Ольга Воротынцева
Экологическое воспитание дошкольников методом проектов
▼ Скачать + Заказать документы
Статья опубликована в сборнике работ Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте современного научного знания»
Экологическое воспитание дошкольников методом проектов
С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. [5]
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников методом проектов» размещена в разделах
К дошкольным учреждениям любого типа предъявляется требования проводить работу в области экологического воспитания. Цель экологического воспитания является формирование экологических знаний и бережного отношения к окружающей природе.
На сегодняшний день экологическая ситуация такова, что перед педагогами дошкольного образования стоит задача поиска универсальных методов экологического воспитания. В любом населенном пункте есть интересные для наблюдений природные объекты. Изучать их лучше в процессе проектной деятельности. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, основная общеобразовательная программа должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его личностного развития, позитивной социализации, развития творческих способностей в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, и в соответствующих возрасту видах деятельности. [4]
Считаю, что наиболее интересной, удовлетворяющей требованиям ФГОС, способной объединить несколько областей и видов деятельности сразу, является проектная деятельность.
Проектный метод был разработан американским ученым Джоном Дьюи.
Проект, по мнению Дьюи - это практические задания, которые планируют и выполняют дети. Задания должны постепенно усложняться. Дети вместе с педагогом исследуют окружающую жизнь от проекта к проекту. [1]
Метод проектов- это технология, направленная на приобретение и применение новых знаний, а не на интеграцию фактических знаний. Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Метод проектов объединяет воспитателей, детей и их родителей в совместной деятельности, а так же сочетает интересы всех участников проекта:
• педагоги проявляют свое творчество и реализуют себя в работе;
• родители участвуют в процессе экологического воспитания, имеют возможность оценить достижения своих детей.
• дети удовлетворяют свою познавательную активность, развивают творческие способности;
Метод проектов очень эффективен и актуален, так как с самого рождения ребенок – является исследователем мира, который его окружает. Но найти ответ на все интересующие его вопросы ему помогают взрослые. Поэтому, для того, чтобы проектная деятельность была успешной, необходима подготовка педагогов.
По подготовке проекта можно составить примерную структуру работы педагога:
1. Постановка цели проекта, которая должна учитывать интересы и потребности детей.
2. Планирование работы по решению задач проекта.
3. Привлечение родителей и специалистов к реализации проекта.
4. Сбор материала.
5. Выполнение заданий проекта (проведение мероприятий, наблюдений, игр).
6. Презентация продуктов проекта (выставки, концерты, спектакли и др.)
7. Оценка деятельности, подведение итогов.
Н. А. Рыжова выделяет три основных этапа:
1. подготовительный: ставится цель и задачи, определяются методы исследования, проводится предварительная работа с детьми и их родителями, с педагогами, выбираются оборудования и материалы;
2. исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3. обобщающий: анализ и обобщение результатов работы в различной форме, формулировка выводов и составление рекомендаций. [6]
Проекты классифицируются:
1. По количеству участников:
• парный;
• индивидуальный;
• коллективный;
• групповой.
2. По тематике:
• исследовательский;
• творческий;
• практико – ориентированный;
• игровой.
3. По предметно - содержательной области:
• монопроект (в одной области знания);
• межпредметный (в нескольких областях знаний).
4. По продолжительности проекта:
• краткосрочный (1-2 недели);
• среднесрочный (до одного месяца)
• долгосрочный (1месяц - учебный год). [1]
Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:
1. Наличие значимой в исследовательском плане проблемы, которая требует исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, познавательная, теоретическая, значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты).
3. Самостоятельная (индивидуальная, групповая, парная) деятельность учащихся.
4. Соблюдение структуры проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, которые предусматривают определенную последовательность действий:
• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
• выдвижение гипотез и их решение;
• обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений);
• обсуждение способов оформления конечных результатов (просмотр презентаций, защита творческих проектов);
• сбор, систематизация и анализ полученных данных;
• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
• выводы, выдвижение новых проблем исследования. [3]
Реализация проектной деятельности в ДОУ осуществляется в игровой форме.
Основная цель проектного метода - развитие творческой личности ребенка.
Метод проектов развивает творческое мышление и воображение, познавательные способности, коммуникативные навыки, а так же обеспечивает психическое благополучие и здоровье детей.
Можно выделить три уровня проектной деятельности дошкольников:[2]
1. Подражательно-исполнительский (3,5-5 лет).
