Лучший педагог года

Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР

Оксана Чурилова
Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР

«Надо развивать творческое начало у всех, чтоб мир не оставался таким как он есть, а преобразился. Ведь возможна такая система воспитания, которая прививает и развивает творческое начало».

Джанни Родари.

Ведущая деятельность дошкольников – игровая. У детей с проблемами в развитии она носит процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Даже обученные дети часто демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения, эмоциональное состояние. Это вызвано не только биологическими факторами, но и недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи и эмоционально-волевой сферы.

Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР» размещена в разделах

Современный этап развития системы специального образования характеризуется поиском и разработкой новых технологий обучения и воспитания детей на базе деятельностного подхода к личности. Научно обосновано, что повышение эффективности педагогического процесса возможно не только через совершенствование образования, но и через изменение содержания и форм обучения (2;3;4;5).

В работах отечественных психологов и педагогов театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников, что обусловлено родством данных игр с театром – синтетическим видом искусства. Л. С. Выготский ( 1:34)определяет драматизацию или театральную постановку, как самый частый и распространённый вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений лежит глубоко в природе детей и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Она включает различные символико-моделирующие виды деятельности и построена на основе органического единства игры, речи, рисования, а также предполагает формирование личностных смыслов посредством «общения искусством». Специфика театрализованной игры как особого вида игровой деятельности заключается в том, что она позволяет реализовать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания через формирование «образа мира», развитие пространственно-временной ориентировки, знакомство с законами природы – цикличностью, взаимосвязью и взаимозависимостью объектов и явлений окружающей действительности.

Анализ существующих образовательных программ «Детство», программа М. А. Васильевой «Радуга» и методических пособий, М. А. Васильева «Музыкальное воспитание в детском саду», М. Д. Махнева «Театрализованные занятия в детском саду», И. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр». Приводит к выводу, что «театрализованная деятельность» - это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания дошкольника, который характеризуется отсутствием единой целостной методики и образовательной технологии, отвечающей современным требованиям. По этой причине сложно однозначно ответить на вопросы:

- с какого возраста обучать детей театральной деятельности?

- чему учить и как учитывать возрастные особенности?

Ответы на эти и другие вопросы следует, искать в огромном положительном опыте театральной педагогики (1;3;5). Секрет эффективности их театральной методики, прежде всего в сближении игры актёра и игры ребёнка. Основанной на вере в правду вымысла, искренности в переживании и перевоплощении, на активном творческом воображении.

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения особенно ясно стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию, к воспитанию логизированного поведения. Развитию же эмоциональной сферы ребёнка часто уделяется недостаточное внимание. В этом я убедилась на практике, работая воспитателем в детском саду.

Я работаю с детьми от 4 до 6-7 лет. Этот возраст – замечательный, когда складывается самосознание и мироощущение ребёнка – его личность. Усложняется эмоциональная жизнь малыша. Раньше он общался только с матерью. Теперь круг общения расширяется, в него уже входят сверстники и другие взрослые. Ребёнок способен уже не только прокомментировать конкретные события и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, порассуждать о природе, окружающих людях, самом себе и своём месте в мире. У ребёнка формируется чувство «Я», начинает складываться Концепция - динамическая система представлений о самом себе, включающая:

а) сознание своих физических и интеллектуальных свойств;

б) самооценку;

в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости её поведения.

.Дети от природы эгоцентричны, поэтому важно научить ребёнка «смотреть» на ситуацию не только со своей стороны, но и с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему взглянуть на себя как бы глазами окружающих, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Тогда ребёнок получит возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Ни для кого не секрет, что лучший «друг» современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимые занятия – просмотр мультиков и компьютерные игры. Современные родители настолько заняты своими проблемами, работой, карьерным ростом, что не могут подчас выкроить нескольких минут, чтобы поговорить с ребёнком по душам, почитать ему сказку, спеть колыбельную песню. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Редко увидишь на детских площадках детей, играющих вместе. Поэтому детям ничего не остаётся делать, как черпать новые впечатления, прильнув к «голубому экрану». Но ведь именно живое человеческое общение по-настоящему обогащает эмоциональную жизнь детей, «раскрашивает» яркими красками их чувственную сферу. Неудивительно, что современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, что приводит к импульсивности поведения.

Следовательно, очевидной становится идея необходимости развития эмоционально-волевой сферы у ребёнка-дошкольника с позиций передовой педагогики русской драматической школы «театра переживания», требующая пересмотра целей, содержания и технологии образования дошкольника в театрализованной деятельности.

Объект исследования – система коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР.

Предмет исследования – театрализованная игра в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.

