Лучший педагог года

Консультация «Тайны математики для детей»

Карпус Мария Александровна
Консультация «Тайны математики для детей»

"Природа формулирует свои законы языком математики». Эти слова принадлежат Г. Галилею. И действительно, что бы не происходило и не протекало в нашем мире, все одинаково для целых групп, классов объектов, это позволяет, решив задачу в общем виде, не решать ее в каждом следующем частном случае заново. Например: 3+2 всегда 5, о чем бы ни шла речь – о песчинках или планетах, о людях или цветах. Эту идею можно дать детям.

Публикация «Консультация „Тайны математики для детей“» размещена в разделах

Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, а скорее всего некая конструкция, которая имеет свой порядок. Математика дает возможность увидеть, этот как в природе, так и в истинном искусстве интуитивное ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство ребенка и его интеллект. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.

Величайший учитель древности Пифагор рассматривал числа как божественные принципы мироустройства. В наши дни со страниц популярных журналов мы узнаем о том, что в астрологии каждое число связано с планетой, а дата рождения человека может помочь глубже понять его характер и природные задатки.

Из популярной книги «За страницами учебника математики» (авторы И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин) можно почерпнуть много интересных исторических сведений, в том числе и о том, как появились названия первых чисел.

Ученые считают, что сначала названия получили только числа 1 и 2. по радио и по телевидению часто приходиться слышать: «… исполняет солист Большого театра …». Слово «солист» означает «певец, музыкант или танцор, который выступает один». От этого же латинского слова – «солюс» - один - происходит и «солидарность», т. е. единство. Да и русское слова «солнце» похоже на слово «солист». Разгадка очень проста: когда римляне придумывали имя числу 1, они исходили из того, что солнце на небе всегда одно. А название для числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно, - крыльями, ушами… Но бывало, что числам 1 и 2 давали иные имена. Иногда их связывали местоимениями «я» и «ты», а были языки, где «один» звучало так же, как «мужчина», а «два» - как «женщина».

Иногда числом 3 обозначали весь окружающий человека мир – его делили на земное, подземное и небесное царства. Поэтому число 3 стало у многих народов священным. Другие народы делили мир не по вертикали, а по горизонтали. Они знали четыре стороны света – восток, юг, запад и север, знали четыре главных ветра. У этих народов главную роль играло не число 3, а число 4.

Пальцы рук оказались на столько тесно связаны со счетом, что на древнегреческом языке понятие «считать» выражалось словом «пясть» - часть кисти руки.

Числа мы найдем и в мире природы: у вех насекомых по 6 ног, а пчелы строят соты в форме правильных шестиугольников.

Число 7 древние шумеры обозначали тем же знаком, что и всю Вселенную. В их храмах было 7 ступеней, освещались эти храмы семисвечниками.

В древних памятниках письменности число 12 встречалось очень часто и всегда играло особую роль. У пророка оказывается ровно 12 верных последователей, герой должен совершить 12 подвигов. Древние греки имели 12 основных богов, которым они поклонялись.

Число 40 встречается в старинных сказаниях. По одному из них во время всемирного потопа дождь шел 40 дней и 40 ночей. В арабских сказках рассказывали про Али-Бабу и 40 разбойников.

Следы же счета шестидесятками сохранились до наших дней. Ведь до сих пор мы делим час на 60 минут, минуту на 60 секунд и т. д. Окружность делят на 360 градусов, а градус – на 60 минут… Так что самые точные часы и угломерные приборы хранят в себе память о глубочайшей древности.

Вводя маленьких детей в мир математики, важно показать им присутствие чисел в мире природы и культуры, наполнить представление о каждом числе живыми ассоциациями. Обратите внимание, что в сказках числа тоже играют большую смысловую роль. В таких как: «Двое из ларца», «Волк и семеро козлят», «Маша и три медведя» и м. д.

Знакомя детей с математикой важно не сколько добиться запоминания таких как геометрических фигур, сколько дать представления о многообразии и красоты форм в природе и искусстве. Это же касается отношения подобия в природе, линии, цвета. Точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость ее преподавания детям; отвлеченность понятий, которыми она оперирует, не должна порождать искусственность самой ситуации обучения. Тогда маленькие дети будут учиться, не зная, что это математика, а старшие будут ждать из этого источника особенно волшебных историй.

«Мир построен на силе чисел» ПИФАГОР

Часто людям приходиться отвечать на вопрос сколько? Сколько тебе лет?

Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота? Чтобы всё посчитать, нужно знать цифры. Теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сёстры,друзья. У меня возник вопрос, а как считали древние люди? Как научилисьзаписывать цифры? Я постарался ответить на эти вопросы, так возникла темамоего исследования.

Как люди научились считать.

Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели

пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем,

привязанным к палке.

Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета.

Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно.

Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его

жизнь, наш далёкий предок из множества различных предметов сначала

научился выделять отдельные предметы Из стаи волков - вожака стаи, из стада оленей – одного оленя, из выводка плавающих уток- одну птицу, из колоса с зёрнами -одно зерно.

Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».

Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога,крылья, руки, привели человека к представлению о числе. Наш далёкий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять, шесть и т. д.

Кстати сказать, пальцы сыграли немалую роль в истории счёта, особенно

когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять сделанное им копьё с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две- 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20 Следы счёта на пальцах сохранились во многих странах.

Так в Китае и Японии предметы домашнего обихода (чашки, тарелки и др.)

считают не дюжинами и полудюжинами, а пятёрками и десятками. Во Франции и в Англии и поныне в ходу счёт двадцатками.

Специальные названия чисел имелись поначалу только для одного и двух.

Числа же больше двух называли с помощью сложения: 3 – это два и один, 4 – это два да два, 5 – это два, ещё два и один.

Названия чисел у многих народов указывают на их происхождение.

Так у индейцев два – глаза, у тибетцев – крылья, у других народов один - луна,пять – рука и т. д.

Как люди научились записывать цифры?

В разных странах и в разные времена это делалось по- разному. Когда люди не умели ещё делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на палках и костях животных, в виде отложенных ракушек или камешков или в виде узелков,завязанных на ремне или верёвке.

В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим

количеством палочек. А «десять» обозначалось скобочкой в виде подковы.

Чтобы написать 15, надо было ставить 5 палочек и 1 подкову

И так до сотни. Не очень – то удобно было записывать таким способом

большие числа и совсем неудобно было их складывать, вычитать, умножать, делить.

Публикации по теме:

Конспект мероприятия по ФЭМП «Путешествие в страну математики» с элементами занимательной математики Конспект мероприятия по ФЭМП с элементами занимательной математики «Путешествие в страну математики» Цель: продолжать формировать элементарные.

Конспект НОД «Тайны шоколада» МДОУ д/с №13 «Ручеёк» с. Толстовка Саратовской области Краснопартизанского района Совместная партнерская образовательная деятельность.

Летний проект «Большие тайны маленьких насекомых» для детей 5–6 летЛетний проект «Большие тайны маленьких насекомых» для детей 5–6 лет Летний проект «Большие тайны маленьких насекомых» для детей 5-6 лет. Цель: формировать интерес к живой природе, воспитывать бережное.

Презентация проекта по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Тайны космоса» Во второй половине 20 в. человечество ступило на порог Вселенной – вышло в космическое пространство. Дорогу в космос открыла наша Родина.

Проект «Тайны четырёх океанов» для детей подготовительной к школе группы Тема проекта: "Вода" Цель проекта: формирование у детей представлений о водных ресурсах планеты Земля. Изучение четырёх океанов: их расположение.

Краткосрочный проект «Тайны космоса» Паспорт проекта 1. Тема: «Тайны космоса». 2. Вид проекта: познавательно – исследовательский. 4. По характеру контактов: дети, педагоги,.

Сценарий физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возрастов «Тайны Югорских сокровищ» Цель: приобщение детей к физкультуре и спорту, пропагандирование здорового образа жизни, через культуру и образ жизни коренных народов ХМАО.

«Тайны планет». Конспект образовательной деятельности для детей 5–6 лет«Тайны планет». Конспект образовательной деятельности для детей 5–6 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. Конспект ООД Тема: Тайны планет СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Разработала.

Конспект исследования «Тайны песка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №41 р. п. Петровское Тема исследования: «Тайны песка».

Конспект занятия «Тайны леса»Конспект занятия «Тайны леса» Программное содержание: - систематизировать представления воспитанников об обитателях леса, о сообществе растений, животных; - развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Тайны математики для детей»
Опубликовано: 30 ноября 2019 в 11:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД