Технологии речевого развития старших дошкольников с ТНР

Ирина Карабанова
Технологии речевого развития старших дошкольников с ТНР

Технологии речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, является богатство его речи, поэтому мне, как учителю-логопеду, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей моих воспитанников.

В соответствии с Федеральными Государственными Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Развитие речи» предполагает:

- владение речью как средством общения и культуры;

- развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной речи;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов;

- развитие речевого творчества;

- формирование звуковой аналитеко-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:

- ориентация технологии на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

- содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;

- технология должна носить здоровьесберегающий характер;

- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для развития связной речи.

Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии:

- технологии дифференцированного (индивидуализированного) обучения дошкольного возраста. Игровые технологии: «Играя – развиваем – обучаем».

В развивающих играх прослеживается один из основных принципов обучения – от простого к сложному. Например, игры для обучения чтению, игры для развития лексико-грамматических компонентов речи, игры для формирования фонематических процессов.

- технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича. Эта технология представляет собой систему поэтапного включения авторских игр в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала. Игровые технологии Воскобовича направлены на развитие познавательно-творческих способностей детей 5-7 лет в игровой форме. Игры, которые я широко использую в логопедической деятельности на индивидуальных и групповых занятиях: «Четырёхцветный квадрат», «Конструктор букв», «Шнур - затейник» и «Шнур - малыш», «Геоконт», «Игровизоры», «Теремки». Одним из преимуществ игр Воскобовича является то, что они всегда требуют активных действий каждого ребенка. Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала и легко вписываются в содержание любой образовательной программы, так как они способствуют развитию детей во всех пяти образовательных областях.

- технология ТРИЗ направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения, гибкости мышления, способности видеть знакомый предмет в необычной ситуации, придумывать разные функции, противоречивые свойства в привычных предметах и явлениях, мысленно видоизменять предмет и предлагать варианты решения проблемных ситуаций, возникающих в результате этого изменения. Приемы ТРИЗ придают игровым ситуациям занимательность и усиливают мотивацию.

- мнемотехника (техника наглядного моделирования) – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений.

Есть замечательная «Дополнительная программа развития связной речи» к программе «Детство» Олеси Игоревны Ушаковой «Ознакомление с художественной литературой дошкольников». В этой программе ведётся моделирование детских произведений: сказок, рассказов через условные обозначения.

- карты Проппа. В. Я. Пропп (фольклорист, изучая волшебные сказки проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. С помощью карт Проппа можно приступить к непосредственному сочинению сказок. Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, активизируют связную речь, способствуют повышению поисковой активности.

- метод образовательных проектов в работе ДОУ. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Разработку тематических проектов можно связать с использованием модели «трёх вопросов» - суть этой модели заключается в том, что педагог задаёт детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать? Что мы узнали?

- здоровьесберегающие технологии. В своей работе уделяю много внимания этой технологии. Широко использую на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях - массаж, самомассаж, пальчиковую гимнастику, игры для развития мелкой моторики рук и развития дыхания с использованием нестандартного оборудования. Все эти игры тоже направлены на развитие речи детей, так как подготавливают речевой аппарат для правильного произношения звуков речи и требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.

Из всего выше сказанного следует вывод: развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Список использованной литературы:

1. Акулова О. В., Сомкова О. Н., Солнцева О. В. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2009

2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-составитель О. А. Зажигина - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 96 с.

3. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004, /tmo/260025.pdf

4. Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (для детейм 5-7 лет). СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 314 с.

Публикации по теме:

Интеллект-карта как средство речевого развития дошкольников «Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников». С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти.

Театрализованная игра как средство речевого развития младших дошкольников Младший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление.

Активизация речевого общения старших дошкольников «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М. Р. Львов Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребёнка, а своевременное.

Диагностическая карта обследования речевого развития дошкольников 4–6 лет с ОНР При разработке модели мониторинга необходимо ориентироваться на определение термина «качество дошкольного образования», развиваемого С.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Обучение грамоте
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Технологии речевого развития старших дошкольников с ТНР
Опубликовано: 9 мая 2019 в 15:14
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 июня. Фестиваль панамок на МААМ

Какое лето без панамки! Шляпки всех видов и мастей присутствуют в гардеробе малышни в летнюю пору. Головной убор летом просто необходим — он спасает от солнечного удара. Этот обязательный летний аксессуар...

25 июня. День летних аппликаций на МААМ

Чего мы ждём от лета? Отдыха, свободы, привольной жизни, единения с природой. И дети, и взрослые испытывают радостное нетерпение при приближении этого замечательного времени года. Природа показывает свои...

Фотоотчет «День А. С. Пушкина с детьми старшей группы»
Пушкин! Это имя звучит для нас всю жизнь - с детства до преклонных лет. Звучит оно: на занятиях по развитию речи, при чтении художественной литературы…...
План работы с родителями во второй младшей группе на 2018–2019 учебный год
Сентябрь 1. Фотовыставка «Вот и лето прошло». 2. Памятка «Кризис 3 лет». 3. Консультация: «Режим дня и его значение в жизни ребенка». 4. Родительское...
Летний физкультурный досуг «Капризка в гостях у ребят», для детей с ТНР младшего и...
Вот и подошло время очередного физкультурного досуга, для малышей в нашем «Теремке»! Сегодня в гости спешит не совсем обычный персонаж -«Капризка». Целью...