Лариса Моисеева
Театрализованное представление в подготовительной логопедической группе «Привидится же такое»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованное представление в подготовительной логопедической группе «Привидится же такое».
Задачи:
1) воспитывать патриотические чувства детей через развитие интереса к культурным народным традициям родного края;
2) расширять представления детей о русском народном костюме, о традиционных региональных особенностях русских Прикамья, познакомить с элементами свадебного обряда (свадебным фольклором, обрядами и обычаями, связанными с воспитанием детей;
3) развивать творческие способности детей.
Оформление зала и декорации:
Публикация «Театрализованное представление в подготовительной логопедической группе „Привидится же такое“» размещена в разделах
Зал оформлен в русском стиле. На переднем плане весит окно с вышитыми занавесками, под ним лавка, накрытая половичком, на краю лавки лежат платки по количеству девочек небольшой столик с красивой белой скатертью (в начале действия, когда гаснет свет это всё убирается). На центральной стене декорации леса, на полу «берёзовые» дрова. На заднем плане справа - русская изба, на полу постелены половики, посреди избы - стол, лавки, к потолку подвешена люлька, в ней кукла, на полках кухонная утварь, возле печи ухват и веник; слева – баня, в ней лавка, деревянные вёдра и кадушка, в ней банные веники по количеству девочек.
Предварительная работа :
1) занятия по ознакомлению с окружающим:
«Моя семья большая и маленькая»,
«Традиции моей семьи»,
«Уважай старость»,
«Знакомство с русским костюмом»,
«Народы Прикамья».
2) занятия по развитию речи:
«Чтение и пересказ рассказа Л. Толстго «Старый дед и внучек», «Составление описательных рассказов по русским костюмам».
2) занятия по рисованию:
«Портрет дедушки и бабушки»,
«Кукла в русском костюме», «Роспись прялки»,
3) беседы:
«Ремесла на Руси»,
«Традиции и обычаи»,
«Как я был в деревне».
4) чтение сказок народов Пермского края, в которых описывается быт, обычаи, традиции, одежда, отношения между взрослыми и детьми ( например: «Лапти-скороходы», «Медвежья нянюшка» и др.)
5) дидактические игры:
«Ремесла на Руси», «Что сначала, что потом», «Угадай, что я делаю»,
6) разучивание русских народных песен, хороводов, игр, пословиц, поговорок,
7) работа в уголке рукоделия: плетение, вышивание, ткачество, изготовление бус, изготовление и роспись изделий из глины, дерева (конструктор).
Ход.
Девочки сидят в избе, вышивают и поют «Позолоченная прялица». Вбегает подружка:
- Чего вы скучаете, пойдём, посмотрим, как девушки гадают!
- А что смотреть то, закроют колодец на ключ, кто первый потом в дом придет, тот и жених.
- А давайте сами пойдем гадать. Ляжем на росстани под скатерть и послушаем: что прислышится, тому и быть.
Девочки собираются (надевают платки) и выходят, поют «Ой ди-ди, ой радость». Пришли. Ложатся под скатерть, слушают. Гаснет свет.
Раздается шум, свист, завывание ветра. Появляется Ёма (тётка лешего).
- А, вот вы где, девчушки малые. Погадать вздумали? Вот я вас
проучу!
К себе утащу, в няньки наряжу, замуж за своих сыновей выдам. Собирает скатерть как бы в мешок, «тащит» девочек.
В доме Ёмы. Девочки плачут.
Ё ма:
-Тише, не ревите, моего меньшого разбудите, худо будет!
Вы теперь будете у меня жить. Я вас замуж отдам за моих
сыновей. Они у меня красавцы, силачи, всему лесу хозяева.
Мальчики:
- В лесу, чем не житье: и грибы, и ягоды, и зверья всякого.
- А коли скучно станет, можно с человеком каким позабавиться.
- Заведешь его в лес, закружишь. Он ходит, плутает, а выйти не может.
Ё ма:
- Цыц, разговорились тут. Пора делом заняться. Перво-наперво хочу девиц испытать, годятся в невесты то? Вот вам загадки. Отгадаете, почет вам и уважение, а не отгадаете.
- Утка в море, хвост на угоре (ковш).
- Залезла Варвара выше амбара (труба на крыше).
- В избе пильчики-пильчики, на улице хлопоты-хлопоты (стирка в корыте, полоскание белья в речке валиком).
- Четыре сестрички в одну утку глядят (корову доят).
- Маленький, горбатенький все поле проскакал, домой прибежал, целый год пролежал (серп).
- Сверху голо, внутри лохмато (тулуп).
- За стеной спит барашек молодой (младенец). Ё ма:
- Всё так. Это мой малой сынок. Мы сейчас в лес пойдем, а вы тут оставайтесь хозяйничать. Пестуйте малыша как следует, а не то худо будет.
Воды вскипятите, травки заварите, а то малой закашлял. Какую
траву от кашля взять знаете?
Девочки:
- Мяту, душицу, мать-и-мачеху.
- Всё так.
Ё ма:
- Квашёнку растворите. Что это такое знаете? А как её растворить, что для квашёнки надобно?
Девочки:
- Муку, дрожжи,сахар, соль, молоко или воду.
Ё ма:
- Всё так. Да смотрите, муку то только белую берите. Шанег напеките, каши наварите, малого покормите. Да смотрите, приговаривайте, он без пестушек не ест. Пестушки знаете?
Девочки:
- Ай, тата, тата, тата,
Пожалуйте решета –
Мучки посеять,
Шанежки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечём блинка –
Покормить сынка!
- Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.
- В лесочке, в лесочке избушка на кочке.
Блинами обита, оладьями покрыта,
Ограда кругом - пироги с творогом.
Сидит кошка у окошка, ежик Антошка
Пряники жует, песенки поет.
- В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого печёны?
Для Сашеньки калачи,
Для Сашеньки горячи.
- Ванечка, Ванюша,
Кашку всю ты скушай.
Стукни ложкой,
Топни ножкой.
Хлопни в ладошки,
И погладь ты кошку.
Ё ма:
-Всё так.
Воды наносите. Баньку затопите. Баня - мать вторая. А что ещё вы знаете о бане?
- Баня парит, баня правит, баня всё поправит.
- Кости распаришь - всё тело поправишь.
- Когда б не баня, все б мы пропали.
- Лук да баня всё поправят.
- Пар костей не ломит, где тепло, тут и добро. Ё ма:
- Все так. А знаете ли вы как правильно веники ломать, чтобы моему лесу не навредить?
Дети:
- Не рубить берёзы целиком.
- Аккуратно, чтобы не поломать много веток.
- С каждой берёзки по пять веточек.
- Обычно заготавливают березовые веники с Петрова дня до
Ильина дня (с 12 июля до 2 августа).
Ё ма:
-Все так.
Малого в баню снесите, помойте его хорошенько. Ясно? Да приговаривайте, когда парить станете. Что приговаривать знаете?
- Ножки - бегунки-бегунки,
Ручки - махунки-махунки,
Язык - говорунок.
В бане реви, дома спи.
- Вылейся, водичка,
Да по рукавичку:
Под пень,
Под колоду,
К лягушкам, к болоту.
-Водичка, водичка,
Умой Ване личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ё ма:
- Всё так.
А если ребёночек плохо спать будет, возьмите травку, положите в изголовье малому, он крепко заснёт. Какую траву взять знаете?
- Богородский сон, мяту, немного хмеля.
- Ё ма:
- Всё так.
А раньше то ещё, если ребёночек не спал, капризничал, считали,
что его Бессонница-Полночница мучает. Тогда отец заплетал
лапоточек маленький, да до конца то не доплетал. Лапоток клал в
люльку младенцу, чтобы мать не видела. Да приговаривал:
«Занимайся, Бессонница-Полночница этим, а ребёночка не мучай».
Ну, что ж, вы всё знаете, оставайтесь хозяйничать, а мы в лес пошли.
Девочки остаются. Все заняты делом: подметают пол, «замешивают» тесто, «варят» кашу, «кормят» малыша (куклу).
Ёма с мальчиками выходят. Мальчики инсценируют песню «Ай жги,
жги.». Складывают поленницу.
Ё ма:
- Закончили работу, собирайтесь, домой пойдем, невест выбирать.
Идут к избе, стучат, входят.
Мальчики:
- Здравствуйте, девушки.
Здравствуйте, добры молодцы.
Мальчики:
- Мы пришли невест выбирать.
- Девочки:
- Ёма, ты нас испытывала, испытай и женихов.
- Ё ма:
- Ну, чтож, справедливо. Слушайте загадки:
- Сам худ, голова с пуд (молоток).
- Его бьют, а он не плачет, только ножку глубже прячет (гвоздь).
-Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь (рыба).
- Поля стеклянные, межи деревянные (оконная рама).
- В каждой избе кривая нога (кочерга).
- В темном лесу изба без крыши (поленница).
Ё ма девочкам:
- Да вы не сомневайтесь. Мои сыновья на все руки мастера: и дров принести, и лапти сплести. А кто выбирается, тому задняя нога попадается.
Ну, а теперь всех вас хочу спросить, что вы знаете о семье, о воспитании детей.
Дети:
- Детей растить, не мёд пить.
- Дочка - игрушка, сын - работник.
- Воспитай ребёнка, пока он ещё поперек лавки помещается.
- В руках матери и вица не больно бьёт.
- Каковы родители, таковы и дети.
- Мать ругает - жить учит.
- Мать плохому не научит.
- Одинокий человек - это одинокое дерево.
- При отце да матери, как при ясном солнышке.
- Семьёй жить, не лапоть плести.
- Мать один раз обругает, два обласкает.
- С детьми тяжело, без детей скучно.
- У добрых родителей и дети добрые.
- Что детям отдашь, то от них и получишь.
- Язык родителей не забывают.
Ё ма:
- Ну и молодцы, всё так.
А теперь, молодёжь, собирайтесь на вечёрку, выбирайте себе пару по нраву.
Хороводная игра «Бояре».
Ё ма:
- Собирайтесь, невестушки, в баню пойдем. Я дрова то мелкие
брала, ровные все. Чтобы жизнь была ровная. Пока баня топилась, я
головёшки кочергою не вила, не стукала, чтоб мужья не дрались.
Примета есть такая. Ну, пошли, а вы, женихи, тут дожидайтесь.
Девочки идут, причитают:
- Ой, как у родимой мамоньки сердце заныло.
- Как родная дочерь во замуж пошла.
- Ой, да во замуж пошла да молодёхонька.
- Ой, да недоспелая с кусту ягодка.
- Ко чужому да свёкру - батюшку.
- Ко чужой свекрови - матушке.
- Ко чужим золовкам - сестрицам.
- Ко чужим деверьям - братушкам.
Под «свадебный плач» (аудиозапись) девочки исполняют танец с банными вениками.
Приходят в избу. Взрослые (воспитатель, музыкальный работник) поют - «Не шей ты мне маменька…». Одной из девочек «подружка невесты» расплетает косу, остальные девочки проходят хороводом мимо них. «Подружка невесты» раздаёт им ленты из косы (в память о девичьей беззаботной жизни). Поют: «Я по бережку похаживала».
Приходят женихи. Исполняется песня «Ой, конь у ворот». С окончанием песни «невесту» накрывают фатой, выводят под руки в центр зала. Мальчики и Ёма отходят в избу (на заднем плане гаснет свет).
Девочки выходят в центр, приседают под фатой (скатертью). Слышны завывания ветра, стихающий звон колокольчика. Все звуки стихают. Девочки вскакивают.
- Привидится же такое.
- Ну и натерпелась я страху.
- А, может, и не было ничего?
- Побежали скорей домой, я вся озябла.
- Ага, и я тоже. Вон дым из труб столбом - еще холоднее будет.
Убегают.