На данном уровне у ребенка еще нет богатого жизненного опыта, и творческие способности развиты недостаточно. Поэтому в выборе и решении проблемы он не может проявлять самостоятельность в полной мере. Педагогу принадлежит активная роль. Ребенок, через свои потребности и интересы, выступает в роли заказчика проекта. Реализация проекта ребенком происходит на подражательно-исполнительском уровне. Он участвует в планирование деятельности, выполняет задания проекта.
2. Развивающий (5-6 лет).
В этом возрасте дети уже накопили определенный социальный опыт, у них развивается самостоятельность, произвольность; самооценка и самоконтроль. Пятилетние дети уже способны принять проблему, уточнить цель. Они могут выбирать те средства, которые необходимы для достижения результата. На данном уровне помощь педагога незначительна.
3. Творческий (6-7 лет).
В этом возрасте у ребенка формируются все стороны личности: нравственная, эмоционально-волевая, интеллектуальная, действенно-практическая. Дети самостоятельно определяют цель, планируют содержание деятельности, выбирают способы работы над проектом. Педагог должен поддерживать и развивать творческую активность детей, создавать условия, которые позволят детям самостоятельно определить цели и организовать работу над проектом. Проективные умения детей формируются и развиваются в их активной деятельности. [2]
В своей работе по экологическому воспитанию дошкольников мы широко используем проектную деятельность. Темы для исследования берутся самые разнообразные. Остановимся на одной из них:
Проект «Зеленый лучок»
Цель:
• для детей: расширить знания о том, как создается грядка на подоконнике, способах ухода за луком.
• для воспитателей: создать условия для обогащения знаний детей.
Задачи:
для детей: выявить зависимость роста луковиц от тепла, влажности почвы и света. Оформить результаты.
для воспитателя: помочь детям выявить зависимость роста луковиц от тепла, влажности почвы и света.
Срок проекта: 2 месяца (долгосрочный).
Участники проекта:воспитатели, дети подготовительной группы и их родители.
Работа с родителями.
К реализации проекта были привлечены родители воспитанников. Они приобрели для посадки луковицы и землю. Также родители вместе с детьми составляли рассказ о том, как ухаживать за луком.
Результат: у детей сформированы представления и знания о том, как растить лук в комнатных условиях, о применении зеленого лука в пищу; дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями его роста.
Способы оценки: эксперименты, опыты, беседы и наблюдения.
1 этап: подготовительный (1 неделя).
На первом этапе мы занимались сбором художественной литературы, материала (контейнеры, луковицы и другие семена овощей) и оборудования для опытов и экспериментов детей. Посадка лука.
2 этап: исследовательский (5 недель).
На данном этапе мы наблюдали, проводили эксперименты и опыты, выявляли зависимость роста луковиц от тепла, влажности почвы. Результаты экспериментов были зафиксированы. Проводились дидактические игры, беседы об овощах. Дети инсценировали сказку «Репка».
3 этап: заключительный (2 недели)
На заключительном этапе мы подвели итоги и обобщили результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей. Так же была оформлена выставка рисунков «Зеленый лучок». Дети вместе с родителями составляли рассказо том, как растет лук, как за ним ухаживать. Завершился проект праздником «Овощи с нашей грядки».
Анализ результатов проекта показал, что дети с большим интересом включаются в разные виды деятельности, находят выходы из ситуаций, решают различные проблемы, проявляют чувство ответственности за природу. Все эти знания и навыки помогут им в дальнейшем.
В заключение следует отметить, что в системе экологического воспитания детей необходимо применять современные технологии, такие как метод проектов. Их реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя и экологической воспитанности дошкольников. Если учитывать интерес ребенка и преподносить знания в доступной и увлекательной форме, то в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний и приучаются быть внимательными и чуткими к природе.
Список использованной литературы
1. Атемаскина Ю. В. Технология проектного обучения в работе с дошкольниками // Детский сад от А до Я. 2008. №3. С. 13 – 18.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М. : Сфера, 2006.- 64с.
3. Полат Е. С. Метод проектов [Электронный ресурс]
URL:http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm(датаобращения 22.03.14).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]URL:http://www.educom.ru/ru/works/preschool/1155_17.10.2013.pdf
5. Рыжова Н. А. "Я и природа". М. : Линка – Пресс,1998. С. 56 .
6. Рыжова Н. А. «Экологическое воспитание в детском саду». М. : Карапуз, 2001.