МААМ-картинки

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития

Олеся Балдунникова
Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития"

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Именно в этот период начинается социализация. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям.

Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. При построении педагогического процесса основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Игра, как никакая другая деятельность, в силу специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность. Уже на ранних и в младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции. В игре постепенно развивается целенаправленность действий. Под руководством воспитателя дети постепенно приучаются определять некоторую последовательность действий, намечать общий ход игры.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития» размещена в разделах

Выделяются несколько классов игр:

• Творческие (игры по инициативе детей);

• Игры с правилами

Творческие игры составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников. Творческими их называют потому, что дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

Творческие игры в свою очередь делятся на:

Сюжетно – ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).

• Игры на тему литературных сюжетов.

Я с вами хочу остановиться по подробнее на сюжетно - ролевых играх, именно по этой теме, я веду свою работу и готова поделиться маленьким, но все же опытом.

Сюжетно - ролевая игра это основной вид игры детей дошкольного возраста, которую придумывают сами дети. В сюжетно - ролевых играх дети отражают свои знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздают социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

В играх проявляются творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывают разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходят из круга привычной повседневности и ощущают себя активным "участником жизни взрослых".

В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей. Современные дети стали не такими, какими были мы в их возрасте. Изучая периодику и методическую литературу по проблеме социального развития современного ребенка, я поняла, что это не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития, принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологическими достижениями (телефон, компьютер). Дети хорошо информированные, могут делать неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях. И именно в этот момент, я начинаю задумываться о преждевременном взрослении детей. Но затем в процессе работы, я понимаю что, к сожалению это не так. У большой информированности есть обратная сторона. Современные дети, в развитии умственных способностей и мышления отнюдь не отражают свой возраст. А наблюдая за их играми, я отметила, что они не могут принять решения в игровых ситуациях, выстроить диалог со сверстниками, не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеяны, не проявляют интереса к ролевым играм. Дети говорят много, но плохо. У ребят резко снижено воображение, творческая активность, они нацелены на получение быстрого, готового результата нажатием одной кнопки.

Я для себя сделала вывод, что игровая культура детей, как основное условие развития личности ребенка, искажена. И поэтому считаю, что основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, фантазирует, учится общаться в коллективе.

В настоящее время в детском саду серьезную проблему вызывает "уход" сюжетно-ролевой игры из жизни наших детей. А ведь эта игра является основой социального развития ребенка. Во время сюжетно-ролевой игры дети отображают жизнь взрослых, моделируют разнообразные социакультурные ситуации и отношения, приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения. Играя, дети учатся устанавливать новые связи в достижении своей цели. Ведь в игре просто необходимо общаться.

Сюжетно-ролевые игры, нужны прежде всего для удовлетворения потребностей детей в интересном досуге.

Причем такой досуг может стать полезным, способствовать индивидуальному развитию и достижению социально значимых целей, но это уже во многом зависит от позиции создателя (или создателей) игры. Через игру педагог может достигать воспитательных или обучающих целей, но только тогда, когда сам примет участие в создании сюжетно-ролевых игр. Именно Цель является той отправной точкой, с которой начинается создание игры.

Цель сюжетно-ролевой игры для детей до 6 лет заключается в преодолении страхов, формировании основных адаптивных навыков, освоении предметного мира, установлении связи с другими людьми, подготовка к школьной жизни.

Цель любой игры лежит за пределами игровой ситуации, но для того, чтобы достичь цели необходимо правильно организовать взаимодействие детей. Перед началом игры воспитатель должен чётко, кратко объяснить правила игры, сообщить название игры, рассказать о её содержании, дети должны выбрать роли. Необходимо помнить, что в играх не должно быть отрицательных ролей, т. к. дети склонны переносить игровую ситуацию в реальную жизнь и отношение к сверстникам в группе.

Задачи сюжетно-ролевой игры :

1. Развивает интерес и уважение к разным профессиям.

2. Помогает детям налаживать взаимодействия в совместной игре.

3. Обогащает словарь, развивает речь детей.

4. Развивает коммуникативные навыки.

5. Обучает основам адаптации.

6. Приобщает к взрослому миру.

7. Доносит специфические знания.

8. Планомерно обогащает жизненный опыт.

9. Передает детям игровой опыт, игровые умения.

10. Помогает изучить игровую среду с учетом обогащающегося жизненного опыта

11. Активизирует общение взрослого с детьми в процессе их игры.

Для изучения более точных целей и задач сюжетно-ролевой игры мною была взята конкретная игра "Магазин" или как дети сейчас говорят "Супермаркет". В группе есть застенчивый ребенок, для которого поздороваться - большой труд, разворачиваем сюжет у него на глазах. Ребенок сам выбирает себе роль, поддерживает разговор с детьми, задает вопросы, делает выводы, именно в игре ребенок раскрепощается и решает свои трудности в общении, способствует обучению навыкам аргументированного спора, логическому обоснованию своего выбора, сознательного подхода к выбору модели поведения.

Что дети в этой игре повторяют и закрепляют: формируют навыки поведения в общественных местах; учиться обращению при покупке и продаже товаров; закрепляют слова благодарности и уважения (пожалуйста, будьте добры, спасибо, благодарю и т. д.); учиться описывать нужный товар, отмечая его характерные признаки; развивают умения сотрудничать друг с другом, распределяя роли и выполнять игровые обязанности; обогащают словарный запас детей: касса, деньги, витрина, упаковки, груз, кассир, продавец и т. д. ; упражняются в счете.

Я считаю, что необходимым и обязательным элементом воспитания и обучения детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Она помогает обрести ребёнку большинство качеств, которые впоследствии способствуют его благополучному росту. Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь появляются первые ростки дружбы, начинаются первые переживания. В результате игра становится неотъемлемой частью жизни и деятельности детей, у ребят появляются такие качества как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и, главное, дружить.

При организации сюжетно-ролевых игр я стараюсь учитывать индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка, с уважением относиться к каждому участнику игры, давать детям максимальную степень свободы и не в коем случае не подавлять их фантазию. Мои задачи - уметь начать игру, заинтересовать детей, научить соблюдать правила игры, направить в нужное русло, сплотить детский коллектив, научить детей играть. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованием большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.

Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляю в двух направлениях:

• Создание необходимой игровой среды;

Непосредственное руководство играми детей.

Широко использую в своей работе игры-показы. Так, во время игры с куклой я говорила: "Наша Катя грустная, не улыбается. Затем я трогаю лоб, она горячая делаем вывод вместе что она приболела, нужно показать ее доктору".

В плане воспитательной работы уделяю большое внимание самостоятельности, более развернутой сюжетно-образовательной игры с разными игрушками.

В младшей группе сюжет был простой. В средней сюжет постепенно усложняется. И так будет из группы в группу.

В нашем детском саду во всех группах создана благоприятная обстановка, имеется все необходимое для развития умения детей играть в сюжетно-ролевые игры. Большое количество игрового оборудования и материалов для сюжетно-ролевых игр сделано руками взрослых.

В группе созданы условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную роль могут оказать театральные игры.

Для того, чтобы сюжетно-ролевая игра развивалась, необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью используют дидактические игры.

Я люблю играть с детьми вместе и полной отдачей. Главное в игре сохранить непосредственность игры, сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и чтобы навыки, полученные в сюжетно-ролевой игре они могли применить в повседневной жизни. Я нахожусь постоянно в поиске новых приемов, позволяющим детям с интересом и качественно осваивать новые игры.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст - это возраст игры.

Консультация для воспитателей «Театрализованная игра как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника» Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Игра – путь к познанию.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникации у детей среднего дошкольного возраста Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста» Актуальность. Потребность.

Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста» Актуальность. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни.

План самообразования «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников» План самообразования 1. Воспитатель – Авраменко Елена Анатольевна 2. Образование: средне – профессиональное 3. Тема самообразования: «Сюжетно.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости старших дошкольников Слайд 1 Здравствуйте уважаемая комиссия. Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему читать со слайда Слайд.

Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста Во время занятий и игр с детьми я заметила,.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста Игровая деятельность – ведущий вид.

Сюжетно-ролевая игра как средство становления личности ребёнка Для нас, взрослых, слово «игра» носит характер чего-то развлекательного, праздничного, несерьёзного, не связанного с работой или повседневной.

Сюжетно ролевая игра как средство развития связанной речи у дошкольников в соответствии с ФГОС Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития
Опубликовано: 5 апреля 2019 в 08:27
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД