Светлана
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные методы ознакомления дошкольников с экологией.
Экологическая культура, как качество личности, должна формироваться в процессе непрерывного педагогического воспитания, основным звеном которого является дошкольное образовательное учреждение. Именно в дошкольном возрасте дети делают «первые шаги» в прекрасный мир природы, богатый красками, звуками, запахами, мир, развивающий все потенциальные возможности ребёнка. Именно в этом возрасте взрослые должны помочь малышу ощутить себя частью этой природы. Для формирования у детей начал экологической культуры педагог должен определить задачи: развивать здорового ребёнка в экологически чистой среде; накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой; способствовать формированию экологически грамотного безопасного для природы и здоровья ребёнка, поведения; учить ребёнка осознавать себя частью природы; пропаганда экологического воспитания среди родителей воспитанников. Практика показывает, что результативность экологического образования во многом зависит от условий, в которых находится ребёнок. Педагогам необходимо использовать современные технологии для того, чтобы сделать образовательный процесс увлекательным и максимально эффективным. По мнению доктора педагогических наук Н. Рыжовой, экологическое воспитание должно содержать не только информационный материал, но и будить воображение дошкольников, опираться на наглядно- зрительные игровые образы. Поэтому, на мой взгляд, интересными и эффективными методами экологического воспитания являются : проектирование экологических недель, использование в деятельности детей игр, упражнений, экологических аутотренингов и физкультминуток, электронных ресурсов. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта способность заложена в них от природы. Один из приёмов – это выявление и разрешение экологических противоречий. Выявление противоречий позволяют ребёнку выявить самую суть проблемы, поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые помогут решить эту задачу так, чтобы не навредить окружающим. Выяснить почти самостоятельно, не только как это всегда бывает, но и почему это так происходит. Основа рассуждений такова: если я (или кто-то) сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет плохого. Если наоборот: я (или кто-то другой) не сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но, что именно в этом будет плохого. Решить противоречие – значит, найти такое действие, которое будет обеспечивать все необходимые требования для решения возникшей задачи. Метод ассоциаций – использование ассоциативного жизненного опыта: «На что похоже? (по цвету, по форме, размеру, запаху, функциям и др., «Узнай по форме лист», используются схемы, модели, символические рисунки, созданные совместно. Метод аналогий: «Чем похожи и чем отличаются?», «Что было бы, если…», «Если я стал бы деревом, бабочкой (кого бы боялся, где бы жил и. т. Д. …». Метод мозгового штурма – высказывание идей в группе, отсутствие критики: «Откуда пожар пришёл?», «Как помочь сломанному деревцу?», (Кто съел Белкины запасы, «Кто медведя весной разбудил). Системный оператор или волшебный экран, который учит дошкольника закладывать знания в определённую систему, классифицировать, моделировать. «Что сначала, а что потом?», «Дерево во все времена года», «Части – целое», «Посадка лука», «Развитие петуха», «Как добыть томатный сок?». Грамотное применение различных методов и приёмов позволит заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователем природы. Игра – это ведущая деятельность ребёнка – дошкольника, она обогащает и развивает личность, доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны. В настоящее время в педагогической литературе представлено множество игр экологической направленности, в том числе игры с правилами – подвижные, дидактические, словесные. Но особенно хочется отметить использование игровых обучающих ситуаций. Это совместные игры воспитателя с детьми. Существует три типа игровых обучающих ситуаций: с игрушками – аналогами, с литературными персонажами, игры- путешествия. Необходимо подчеркнуть, что правильно и интересно обыгранная игрушка, изображающая растение или животное, легко создаёт представление об отличии живого существа от предмета (игрушки, помогает осознанию специфики живого, выработке умений правильно и по–разному действовать с живым объектом и предметом. При создании игровых обучающихся ситуаций с литературными персонажами необходимо обращать внимание на «биографические» особенности героев хорошо знакомым детям, следует опираться на типичное поведение персонажей (Айболит лечит зверей, но может лечить и растения; Карлсон и Незнайка очень часто чего-то не знают и поэтому попадают в сложные ситуации – и тогда необходимы знания и помощь ребят. Такие моменты хороши тем, что дошкольники начинают их учить – объясняют, рассказывают им то, что сами уже знают, т. е. из обучаемых дети превращаются в обучающих, благодаря чему активизируется их умственная деятельность. Третья группа обучающих ситуаций - это игра в путешествия («Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Путешествие по морю» и др., в процессе которой дети узнают много нового. Включение элементов аутотренинга, в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новую тему. Предлагаемый вашему вниманию материал можно использовать в образовательной деятельности с детьми.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Аутотренинги.
• «Я лежу в траве, трава мягкая и шелковистая, я вдыхаю прекрасный аромат, я слышу стрекот кузнечиков, шуршание жучков, мне хорошо, спокойно. Я хочу быть другом всем, всем… Но вот подул ветерок, я чувствую, как я набираюсь сил, бодрости, я открываю глаза, у меня хорошее настроение, я весел…»
• Под музыку Д. Лолей «Одинокий пастух». «Ярко светит солнце, дует лёгкий ветерок, я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышутся травы. Надо мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником всему живому.
• Под музыку «Голоса леса» воспитатель предлагает детям разместиться поудобнее, закрыть глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат свежей листвы деревьев, чудесных трав. Мы защитники этих растений. Мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем с друзьями оберегать всё живое.
Экологические досуги и развлечения.
1. Уроки доброты. Проводятся по подгруппам. На них используются музыкальные или художественные произведения. Темы: «Что значит быть добрым?», «Что такое бережливость?», «Нужны ли в жизни правила». 2. Уроки мышления. Это ответы на вопросы: Как? Почему? Отчего? Такие беседы служат установлению зависимости, причинно-следственных связей между объектами и явлениями природы. 3. Обсуждение и проигрывание ситуаций. Содействуют закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Например: «Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердилась. Почему?», «Ягоды собирать очень долго. Гораздо быстрее наломать веток с ягодами. Можно так делать и почему?». Эта форма работы основана на эмпатии – способность ребёнка понять, принять и почувствовать состояние другого существа в ситуации, когда у того есть какие-то проблемы. 4. Экологические карты и развлечения. Помогают развивать наблюдательность и любознательность у детей. Составляя карты дети задумываются над различными проблемами. Почему одни растения (животные, насекомые) растут (живут) здесь, а другие - там? Как они приспособились к различным условиям? Дети знакомятся с различными видами карт, могут составлять план экологических троп (места для пешеходного движения, что позволяет сохранять окружающую природу, используя для этого простейшие обозначения и рисунки. 5. Зелёный патруль. Осуществляет обход территории, поиски объектов, нуждающихся в помощи, принятие мер по её оказанию. 6. Трудовой десант. Ставят целью закрепления норм поведения в природе, формирования разумного ограничения потребностей в сохранении окружающей среды. Обычно дети участвуют в уборке территории, благоустройстве, осуществляют посадку цветов, могут подкармливать птиц, охранять муравейники, расставлять природоохранительные знаки. 7. Клуб исследователей природы. Содержанием может стать обследование ближайшей местности: природные условия, рельеф, растительный и животный мир. Можно собирать природный материал, заготавливать лекарственные травы, сравнивать и делать выводы. Результаты оформляются в альбомах. 8. Экологические выставки и экспозиции. Знакомят детей с природными явлениями, недоступными для наблюдения. Темы: «Лес- друг человека», «Космос», «Человек и его добрые дела на Земле». На выставке используются художественные произведения различных направлений, работы детей и воспитателей, коллекции, тематические альбомы. Выставки и экспозиции – прекрасный фон для проведения бесед и экскурсий.
Все эти мероприятия призваны способствовать решению задач экологического воспитания.