развитию познавательных процессов, памяти, воображения, мышления, речи ребенка. Многочисленные исследования педагогов и психологов говорят о том, что “игрушка всегда была действенным средством развитии психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщении ребенка к жизни взрослых”.
Краткосрочный проект “ Мои любимые игрушки”.
Цель: развитие наглядно-действенного мышления, создание условий для поиска новых способов решения практических задач при помощи игрушек.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с обобщающим понятием «игрушки», формировать знания о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек.
2. Способствовать формированию положительных эмоций при прочитывании любимых литературных произведений, посредством сюжетных игр побуждать детей повторять за воспитателем слова и фразы знакомых стихотворений.
3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и заботу о них; умение решать проблемно-игровые ситуации.
4. Развивать коммуникативные навыки, игровые умения детей, любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость.
5. Способствовать формированию у родителей потребности в игровом общении с детьми; оказывать родителям практическую помощь в выборе игр и игрушек для детей, в организации совместной игровой деятельности с детьми в кругу семьи, развивать умение видеть окружающий мир глазами ребенка.
Тип проекта :
Краткосрочный
Участники проекта
Дети младшей группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации: 4 недели.
Планируемый результат:
- усвоение существительного с обобщающим понятием «игрушка»; понимание игровых зон в группе;
- проявление интереса к экспериментированию с различными игрушками;
- овладение знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
- бережное отношение к игрушкам;
- активизируется речевая активность детей в различных видах деятельности;
- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;
- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах значения игры и игрушек в жизни ребенка;
- помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка.
ПЛАН работы над проектом.
1 этап – подготовительный.
Деятельность педагога :
• Изучение методической литературы по теме.
• Определение цели и задач проекта.
• Наблюдение за детьми.
• Подбор игр, литературы, иллюстраций, игрушек.
• Пополнение игровых уголков атрибутами.
• Организация разных видов игр для детей.
Деятельность детей :
• Самостоятельная деятельность детей с разнообразными игрушками.
• Рассматривание иллюстраций, рассматривание картины “Дети играют”.
• Рассматривание игрушек.
Деятельность родителей :
• Наблюдение за детьми.
• Анкетирование родителей: “Игры и игрушки детей”.
2 этап – основной.
Деятельность воспитателя :
• Организация бесед, развивающих игр, наблюдения.
• Чтение художественной литературы (стихов, потешек, песенок).
• Оказание помощи при реализации деятельности.
• Пополнение предметно – развивающей среды группы.
• Подбор игрушек для игры “Какие бывают игрушки”.
• Подборка раскрасок по теме «Игрушки»
Деятельность с детьми :
Образовательная область : “Познавательное развитие”.
Д/ игры “Узнай на ощупь”, “Угадай, что звучит? ”, “Угадай игрушку по описанию”.
Игры с водой (резиновые игрушки, “Пускаем бумажные кораблики”.
Д/ игры “Узнай на ощупь”, “Угадай, что звучит? ”, “Угадай игрушку по описанию”, “Солнечный зайчик”, “Чудесный мешочек”, Игры с водой (резиновые игрушки), “Пускаем бумажные кораблики”.
С/ р. игры “Купание кукол”, “Уложим куклу спать””, “Магазин игрушек”, “Семья”.
Настольные игры: “Лото”, “Мозайка”, “Купание кукол”.
Рассматривание картины “Дети играют”.
Игровые ситуации “Из чего сделаны наши игрушки”, “Какие бывают игрушки”.
Игровое упражнение “Большие и маленькие”.
Ситуативный разговор об игрушках: кукла, мишка, заяц, машинка и т. д.
Чтение стихотворений А. Барто из серии “Игрушки”.
Беседы на темы “Зачем нужны игрушки? ”, “Моя любимая игрушка”, “Такие разные игрушки”, “Магазин игрушек”.
Образовательная область : “Речевое развитие”.
Бродского “Солнечный зайчик”, Островского Ю. “Догони зайчика”, Чтение В. Сутеев “Кораблик”, Г. Цыферов “Пароходик”, чтение рнс “Теремок”, “Курочка Ряба”, “Колобок”. Разучивание стихотворений из книги А. Барто “Игрушки”. Чтение рассказа А. Толстой “Был у Пети и Миши конь”.
Образовательная область : “Социально-коммуникативное развитие”.
• “Поможем кукле Кате”.
• “Оденем (разденем кукол”).
Образовательная область : “Художественно-эстетическое развитие”.
• “Подарок для любимой игрушки”, “Яблочко для любимой игрушки”,
• “Платье для матрешки”, “Пирожки для Маши”, “Конфетки для зайчат”, “Помоги зайке” и др.
• Пение песен Е. Тиличеевой “Догони зайчика”. Игровое музыкальное занятие “Звучащая игрушка” (музыкальный руководитель)
Образовательная область : “Физическое развитие”.
Физминутки: “Зайка”, “Буратино”, “Самолет”, “Божья коровка”, “Мы любимые игрушки”. Подвижные игры: “Перебрось игрушки”, “Каждому игрушку”, “Поезд”, “Автомобиль”.
Деятельность с родителями :
• Привлечение родителей к осуществлению проекта.
• Подготовка памятки: “Какие игрушки приобретать детям?”
• Подготовка консультаций: “Игры для развития ребенка”, “Вы, ваши дети и игрушки”.
• Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
• Повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
• Изготовление игрушек, сделанными своими руками.
3 этап – итоговый.
Деятельность воспитателя :
• Анализирует работу.
• Пополняет развивающую среду группы.
• Пополнение методической литературы.
• Оформляет выставки детских работ.
Деятельность детей :
• Активно играют с игрушками.
• Повторяют слова стихотворений об игрушках.
• С интересом наблюдают за играми с игрушками других детей, с родителями по изготовлению игрушки своими руками.
Деятельность родителей :
• Повышение активности родителей в жизни группы.
• Конкурс для родителей: “Игрушки” (изготовление игрушки своими руками вместе с детьми).
Продукт проекта :
• Коллективная аппликация с детьми «В магазине игрушек»
• Папка-пережвижка для родителей «Роль игрушки в жизни ребенка»
• Выставка с участием родителей: «Игрушки своими руками».
• Оформление альбома родителями «Играем дома».
• Картотека стихов А. Барто из цикла «Игрушки»
• Картотека пальчиковых игр по теме «Игрушки»
• Картотека загадок по теме «Игрушки»
• Тематическая подборка игр и упражнений для детей по теме «Игрушки»
• Пополнение предметно-развивающей среды игрушками, сделанными своими руками.
Список используемой литературы
1. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности : система работы в младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Изд-во Сфера. М., 2011.
3. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М. : Мозаика – Ситнез,2017.
4. Крылова Н. Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов
// Дополнительное образование и воспитание. 2007. № 3. С. 9–15.
5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для
руководителей и практических работников ДОУ /Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина и др. М. : АРКТИ, 2011.
6. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011.