Цель исследования – создание педагогической системы использования театрализованной игры в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.

Для реализации поставленной цели в процессе работы решаю следующие задачи:

1. Изучить состояние теоретической разработанности проблемы развития детей в театрализованной игре.

2. Исследовать особенности театрализованных игр детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

3. Разработать педагогическую систему использования театрализованной игры в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.

4. Апробировать эффективность предложенной педагогической системы.

Гипотеза состоит в предположении о том, что театрализованная игра как вид игровой деятельности обладает большими коррекционно-развивающими возможностями, поэтому её систематическое использование в работе с детьми дошкольного возраста с проблемами интеллектуального развития будет способствовать их всестороннему развитию и преодолению недостатков познавательной, эмоциональной и личностной сфер.

Учитывая возрастные и психофизические особенности детей, составила перспективный план работы по всем разделам программы, в соответствии с которым на начальном этапе параллельно с развитием познавательной и предметно-практической деятельности дети обучаются распознавать эмоциональное состояние, настроение окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению, а также учатся отображать своё эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами.

Детей необходимо учить управлять своим эмоциональным состоянием, формировать у них адекватное поведение. Для этого я отобрала различные театрализованные этюды и упражнения, подобрала дидактические игры и литературный материал, способствующие формированию эмоционально-волевой сферы. Для развития двигательной активности и координированной моторики создала физкультурный уголок, подобрала упражнения для пальчиковой гимнастики. Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности я использую, рассказы, и сказки без начала и конца, с незавершённым действием, с отсутствующим лицом.

Одновременно уделяю большое внимание созданию условий в группе: отвела место для расположения самостоятельной художественно-речевой деятельности (уголок ряженья, подобрала игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые, перчаточные театры, приобрела и изготовила маски, шапочки, костюмы и другие атрибуты. Наши родители изготовили несколько ширм различных конструкций: напольные, настольные, домик-ширму, изготовили печь, скамью, люльку, сундуки, прялку, коромысло, колодец, соответствующие народному фольклору.

Для развития эмоционально-волевой сферы, двигательной активности, воображения, временного и пространственного ориентирования – подбираю этюды и упражнения. В речевой зоне выставляются игрушки, театры для самостоятельного обыгрывания сказки. В вечернее время и в дневные часы я знакомлю детей с разными вариантами сказки, а с помощью этюдов и упражнений учу достоверному изображению персонажей. После этого приступаю к поэтапному обыгрыванию сценок из спектакля, постепенно заучиваем текст, в группе и дома. Для самоконтроля над мимикой и жестами использую зеркала.

На занятиях по ознакомлению с окружающим, во время экскурсий в этнографические музеи дети знакомятся с деревенским бытом; на музыкальных занятиях – разучиваем тексты песенок и танцы, а на занятиях по труду и изодеятельности изготавливаем и раскрашиваем персонажей и некоторые атрибуты к сказкам.

Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.

Речь их становиться более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причём – в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других детей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

Занятия в основном строятся по единой схеме:

- введение в тему, создание эмоционального настроения;

- театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности. Для этого я использую разнообразные приё мы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук любую карточку, на которой схематично изображён персонаж);

- проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две основные проблемы:

- что делать, если ролей не хватает на всех детей;

- кто будет играть отрицательных персонажей.

Первую из них помогает решить подгрупповая организация занятий по театрализованной деятельности, парное проигрывание ролей. Кроме того, чтобы охватить всех детей я придумываю дополнительные роли.

Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребёнку. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все – и дети, и взрослые – артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причём зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Развитие театрализованной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Тематика наших вечеров различна: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные истории» и др. Мои помощники, это родители, которых я привлекаю к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Союз педагога и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию ребёнка.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и эмоционально-волевого развития ребёнка становится плодотворным тогда, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.

Литература

1. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М. ,1991.

2. Давыдов В. Г. «От детских игр к творческим играм и драматизации». Театр и образование : Сб. научных трудов. М., 1992

3. Ершова А. П. «Возвращение к таланту». Красноярск, 1999.

4. Михаева М. Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду». М., 2009.

5. Шипицина Л. М. «Азбука общения». «Детство-Пресс», 2000.

Публикации по теме:

Мастер-классы в Арт-мастерской «Гинда» Расписание мастер-классов на 2011-2012 год Сентябрь [cut=Читать далее. ]07.09 и 10.09 начало в 19.00 «Матирование» + инкрустация (арт-объект.

Презентация «Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР», учитель-дефектолог И. М. Горбовская Практика работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, а способы общения без специального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР
Опубликовано: 4 марта 2013 в 18:21
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД