Виктория Чаевская
Активизация речевого общения старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы научиться говорить,
надо говорить»
М. Р. Львов
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребёнка, а своевременное овладение и активное пользование речью, является предпосылками формирования полноценной личности, а также подготовки к обучению в школе. Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, т. е обладал определённой речевой активностью. Однако не во всех дошкольных учреждениях имеются учителя - логопеды, поэтому педагогам необходимо вести данную работу самостоятельно. Для успешной реализации поставленных задач необходимо осуществлять работу, основываясь на следующих аспектах: активизация деятельности детей; активизация компонентов речевой деятельности; активизация речи детей в разных видах деятельности.
Публикация «Активизация речевого общения старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2019
К первой группе упражнений относятся игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, формирование самостоятельности, преодоление замкнутости, социальной изолированности. Цель данных упражнений – создать у детей потребность подражать действиям взрослого; способствовать усилению сплочённости детей; установлению атмосферы доверия и безопасности; формировать бережное отношение детей друг к другу. К данному виду упражнений относятся «Зеркало», «Собака принюхивается», «Вкусные конфеты», «Походка и настроение», «Делай, как я», «Попугай», «Паровозик».
Вторая группа упражнений направлена на активизацию компонентов речевой деятельности. К ним относятся словесные игры. Цель данных игр – получение и анализ языковой информацией, умение оперировать ей, стимулирование собственной речевой активности. Игры, направленные на развитие грамматического строя речи. К ним относятся: «Кто быстрее?», «Подбор прилагательных», «Пара к паре», «Скажи наоборот», «Закончи предложение». Игры на развитие фонематического слуха – «Телефон», «Телефонный разговор». Игры на развитие монологической речи – «сказка по кругу», «Шкатулка сказок», «Новая история».
К третьей группе относятся упражнения, направленные на изменение социальной позиции ребёнка, включение его в разные виды деятельности и сферы общения. К данным играм можно отнести сюжетно - ролевые, театрализованные, режиссёрские, игры – драматизации.
Таким образом, целенаправленная работа по активизации речевой деятельности детей обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребёнком.