Лучший педагог года

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста посредством сенсорно-тактильных пальчиковых вязаных игрушек (2 фото)

Ирина Носкова
Стимулирование речевого развития детей раннего возраста посредством сенсорно-тактильных пальчиковых вязаных игрушек

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, то есть речевых форм коммуникации.

В настоящее время существует эффективная инновационная методика для работы с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений, разработанная Фицнер Татьяной Дмитриевной в городе Томске.

Публикация «Стимулирование речевого развития детей раннего возраста посредством сенсорно-тактильных пальчиковых вязаных игрушек» размещена в разделах

С этой методикой я познакомилась благодаря Большому фестивалю дошкольного образования «Воспитатели России» в мае 2020 года на конференции «Реализация программ для детей раннего возраста». Воодушевившись «мягкой педагогикой», я внедрила в практику работы с детьми раннего возраста её сенсорные игровые материалы.

Необходимо отметить, что в раннем возрасте материалы, с которыми взаимодействует ребенок, имеют большое значение. Именно поэтому мне так понравились вязаные сенсорно-тактильные пальчиковые игрушки «Тафи» – мягкие на ощупь, приятные, теплые и безопасные.

Игры и упражнения с использованием вязаных сенсорно-тактильных пальчиковых игрушек способствуют движениям кистей и пальцев рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Таким образом, стимулируется процесс речевого развития ребенка.

Вооружившись рекомендациями автора, я начала свою работу, используя «мягкие» способы контакта: открытые приглашающие, поддерживающие жесты, мягкие интонации, доброжелательный тон открытый взгляд, обращенный к ребёнку. После свободного манипулирования с вязаными пальчиковыми игрушками, ребёнку предлагалось поиграть особым образом: вводились игровые образы, использовался «загадочный» тон и т. п. Сначала упражнения показывались в замедленном темпе с комментариями, а потом выполнялись совместно с ребёнком.

Важным достоинством вязаных сенсорно-тактильных игрушек является то, что ребёнок может превращать пальчиковую игрушку в любого героя или животного. Это может быть дерево, тучка, капелька, любое природное явление. Выбирая понятные ребёнку игровые упражнения, создавая позитивный эмоциональный фон, я смогла достичь положительного эффекта в пополнении словарного запаса и развитии активной речи детей.

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста посредством сенсорно-тактильных пальчиковых вязаных игрушек

Игровые упражнения с сенсорно-тактильными вязаными пальчиковыми игрушками выполнялись от простых к сложным, в зависимости от уровня развития ребёнка, его актуального состояния и интересов. Формой организации детей были как специально организованные занятия, так и самостоятельная деятельность детей.

Вариантов игр множество. Предлагаю несколько из них:

Игровое упражнение «Лотос» (японская песенка)

Подготовка: вязаные сенсорно-тактильные пальчиковые игрушки надеваются на каждый пальчик.

Стихотворение читается медленно, распевно, движения пальцев и кистей рук плавные и медленные. Можно делать упражнение под спокойную музыку.

Посмотри на чудный лотос - Соединяем пальчики в одной точке на правой руке, образуя бутон. Соединяем пальчики в одной точке на левой руке, образуя бутон. Получается два бутона.

Он раскрыл свои цветы: Начинаем раскрывать пальчики.

Время лотосу цвести. Раскрылись пальчики.

А теперь смотри на лотос - Смотрим, начинаем закрывать пальчики.

Он закрыл свои цветы: Пальчики собрались вместе.

Время лотосу уснуть. 2 цветка уснули.

Левая рука медленно раскрывается и закрывается. Как только закрылся «бутон», раскрывается правая рука и закрывается. Упражнение продолжается до тех пор, пока ребёнок желает его выполнять.

Фото №1 Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка

Дидактическая игра «Колпачки» (автор Ромазан И. Е.)

Ход игры: на ладошку надеты цветные вязаные игрушки. Цель: учить детей работать по образцу; закреплять умение употреблять предлоги – на-, за-, между-, после-; знание цвета и названий пальцев.

Задание: надеть вязаные «колпачки» на свои пальчики в том же порядке, как и на образце. Затем проговорить слова:

На каждом пальце колпачок,

Все построились в рядок:

Жёлтый за… и т. д.

Педагог задаёт вопросы: между какими колпачками находится синий колпачок? За каким колпачком находится красный? Какой колпачок стоит после жёлтого? и т. п.

Сенсорно-тактильные пальчиковые вязаные игрушки можно использовать каждый день. Способы работы могут быть разными: игровые массажи, речевые игры, дыхательные упражнения.

Как показала практика, применение сенсорно-тактильных пальчиковых вязаных игрушек способствует развитию активной речи, моторной ловкости пальцев и кистей рук, зрительно-моторной координации, тактильного восприятия, произвольного внимания и других психических функций.

Список информационных источников:

1. Файзуллаева Е. Д. Игровой нейропсихологический практикум: методическое пособие. /Е. Д. Файзуллаева, А. И. Сергеева — Томск: ООО «Академия счастливого детства», 2020.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Игра на развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста «Чудо слоник»Игра на развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста «Чудо слоник» Идея для создания игры возникла совершенно случайно. В группе мы с ребятами не раз играли в игру " волшебный мешочек",это когда в плотный.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие речевого слуха у детей раннего возрастаРазвитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.

Сенсорно-дидактическое пособие для развития речи детей дошкольного возраста «Волшебная шляпа»Сенсорно-дидактическое пособие для развития речи детей дошкольного возраста «Волшебная шляпа» Практическое применение (игры, задания) Игра «Один – много». Цель: Формирование сенсорной культуры, повышение речевого уровня детей.

Стимулирование развития речи детей с ОНР с помощью мелкой моторики рук. Перчаточный мини-театр «Веселые ребята»Стимулирование развития речи детей с ОНР с помощью мелкой моторики рук. Перчаточный мини-театр «Веселые ребята» Презентацию подготовила: воспитатель высшей категории, Тюрина Надежда Александровна Подготовительная группа В последнее время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Стимулирование речевого развития детей раннего возраста посредством сенсорно-тактильных пальчиковых вязаных игрушек
Опубликовано: 1 ноября 2020 в 16:36
+93Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД