МААМ-картинки

Связная речь. Понятие, особенности, задачи и содержание

Ксения Мотыгова
Связная речь. Понятие, особенности, задачи и содержание
▼ Скачать + Заказать документы

Связная речь. Понятие, особенности, задачи и содержание

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение

«Павловский автомеханический техникум им И. И. Лепсе»

Проект на тему: «Связная речь. Понятие, особенности, задачи и содержание»

Выполнила: Мотыгова Ксения

Студентка группы № 189-2

Руководитель: Заплохова Н. Н

г. Павлово, 2023 год

Оглавление

Введение 3

Связная речь. Понятие, особенности, задачи и содержание. Дидактические игры 5

Публикация «Связная речь, Понятие, особенности, задачи и содержание» размещена в разделах

Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте 5

Дидактические игры для развития связной речи 11

Заключение 14

Список используемой литературы 15

Введение

К концу первого года жизни – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребёнка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предмета. К концу второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться.

Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро, отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

Формы организации обучения связной речи детей в старшей и подготовительной группах могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения. Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.

Знание специфики связной речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

К концу первого года жизни – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребёнка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предмета. К концу второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться.

На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому-нибудь предмету. Все это имеет исключительное значение для развития речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения (С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин).

К концу первого – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым. Слово для него имеет смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех и четырех слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях; как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.

Дидактические игры для развития связной речи

Мы предлагаем использовать дидактические игры для развития связной речи у дошкольников.

1 младшая группа

«Угадай, чей голосок»

Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств

Ход игры:

Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и поют: «Вот построили мы круг, повернёмся рядом вдруг, а как скажем: «скок, скок, скок! Угадай, чей голосок?»

Слова «Скок, скок, скок!» произносит один из играющих, назначенный ведущим. Водящий должен угадать, кто произнёс слова. Если он угадает, становится в общий круг, а в центре круга становится тот, чей голосок угадали. Если нет – продолжает водить.

Ход игры:

Педагог помещает на наборное полотно фигурки животных и объясняет детям, что один из героев сказок расскажет о себе, и предлагает отгадать, кто это и из какой он сказки.

Педагог выразительно читает: "Я серый, зубастый и страшный. Я хочу съесть козлят. ". Дети называют героя и сказку, объясняют, как они догадались, из какой сказки герой. (В младшей группе к концу года можно привлечь детей к составлению рассказов описаний о героях сказок.)

Средняя группа

«Я начну, а ты закончи»

Цель: активизация словаря, употребление прилагательных, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая) - добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой) - веселый, долгожданный

Старшая группа

«Найди картинке место»

Цель: обучать соблюдению последовательности хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Материал: наборы серийных картинок для выкладывания.

Ход игры:

Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

Подготовительная группа

«Почемучкины вопросы»

Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

Ход игры:

1. Почему птицы улетают на юг?

2. Почему наступает зима?

3. Почему ночью темно?

4. Почему зимой нельзя купаться в реке?

5. Почему летом жарко?

6. Почему медведь зимой спит?

7. Почему заяц зимой белый?

8. Почему дома нельзя играть с мячом?

9. Почему из трубы идет дым?

10. Почему в доме делают окна?

11. Почему листья на деревьях появляются весной?

Заключение

Речь – одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Наряду с развитием речи в дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое и слоговое строение слова; знакомится с ударением; с синонимами и антонимами; со словесным составом предложения и пр. в старшем дошкольном возрасте он способен понять закономерности построения развернутого высказывания. Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у ребенка произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой. Все это заставляет обратить внимание на развитие речи ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую, лексическую, связную и грамматический строй. На протяжении дошкольного возраста связная речь развивается в направлении от диалогической к монологической.

Список используемой литературы:

1. Черницова Лариса Александровна Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте, 2020

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений, 2000

3. Связная речь дошкольников,- Коротаева Диана Александровна, 2022

4. «Средства развития связной речи дошкольников», Лакеева Л. В., 2015

5. Картотека "Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи", Курапова Ольга Николаевна, 2019

6. Картотека дидактических игр для развития связной речи в подготовительной группе Лошкарева Ирина Анатольевна, 2018

7. Картотека дидактических игр по развитию связной речи Куракина М. П.

8. Картотека дидактических игр для развития связной речи в старшей группе, Корнилова Гульниса Хажиахметовна, 2017

9. https://logoburg.com/modules/myarticles/article.php?storyid=1327

10. https://pedlib.ru/Books/4/0018/index.shtml

11. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2022/04/03/svyaznaya-rech-doshkolnikov

12. https://multiurok.ru/ssindex.php/blog/sriedstva-razvitiia-sviaznoi-riechi-doshkol-nikov-soobshchieniie-konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei.html

13. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/09/21/kartoteka-didakticheskie-igry-i-uprazhneniya-po-razvitiyu

14. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/10/23/kartoteka-didakticheskih-igr-dlya-razvitiya-svyaznoy-rechi-v

15. https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-po-razvitiyu-svjaznoi-rechi-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html

16. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/09/24/kartoteka-igr-dlya-razvitiya-svyaznoy-rechi-detey-starshego

Публикации по теме:

Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения» Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление.

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Конспект урока математики во 2 классе «Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки таких треугольников» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Класс: 2 Г Тема. Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая»Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.

Задачи музыкального образования Кондратьева Ирина Николаевна преподаватель высшей категории хора и теоретических дисциплин НР МБУ ДО «Детская школа искусств им. Г. С. Райшева».

Конспект занятия «Связная речь дошкольников и ее особенности» Связная речь дошкольников и ее особенности Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Стихотворения — разъяснялки для детей 4–7 лет, поясняющие им понятие народное единство Уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов, дети должны познавать мир, как материальный и психологический, так и политический. Как.

Устройство и содержание театральных уголков.Устройство и содержание театральных уголков. В зависимости от интересов детей, их возраста и воспитательных задач, при оформлении театрального уголка, используется все пространство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Связная речь. Понятие, особенности, задачи и содержание
Опубликовано: 8 марта 2023 в 22:09
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Связная речь. Понятие, особенности, задачи и содержание» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Мотыгова (УИ 2462410) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД