Светлана Конченко
Сущность понятий «самостоятельность», «познавательно-исследовательская деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Сущность понятий «самостоятельность», «познавательно-исследовательская деятельность».
Проблема самостоятельности имеет достаточно давнюю историю исследования. В тоже время трактовка самого термина «самостоятельность» является очень неоднозначной, поэтому современные исследователи отмечают необходимость применения междисциплинарного подхода, рассмотрение различных точек зрения для понимания её сущности.
Публикация «Сущность понятий „самостоятельность“, „познавательно-исследовательская деятельность“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2017
В психолого-педагогической литературе самостоятельность рассматривают с позиции деятельного подхода, основоположниками которого являются Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн.
В работе С. Л. Рубинштейна самостоятельность рассматривается как качество личности, характеризующееся следующими проявлениями: сознательной мотивированностью действий, их обоснованностью, неподверженностью влиянию и внушению, способностью человека самому усматривать объективные основания для поступков [2].
Как указывает Е. Акулова, в словарях современного русского языка прилагательное «самостоятельность» рассматривается в нескольких значениях. В первом значении, «самостоятельный» означает существующий отдельно от других, независимый, во втором значении – решительный, обладающий собственной инициативой; в третьем значении – совершаемый собственными силами без посторонних влияний и помощи других людей [1].
Л. А. Ростовецкая считает, что самостоятельность выступает как единство самосознания и самоуправления, при котором осуществляется управление личностью своими психическими процессами, создание ситуаций, в которых максимально выявляются её возможности. Ядро или основа самостоятельности как интегративного свойства личности составляют саморегуляция познавательных психических процессов, особенности саморегуляции интеллекта – самостоятельность мышления [3].
Такие исследователи, как А. В. Кенеман, Н. В. Полтавцева и др. выделяют следующие показатели самостоятельности дошкольников :
1. Мотив, побуждающий детей к действиям.
2. Интеллект.
3. Эмоциональное состояние.
4. Физиологические и индивидуальные особенности.
Характерными показателями развития самостоятельности, по мнению Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько, Н. А. Цыркун являются:
а) умение выполнять работу по собственному желанию, замечать необходимость что-то сделать (если земля сухая, полить цветы, если разбросаны игрушки, то убрать их);
б) умение самостоятельно выполнять действия без помощи взрослого и жёсткого контроля;
в) умение осознанно выполнять действия в ситуации заданных требований и условий деятельности;
г) умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
д) умение дать достойную оценку своей работе, провести элементарный самоконтроль [5].
Тесная взаимосвязь самостоятельности с общепсихической деятельностью человека, влияние самостоятельности на процессы познания и осуществление познавательной деятельности указывает на то, что познавательно-исследовательская деятельности, в большей степени её качества также зависят от развития такого качества как самостоятельность. Теперь рассмотрим более подробно сущность понятия «познавательно-исследовательская» деятельность.
А. И. Савенков рассматривал познавательно-исследовательскую деятельность как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения».
При этом автор отмечает, что основная цель исследовательской деятельности заключается в активном, самостоятельном приобретении новых знаний об окружающем.
Ели рассматривать познавательно-исследовательскую деятельность как один из видов деятельности в целом, то в ее структуре можно выделить, по мнению Н. Н. Подъякова, ряд компонентов:
- цель – выявление возможностей обследуемого объекта, выявление качеств обследуемого объекта, получение информации об изучаемом объекте и т. п. ;
- потребностно-мотивационная основа – особенности социальных, познавательных мотивов исследовательской деятельности (взаимодействие со сверстниками и взрослыми по поводу проблемы исследования, получение определенного статуса в группе сверстников, получение новых знаний, формирование исследовательских умений, формирование ответственного отношения к деятельности, самообразование);
- субъекты исследовательской деятельности – один ученик, пара учеников, подгруппа учеников, класс;
- объекты исследовательской деятельности – предметы, объекты живой и неживой природ, явления, сказочные герои, люди;
- средства исследовательской деятельности – имеющиеся знания, способности, книги, учебники, интернет и т. п. [4].
Таким образом, анализ научной литературы показывает, что самостоятельность представляет собой качество личности, характеризующееся следующими проявлениями: сознательной мотивированностью действий, их обоснованностью, неподверженностью влиянию и внушению, способностью человека самому усматривать объективные основания для поступков.
Познавательно-исследовательская деятельность определяется как один из видов деятельности, который несет в себе не только познавательный, но и творческий характер.
Литература:
1. Акулова, Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность / Е. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2009. - №9 - С. 52-58.
2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб. 1999. – 720 с.
3. Ростовецкая, Л. А. Самостоятельность личности в познании и общении : (опыт теоретического и экспериментального исследования). Пособие по спецкурсу / Л. А. Ростовецкая ; Ростовский-на- Дону государственный педагогический институт. - Ростов н/Д, 2005. - 296 с.
4. Поддъяков, Н. Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт / Н. Н. Поддъяков. –
М., 2000 с.
5. Удова, О. В. Самостоятельная деятельность детей – условие развития самостоятельности в дошкольном возрасте: учебное пособие/ О. В. Удова. – Иркутск: «Аспринт», 2014.- 132 стр.