Папки-передвижки

Сущность понятий развитие и обучение

Елена Стоцкая
Сущность понятий развитие и обучение

Процесс развития является основным психологическим процессом в пе-дагогической деятельности. Он включает в себя два направления - учебное и нравственное.

Говоря о развитии, акцентируют внимание на следующих факторах. Во-первых, выделяют некоторое структурное представление объекта, необходимо это для закрепления его целостности. Наблюдая изменения объекта в результате развития, то структурное представление объекта даёт возможность нам утверждать, что это один и тот же объект, а его модификации описываем путём усложнения в структуре. Во - вторых, говоря о развитии, нам необходимо выделить некое конечное состояние, в которое придёт процесс развития. В-третьих, обязательно нужно определить логику перехода, которая объяснит, как естественным образом объект переходит из начального состояния в конечное. Таким образом выявить механизм развития.

Публикация «Сущность понятий развитие и обучение» размещена в разделах

Каждый раз, говоря о развитии человека, на прямую не можем воспользоваться этим представлением о развитии, так как человек не может превратиться только в один какой-то объект. Говоря о развитии человека, мы обязаны анализировать механизм его развития как искусственный. У ребёнка таким механизмом является процесс взаимодействия ребёнка со взрослым, который непосредственно и определяет направление развития, и те стороны ребёнка, которые необходимо развивать. В данном случае развитие - это процесс модификации изменения существенных сторон целостного объекта в заданном направлении.

Изначально вопросом о содержании процесса обучения ставит А. Н. Леонтьев. Отталкиваясь от исследований Л. С. Выготского, установившего немаловажную значимость сотрудничества и общения, как важных условий общения. А. Н. Леонтьев признаёт, что несмотря на то что процесс обучения "совершается в процессе общения", тем не менее не сводится к общению. Он считает, что в ходе общения следует построить систему психологических операций, которые будут соответствовать обобщению, заключённому в содержании научного понятия. Данная концепция психологических операций в отличии от практической деятельности, выступает как новая деятельность речевого мышления. Этими словами можно выразить главную концепцию значения деятельности в формировании и развитии сознания в процессе обучения.

Развитие и формирование отдельных психологических процессов совершается не в порядке созревания, но в процессе развития определённой деятельности в связи с развитием её психологического строения, её цели и побуждающих её причин, и что в данных условиях жизни ребёнка происходит развитие его деятельности.

Из вышесказанного вытекает вопрос о соотношении обучения и развития. А. Н. Леонтьев как и Л. С. Выгосткий, соглашается с положением о главной роли обучения и воспитания : ребёнок, обучаясь, развивается. Однако связь между ними не однозначна. Утверждается, что развитие имеет спонтанный характер, ему присущи внутренние законы. Согласно этого, ребёнок рассматривается «не только как объект внешних воздействий, но прежде всего, как субъект жизни; субъект развития». Как же тогда проходит механизм влияния обучения на развитие? Ответ состоит в следующем - данное влияние осуществляется с помощью деятельности самого ребё нка: педагогическое воздействие вызывает к жизни деятельность ребёнка, которая направлена на конкретные учебные задачи, строит и управляет ею только при деятельности самого ребёнка, когда он приобретает знания, умения и навыки.

Всё содержание обучения можно разделить на 3 вида:

содержание развивающего обучения;

содержание телесной организации действий ребёнка;

содержание навыкового, тренировочного обучения.

Содержание развивающего обучения - это теоретическое знание, которое усваивается детьми при решении учебных задач посредством учебных действий, важным компонентом которых является рефлексия.

Содержание телесной организации действий ребёнка - это как сидеть за партой, как держать ручку, как отвечать и т. д. - бесконечен перечень чисто школьных требований, которые не относятся к учебной деятельности, но их невыполнение мешает её реализации. Соблюдение данных требований не нуждается в организации учебной деятельности, но занимает не последнее место в школьной жизни ребёнка и для совершенствования того уровня произвольности, который обычно достигается к концу дошкольного детства.

Содержание навыкового, тренировочного обучения : обучение чтению, письму, счету. Все эти процедуры мало нуждаются в специальной организации рефлексии.

Итак, проведенный анализ показывает, что значительная часть содержания обучения требует от ребенка точного, дословного воспроизведения педагогических образцов. Дети обычно подготовлены к успешному подражанию действиям взрослых своим дошкольным развитием. Не случайно способность и желание детей действовать по образцу является одной из главных составляющих так называемой школьной готовности, которая обеспечивает прогресс детей в технике чтения, "непроизвольной" грамотности, почерковедении и многих других школьных достижениях, от которых зависит благополучие ребенка в современной школе. Обучение в форме учебной деятельности породило множество невыполняемых заданий, постановка которых неизбежно приводит к дискуссии, спору между учащимися и преподавателем. Как правило, это задачи, не имеющие решения или проблемы с недостающими данными, где лучшим ответом является вопрос от студента, просящего предоставить ему необходимую информацию.

Критерием учебного сотрудничества ученика с учителем является умелое обращение ученика к источнику знания, предполагающее появление у ребёнка определяющей рефлексии, которая помогает ученику:

а) выделить в задаче принципиально новые условия;

б) проделать анализ имеющихся у него средств и способов действия применительно к новым условиям;

в) зафиксировать несоответствие условий задачи и наличных способов действий;

г) указать на это противоречие взрослому.

Г. А. Цукерман выделяет необходимое условие возникновения воспита-тельной формы обращения к взрослому, при которой ученик учится у учителя, а не учитель учит ученика. Таким условием является учебное сотрудничество со сверстниками, центральной характеристикой которого является особая структура совместных действий детей, при которой действие одного участника сотрудничества ограничивает действие другого.

Работа с границей собственных действий предполагает учет и согласование позиций каждого в рамках общего действия, то есть работа с границей собственных действий создает потребность в определяющей рефлексии, является ее питательной средой. Более того, если практическим навыкам ребенка можно научить методом объяснения, показа и повторения, то рефлексии нельзя научить таким способом, можно только предоставить возможность ее усвоить. Учебное сотрудничество со сверстниками является одним из необходимых условий, возможности «выращивания» у детей рефлексивных способностей, являющихся показателями развития учащихся. Рефлексия обеспечивает, обуславливает появление основных новообразований школьного периода: произвольности и осознанности.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Дидактические игры по математике для младшего дошкольного возраста. Изучение временных понятий и определение местоположения 1. Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра» Цель игры: упражнять детей в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Перспективное планирование в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие». (Обучение грамоте) Сентябрь 1. Звук и буква А Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить.

Стихи для детей 5–12 лет, посвящённые разъяснению детям понятий Родины, её символики и отношения Родины к ним В публикациях педагогов на МААМ встречаются публикации, посвящённые государственному флагу России, понятиям Родина и малая Родина, празднику.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ (из опыта работы) Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ: понятие,критерии, технология, измерения. Начиная работу по данной теме, мною была.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сущность понятий развитие и обучение
Опубликовано: 19 декабря 2020 в 22:29
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД