Получи документы

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования половой дифференциации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Мария Лысенкова
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования половой дифференциации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье рассматривается важность вопроса формирования половой дифференциации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Освещен вопрос использования сюжетно-ролевой игры, как средства формирования половой дифференциации у данной категории детей.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования половой дифференциации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах

В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Неоценимую помощь в этом оказывает включение детей в специально организованную сюжетно-ролевую игру, разнообразие и полифункциональность которой существенно обогащает процесс воспитания и обучения[3].

Для детей с нарушением зрения приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта[1].

В отечественной специальной психологии изучением развития социальной активности у детей с нарушениями зрения занимались такие авторы как А. Г. Литвак (1985, Л. И. Плаксина (1995, Л. И. Солнцева (2000, Д. М. Маллаев (1993, И. Г. Корнилова (1999, и другие. Однако в этих исследованиях основной акцент делался на развитие коммуникативной деятельности [4].

Проблема влияния полоролевых различий на развитие социальной активности в норме и при сенсорном дефекте имеет такие же общие индивидуально- психологические особенности, обуславливающие поведения мальчиков и девочек, в частности зрительной депривации. Но при этом у слабовидящих имеются специфические закономерности формирования половой дифференциации, так как это связанно с тем, что многие социальные роли воспринимается на суженной сенсорной основе [5].

Нами было проведено экспериментальное исследование В МАДОУ №105 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово с целью изучения сюжетно-ролевой игры как средства формирования половой дифференциации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Для достижения поставленной цели были определены и следующие задачи:

1. Теоретически изучить процесс формирования половой дифференциации у дошкольников с сохранным развитием и с отклонением в развитии зрения в игровой деятельности.

2. Эмпирически выявить актуальный уровень сформированности половой дифференциации у детей с нарушением зрения.

3. Экспериментально определить сюжетно-ролевую игру, как средство формирования половой дифференциации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Далее был проведен анализ и отбор методик. Были подобраны такие методики: Методика «Наблюдение» (Е. О. Смирнова). Цель: Выявить уровень потребности и взаимодействия детей друг с другом.

Методика «Беседа с детьми» (Т. М. Титаренко «Такие разные дети»). Цель: Формирование представления детей о своей половой принадлежности, признаках, сходства с родителями. Понимание и осознание ребенком чувства женственности (у девочки, а у мальчиков (мужественности).

Методика «Половозрастная идентификация» (Н. Л. Белопольская). Цель: выявить возможности ребенка идентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале. Другими словами, проверяется способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути.

В ходе проведения методик на констатирующем этапе, мы получили следующие данные:

– Методика «Наблюдения» (Е. О. Смирнова, по ее результатам, можно сделать вывод, что не все дети вступают в контакт со сверстника: 6% детей имеют высокий уровень потребности и взаимодействия ребенка с другими детьми; 66%–имеют средний уровень и 28% детей имеют низкий уровень потребности и взаимодействия ребенка с другими детьми.

– Методика «Беседа с детьми» (Т. М. Титаренко «Такие разные дети»). Из приведенной беседы мы получили следующие даны: у 38 % детей низкий уровень сформированности половой дифференциации и 62% детей имеют средний уровень сформированности половой дифференциации. Отсюда можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно полно сформировано представления о своей половой принадлежности.

– Модификация методики «Половозрастная идентификация» по Н. Л. Белопольской. Обработав результаты данной методики, мы получили следующие данные: половозрастная идентификация, соответствующая полу ребенка такова: 33% детей – низкий уровень, 67%- средний уровень; Половозрастная идентификация противоположного пола – 44% детей получили низкий уровень, 56 % детей – средний уровень. Из этого можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста с нарушением зрения не в полной мере могут идентифицировать свой настоящей прошлый и будущий половозрастной статус и идентифицировать половозрастную линейку противоположного пола.

Полученные данные констатирующего этапа и их анализ натолкнули нас на необходимость разработки специальной работы, задача которого заключалась в том, чтобы путем специально и целенаправленно организованной сюжетно- ролевой игры повысить уровень формирования половой дифференциации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Для более эффективной работы нами были организованны следующие условия:

– Создана эмоционально- комфортная развивающая предметная среда, соответствующая требованиям дошкольной педагогики и с учетом специфики контингента группы;

–Разработаны планы-конспекты сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование половой дифференциации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;

– Составлен перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения на период с сентября 2012г. по январь 2013г.

Кроме систематической работы с детьми, нами была проведена следующая работа для педагогического состава ДОУ и родителей детей :

– Составлены консультации для педагогов по проблеме формирования половой дифференциации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;

– Разработан перспективный план работы с родителями «Воспитываем мальчиков и девочек»;

В формирующем педагогическом эксперименте с целью ориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения к принадлежности к соответствующему полу и тем качествам, которые должны быть присущи мужчине или женщине, важная роль нами отводилась сюжетно-ролевой игре. Особенно важно то, что в сюжетно-ролевой игре наиболее ярко представлена половая дифференциация. Девочки играли в игры с хозяйственно-бытовой тематикой («Семья»; «Салон красоты»; «Дочки- матери» и другие) которые развивают у них социальную активность и имеют полоролевые ориентиры, необходимые для будущей матери.

К любимым играм мальчиков таки игры, как «Летчики»; «Пограничники»; «Строители» и другие, которые воспитывают у будущего мужчины- защитника отчизны такие качества как уважения к матери- женщине, желание быть смелым и совершать героические поступки.

На ряду с этим мы разворачивали сюжетно-ролевую с обязательной совместной деятельностью детей разного пола такие, как «Детский сад»; «День рождение» и другие.

В ходе проведения совместной сюжетно-ролевой игры были замечены позитивные изменения. Для подтверждения результатов, полученных в ходе формирующего этапа, нам необходимо было проведение контрольного этапа эксперимента.

Цель которого: сравнительный анализ динамики сформированности половой дифференциации и определения сюжетно-ролевой игры, как средства формирования половой дифференциации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Вторичное обследование детей группы проходило по тем же методикам, используемым во время констатирующего этапа эксперимента.

Были получены следующие данные:

Методика 1. «Наблюдения» (Е. О. Смирнова) : 50% имеют высокий уровень потребности и взаимодействия ребенка с другими детьми; 33% имеют средний уровень и 17% имеют низкий уровень потребности и взаимодействия ребенка с другими детьми.

Методика 2. «Беседа с детьми» (Т. М. Титаренко «Такие разные дети»). Обработав результаты, мы получили, что 39% имеют высокий уровень сформированности половой дифференциации, 55% – средний уровень и 6% низкий уровень сформированности половой дифференциации.

Модификация методики 3 «Половозрастная идентификация» (по Н. Л. Белопольской). Обработав результаты, были получены следующие данные: половозрастная идентификация, соответствующая полу ребенка – 45% высокий уровень, 55% средний уровень; половозрастная идентификация противоположного пола – 39% высокий уровень, 61% (11 детей) средний уровень.

Вторичное обследование детей группы по данным методикам, показало наличие тесной взаимосвязи между всеми составляющими уровней сформированности половой дифференциации : специфическими особенностями решений заданий методик и участием детей в сюжетно-ролевой игре.

III уровень (Высокий) – 43%. Дети на этом уровне практически не затрудняются в создании игры, проявляя инициативность и активность, владеют представлениями о разнообразном полоролевом репертуаре и умениями, навыками соответствующего полоролевого поведения; дифференциации себя от лиц противоположного пола, отличать мужчин от женщин, мальчиков от девочек по внешним признакам, полоролевому поведению.

II уровень (средний) – 51% детей.

I уровень (низкий) – 6% детей.

На контрольном этапе эксперимента мы выявили, что работа с детьми о представлении своей половой принадлежности, а именно соответствующей будущей социальной роли мужчины и женщины дала высокий уровень сформированности проявления половой дифференциации.

Проведенное нами исследование подтвердило положение о том, что сюжетно-ролевая игра является важнейшим фактором полоролевого воспитания детей.

Список используемой литературы:

1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. – 1987. – №5. – С. 70-76.

2. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Формирование гендерной идентичности. Методическое пособие. –М. : ТЦ Сфера, 2012.

3. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки: два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, психологам. – СПб. : Просвещение, 1998.

4. Плаксина Л. И. Игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире слабовидящих дошкольников. // Дефектология. –1991. –№4. –С. 68-70.

5. Репина Т. А. Мальчики и девочки: две половинки? //Обруч. – 1998. – №6. – С. 19–28.

Публикации по теме:

Неделя сюжетно-ролевых игр.Неделя сюжетно-ролевых игр. У нас в группе прошла неделя сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру -деятельность отражательна. Основой сюжетно-ролевой.

Проект «Игра как праздник»Проект «Игра как праздник» Тема:Формирование взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Участники: дети, воспитатели, родители. Актуальность:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования половой дифференциации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Опубликовано: 24 марта 2014 в 19:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД