Лучший педагог года

Конспект занятия «Святочные посиделки»

Юлия Сипатова
Конспект занятия «Святочные посиделки»

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка. Воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние, общее психическое и физическое развитие.

Приобщение к культуре православия развивает ум, формирует душу, развивает у ребёнка способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты, обогащает речь.

Публикация «Конспект занятия „Святочные посиделки“» размещена в разделах

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к народным традициям, духовным праздникам, к крестьянской культуре и быту, знакомство с семейными традициями. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно.

. Поэтому мы в нашем детском саду, поддерживаем интерес к русской культуре, к своей истории, к жизни народа в разные времена, помогаем детям получить представление о разных видах народного творчества и традициях, пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности, чтобы всё это находило отклик в сердце и становилось близким и родным.

В своей работе по приобщению дошкольников к православному культурному наследию использую следующие формы работы:

• работа с народным календарем

• праздничные посиделки;

• посещение краеведческого музея в городе Перевоз

• оформление в детском саду мини-музея «Русская изба»

• чтение художественной литературы;

• познавательные беседы;

• творческую продуктивную и игровую деятельность детей;

• экскурсии, целевые прогулки по улицам села.

Провожу такие музыкально-игровые мероприятия, как

«Осенины»

«Покровская ярмарка»

Чтение рассказа о святом Николае

Выставка «Символ года»

Информация в родительский уголок «Празднование Нового года в разных странах»

Консультация для родителей «Рождество в кругу семьи»

Конкурс Рождественская открытка

Разучивание песен, хороводов, колядок.

Знакомство с картинами русских художников, классической музыкой.

Рождественские колядки.

Беседа–рассказ об Иисусе Христе, Богородице.

Чтение рассказов: «Рождество Христово», «Крещение Господне»

Праздник «Как на Маслену неделю…»

Выступление детей на митинге ко Дню Победы

Представляю одну из разработок по духовно – нравственному воспитанию.

Святочные посиделки

Цель: Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций; расширять представления детей о народных обычаях и праздниках. Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям.

Формировать доброжелательные отношения между детьми. Обогащать знания детей о празднике. Создать условия для возникновения положительных эмоций у детей. Привлечь родителей к организации и проведению досуга.

Предварительная работа:

Знакомство детей с краткой историей праздника.

Презентация «Святочные колядки»

Рассматривание иллюстраций по теме.

Посещение Перевозского музея экспозиция «Новогодние традиции, игрушки»

Разучивание стихов, потешек, песен, святочных колядок.

Ход досуга

Участвуют все группы детского сада. Группа оформлена в виде русской избы: стоят печь, две скамейки, стол с угощением, прялка. На скамейках лежат спицы с начатым вязаньем, пяльцы с вышиванием. Хозяин с хозяйкой сидят в импровизированной русской избе пьют чай из самовара, беседуют

Заходят дети с песней «Авсей»

Авсей, Авсей! Ты гуляй по всей,

По закоулочкам, по переулочкам,

Кому песни споем, тому сбудется,

Кому сбудется — не забудется.

Выходи, хозяин, выходи, боярин,

Принимай гостей со всех волостей!

Хозяин. Здравствуйте, люди добрые, вот вам угощенье, сыр да печенье. Заходите в дом, присаживайтесь, добрым гостям мы всегда рады.

Хозяйка. Хорошо зимой – работы никакой.

Сидишь себе в избе, чаёк попиваешь,

Про былое вспоминаешь.

Хозяин. Гости у нас сегодня нарядные да румяные, весёлые да удалые.

Везде бывали, многое видали.

Хозяйка. Песню спойте, поиграйте,

На вопросы отвечайте…

На дворе метель, что за месяц теперь?

(Январь)

Хозяин. Молодцы! Какой праздник январь начинает? (Новый год)

Хозяйка. Особые поверья были связаны в народе с первым днём нового года. Считалось: каким будет этот день, таким будет весь год. Если в доме в этот день гости, царит веселье и радость, то весь год хозяева будут принимать гостей веселиться. Девушки одевались во всё новое и меняли одежду в течении дня, чтобы весь год носить обновы. Первого января старались не ссориться, не делать никакой грязной, тяжёлой работы.

Хозяин. Чем ещё радовали первые дни января?

Хозяйка. 6 января- Рождественский сочельник – в избе делали большую уборку. Полы натирали можжевельником, стол застилали чистой скатертью. Пекли пироги, блины, пышки, печенье. Варили «сочиво» или «взвар» - компот из груш и яблок. Сам сочельник начинался с появлением на небе первой звезды: «По сочельникову мосту едет коляда из Новгорода». Ставилась на стол кутья (сладкая каша) и ею потчивали Мороза, домового, дворового, банника.

Старший в доме выходил на крыльцо или высунувшись в окно, говорил: «Мороз! Мороз! Не бей наш овёс, приходи кисель есть!»

7 января – Светлое Рождество.

Хозяин. В этот день, по преданию, родился Иисус. (Показывает детям настольный театр Вертеп). В небе зажглась Вифлиемская звезда. По свету этой звезды мудрецы из дальних стран пришли Иисусу поклониться и принесли подарки. С тех пор и возникла традиция в этот день дарить близким подарки, зажигать свечи и украшать ёлки сверкающими звёздами.

С Рождества Христова на Руси начинались святки – веселились ребятки.

Хозяйка. Давайте и мы посиделки устроим.

Вы, девицы-красавицы, сидите тихо, не вертитесь, в окно не

заглядывайте, на молодцев и не поглядывайте.

Хозяин. А вы, добры молодцы, можете вертеться и на красных девиц поглядывать.

Хозяйка.

В старину, во время зимних святок, парни и девки наряжались и ходили по дворам, с песнями да прибаутками. Такие песни назывались колядками, а те, кто их пел, — колядующими. (Прислушивается). Слышу голоса. Никак колядовщики пожаловали. (Стук и шум за дверью)

Входят колядующие

Родители, одевшись в традиционные для ряженых костюмы (Коляда, Медведь, Баба Яга) с ударными народными инструментами в руках заходят в группу.

Колядовщики.

Здравствуйте хозяева!

С Новым годом!

С новым счастьем!

С новым здоровьем!

С Рождеством Христовым!

Уж дай Бог тому,

Кто в этом дому.

Сто бы вам коров,

Полтораста быков!

По ведру бы вам доили

Да всё сметаною!

Пришла коляда,

Отворяй ворота!

Ворота отворяй

И гостей принимай!

Как зашли мы, зашли

Да в хорошую хату.

Здравствуйте, ребята!

Уж как наша коляда

Ни мала, ни велика.

Она в дверь к вам идет

Да всем поклон шлет!

Хозяев знает, добром величает.

Все вместе.

Сеем, веем, посеваем,

С Рождеством всех поздравляем!

(Колядующие рассыпают зерно).

Хозяйка. Спасибо за поздравление!

Коляда. Словами сыт не будешь. Давайте – ка мне угощение. (Достаёт из торбы деревянную ложку)

Хозяин.

Прими угощение с нашим почтением!

Дети исполняют танец с ложками

Коляда. Я как погляжу, вы ложками машете, весело пляшете, а теперь и меня накормите. Да повкусней!

Хозяйка. Угостим, конечно, только ты, Коляда, нам колядку спой.

Колядовщики поют, пританцовывая.

Прикатила коляда,

Коляда-то молода, у-у-ух!

Что за славный денек,

Становись в хоровод,

Будем кругом ходить

Да ребят веселить!

Баба Яга. Тай, тай, налетай,

В игру со мною поиграй!

Я — Бабка Ежка,

Костяная ножка!

Буду вас развлекать,

Буду с вами играть!

Проводится игра «Баба Яга». Хозяйка с детьми подготовительной группы стоят в центре зала и проговаривают стихотворение.

Баба Яга

Костяная нога.

Печку топила,

Кашу варила.

С печки упала,

Ножку сломала.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Пошла на улицу –

Раздавила курицу.

Пошла на лужайку

Напугала зайку.

Пошла гулять в сад -

Насмешила всех ребят.

Баба Яга старается осалить кого – нибудь из ребят. Дети с шумом разбегаются.

[b]Баба Яга

[/b]Ах так, Ах вот вы как, дразнитесь! Все, я здесь буду хозяйкой! Попляшите вы у меня! Устрою вам экзамен!

(Игра- эстафета со всеми детьми «Ведьмина метелка»)

Баба Яга

Ну, ладно, угодили. Не буду вас больше наказывать, я уж 100 лет так не играла! А знаете, есть такая примета, кто в новый год чихнет - тот здорово год проживет. Кто болеть не хочет-чихнем - ка разок все вместе, а? Три-четыре: «Апчхи!»

Хозяйка и Хозяин:Дай вам Бог здоровья!

Хозяин: А теперь сумеете ли вы мои загадки отгадать?

Попробуем! Дети садятся на свои места.

Загадки:Летом сидит, а зимой бежит. (Коньки)

В гору деревяшка, а с горы коняшка.

(Сани)

Шуба бела весь свет одела. (Снег)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Снег на полях, лед на реках, Вьюга гуляет, когда это бывает. (Зимой)

На всех садится, никого не боится.

(Снег)

Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится.

(Лыжник)

Комочек пуха,

Два длинных уха,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

Под песню «Зайка», которую исполняют хозяин с хозяйкой дети младшей группы в костюмах зайцев исполняют русскую народную песню «Заинька, походи» (хороводная, дети подпевают

Хозяйка. А теперь мы поиграем в русскую народную игру.

Проводится игра «Золотые ворота».

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А третий раз

Не пропустим вас!

Ворота закрываются.

Колядовщик.

По лужочку я шел,

Себе дудочку нашел.

Эта дудка-дуда, развеселая!

Вы, ребята, поспешайте,

Инструменты разбирайте!

Ну-ка, примемся за дело,

Поиграем с ними смело!

Дети средней и старшей группы берут приготовленные заранее

инструменты, выступление оркестра

Коляда. Выходи ребятки, будем петь колядки.

Дети водят хоровод, поют.

Колядки, колядки, собрались ребятки,

По деревне пошли, Коляду нашли.

Наша бабка Коляда всех ребят созвала.

Ребят созвала, всем гостинцы раздала.

Коляда

Откуда вы про гостинцы знаете? Я так много наколядовала, теперь надо подарки в мешки сложить да домой унести. Боюсь, одна я с этим не справлюсь.

Проводится игра «Собери гостинцы».

Дети встают в две колонны. Стоящие последними держат пустые мешки. По сигналу участники поочерёдно подбегают к столу, на котором лежат игрушки и сладости, берут по одному предмету, возвращаются к месту старта и опускают гостинцы в мешки. Побеждает команда, игроки которой собрали больше подарков.

Хозяева.

Ой, спасибо за пожелания, за ласковые слова. Славные колядки спели, славные игры играли. Надо отблагодарить вас.

Хозяева угощают колядующих пряниками.

Колядующие.

Спасибо за угощение!

Счастье да любовь!

Хлеб да соль!

Да совет на долгий век!

(Кланяются).

Колядующие.

Спасибо этому дому,

Пойдем к другому.

С песней «Коляда» колядовщики уходят.

Хозяин.

Ну вот и закончились наши посиделки.

Хозяйка.

Славно пели и плясали гости дорогие.

Хозяин.

А теперь пора по домам.

Хозяйка.

Желаем вам здоровья, счастья! С Рождеством! С Новым годом! До свидания.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия для родителей в старшей группе «Деревенские посиделки»Конспект открытого занятия для родителей в старшей группе «Деревенские посиделки» Тема «Деревенские посиделки» Цель: Закрепление знаний, полученных на занятиях в занимательной игровой форме. Активизация и обогащение воспитательных.

Конспект развлечения для родителей и воспитанников старшего дошкольного возраста «Святочные вечера» Конспект развлечения для родителей и воспитанников старшего дошкольного возраста «Святочные вечера» Цель: Приобщение детей к русской.

Конспект занятия «Осенние посиделки. Беседа о домашних животных» Конспект занятия" Осенние посиделки. Беседа о домашних животных. ". Цель занятия: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.

Конспект занятия по лепке «Посиделки» (для детей 4–5 лет) Конспект занятия: «Посиделки» (для детей 4-5 лет) Задачи: 1. Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук. 2. Учить комбинировать знакомые.

Конспект занятия «Посиделки в русской избе» Конспект занятия «Посиделки в русской избе» автор: воспитатель Чернышёва Анна ВасильевнаЦель: Формировать элементарные представления о.

Конспект занятия в подготовительной группе «Рождество и святочные гуляния» Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Рождество и святочные гуляния». Программное содержание: Продолжать знакомить детей.

Сценарий фольклорного праздника «Святочные посиделки» Сценарий фольклорного праздника «Святочные посиделки» в старшей группы Составили :Суняйкина Т. Л. воспитатель, Медведева Н. А. руководитель.

Конспект занятия по приобщению детей к русской традиционной культуре «Святочные колядки» "Святочные колядки" Цель: Приобщение детей к русской традиционной культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси. Задачи: 1. Познакомить.

Конспект НОД «Святочные посиделки»Конспект НОД «Святочные посиделки» Образовательная область: Познавательное развитие Задачи: Познакомить детей с русской народной традицией празднования Святок. Расширение.

Святочные посиделки с детьми второй младшей группы «Раз в крещенский вечерок»Святочные посиделки с детьми второй младшей группы «Раз в крещенский вечерок» ЦЕЛЬ. • Приобщение детей к русской традиционной культуре. Знакомство с обрядом святочных посиделок. ЗАДАЧИ. • Познакомить детей с русской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Святочные посиделки»
Опубликовано: 25 марта 2018 в 17:09
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД