Папки-передвижки

Технологии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Татьяна Сердюк
Технологии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной активности.

Сейчас четко обозначился переход на гуманные способы обучения и воспитания детей, но все же сохраняются в учебном процессе противоречия между учебно-познавательной деятельностью каждого ребенка; необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания технологий обучения.

Публикация «Технологии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Одним из важных направлений решения названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Переход от авторитарной (традиционной) педагогики как адаптивной предполагает как минимум два последовательно осуществляемых этапа внедрения личностно – ориентированных технологий образования и воспитания и перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.

А. С. Макаренко писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди…»

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60 – х. годов 20 века. Технологизация учебного и воспитательного процессов связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «Производственно – технологический процесс с гарантированным результатом».

Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Одно из них следующее: это такое построение деятельности педагога, в который все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый результат.

Существенными чертами современных трактовок понятия «пед. технология» является следующее:

• разработка конкретного педагогического замысла на основе ценностных ориентаций, целевых установок автора или количества под конкретный ожидаемый результат;

• выстраивание технологической цепочки педагогических действий строго в соответствии с поставленной целью и гарантией всем детям достижения и прочного усвоения уровня государственного стандарта образования;

• предусмотрение взаимосвязной деятельности педагога и ребенка при обеспечении образовательных потребностей каждого в соответствии с его индивидуальными особенностями;

• поэтапное и последовательное воплощение элементов пед. технологии любым педагогом;

• диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструментарий измерения результатов деятельности.

Многие существующие пед. технологии по свом целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходство, но отличаются по разным параметрам.

1. По уровню применения технологии бывают : общепедагогические, частнопредметные, локальные (модульные). Общепедагогическая технология характеризуется целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения.

Частнопредметная представляет собой совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одной темы, одним педагогом.

Локальные (модульные) используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса.

2. По ориентации на личностные структуры пед. технологии подразделяются на информационные, операционные, саморазвития, эвристические, прикладные. В информационных технологиях осуществляется формирование знаний, умений, навыков. Операционные своей главной задачей обеспечивают формирование способов умственных действий.

Технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляемых механизмов личности. Эвристические – на развитие творческих способностей ребенка. Прикладные призваны обеспечивать формирование действенно – практической сферы личности.

3. По характеру содержания и структуры технологии подразделяют на обучающие, воспитательские, светские, религиозные, гуманистические, общеобразовательные, профессиональные, технократические, моно и политехнологии, проникающие. Остановимся на некоторых из них.

В монотехнологиях весь учебно – воспитательный процесс строится на чем – то одном (доминирующей идее, принципе, концепции). Политехнологии (комплексные) комбинируются из элементов многих технологий. Элементы проникающих наиболее часто включаются в другие в качестве активизаторов.

4. По организационным формам технологии бывают классно – урочные, альтернативные, академические, клубные, индивидуальные, групповые, количественных способов обучения, дифференцированного обучения.

5. По подходу к ребенку – авторитарные, сотрудничества, свободного воспитания, личностно – ориентированные, гуманно – личностные.

Принципиально важная сторона в пед. технологии – позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к нему со стороны взрослых. Рассмотрим некоторые из них.

В авторитарных технологиях педагог является единственным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ребенок лишь объектом. Эти технологии подавляют инициативу и самостоятельность ребенка, в них применяются требования и принуждение.

Технологии сотрудничества отличаются демократизмом, равенством, партнерством, в субъект – субъектных отношениях педагог и ребенок. Они находятся в сотрудничестве и сотворчестве вырабатываются общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки.

Теории свободного воспитания предоставляют свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности.

Личностно – ориентированные ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализаций природных потенциалов.

Гуманно – личностные отличаются психотерапевтической педагогикой, направленные на поддержку личности, помощь ей.

Технология обучения, или образовательная технология, - это привязывание методики к конкретным условиям. Система использования выработанных правил с учетом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяженности пед. процесса. Среди основных побудительных причин возникновения новых психолого – педагогических технологий можно выделить следующие:

• необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей детей;

• осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний - системно – деятельностным подходом;

• возможность проектирования учебного процесса, организованных форм взаимодействия педагога и ребенка;

• потребность в снижении негативных последствий работы малоквалифицированного педагога.

Но существует ряд препятствий для введения инноваций в образовательный процесс:

• низкая инновационная квалификация педагога, неумение выбрать нужную книгу и технологию. Одни не готовы методически, другие – психологически, третьи – технологически;

• снизилась положительная мотивация учения;

• ни одна технология не является универсальной, не стает меньше отстающих в развитии, обучении и воспитании детей;

политехнологизм неизбежен в силу разнообразных факторов, влияющих на эффективность обучения;

• создание технологий невозможно без творчества.

В дошкольном учреждении используются объяснительно – иллюстративные технологии, основное внимание отводится просвещению детей. Практически всегда информация сообщается в форме монолога педагога, поэтому проблеме общения, как и многим другим, объяснительно – иллюстративная технология должного внимания не уделяет.

Педагог пытается включить ребенка в свою деятельность, подчинить своему режиму, своей субъективной оценке. Ребенок нужен как объект воздействия.

В такой системе между ребенком и взрослым возникает психологический барьер. Установки педагога ориентированы на социальный заказ, на безусловное прохождение программы. Желания ребенка связаны с удовлетворением его познавательных потребностей, интересов, развитием способностей. Постоянно возникающий барьер между ними преодолевают в основном с помощью дисциплинарных мер.

Объяснительно – иллюстративные технологии основное внимание сосредотачивают на необходимости достижения результата в усвоении знаний. То есть на чисто внешних показателях, а внутренние, связаны с изменениями, происходящими в сознании ребенка, развитии его интеллектуальных способностей, не прослеживаются.

Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий его развития, реализацию ее природных потенциалов.

Ребенок – цель образовательной системы, а не средство достижения чего – либо отвлеченного. Личностно – ориентированные технологии характеризуются гуманистическое, свободное и творческое развитие ребенка.

При личностно – ориентированном подходе не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности ребенка. Педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разного, но необходимого опыта. Данная технология признает самобытность и уникальность каждого ребенка.

В рамках личностно – ориентированного обучения, как самостоятельность технологии, можно выделить разноуровневое обучение, что различия основной массы детей по уровню обучаемости сводится прежде всего ко времени, коллективное взаимообучение; сотрудничество – обучение в малых группах и модульное обучение – где ребенок самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей обучения в процессе работы с модулем.

Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технологии овладения им. Модули позволяют индивидуализировать деятельность детей, в некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологию перспективно – опережающего обучения (С. Н. Лысенкова, игровые, проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования учебных умений (А. А. Зайцева)

Рассмотрим некоторые из них.

1. Технология перспективно – опережающего обучения.

Ее основными концептуальными положениями можно назвать личностный подход (межличностное сотрудничество, нацеленность на успех, как главное условие развития детей в обучении, предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными; дифференциация, т. е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).

С. Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Другой особенностью этой технологии является комментарное управление. При этом развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления.

Третий «кит» системы – опорные схемы, или просто опоры, выводы, которые рождаются на глазах детей в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Дошкольники мыслят конкретно, образами. Для них опорные системы – естественный переход от ярких картинок – игрушек к условному наглядно – образному представлению элементов задач, абстрагированного от конкретных предметов.

2. Игровые технологии.

Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой – то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.

В жизни игровая деятельность имеет разные функции:

• развлекательную;

• коммуникационную;

• самореализационную;

• терапевтическую;

• диагностическую;

• коррекционную.

В структуре любой игры можно найти элементы целепологания, планирования, реализации цели, анализа результатов.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

• в качестве самостоятельной технологии;

• как элемент технологии;

• в качестве формы занятия или его части.

Место и роль игровой технологии, ее элементов во многом зависит от понимания педагогом функций игры.

3. Технология проблемного обучения. Такое обучение основано на получение детьми новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Дети самостоятельно вынуждены искать решение, а педагог лишь помогает ребенку, разъясняет проблему, формирует ее и решает.

Проблемное обучение включает в себя такие этапы:

• осознание общей проблемной ситуации;

• ее анализ, формулировку конкретной проблемы;

• решение;

• проверка правильности решения.

Главным является исследовательский метод – такая организация учебной работы, при которой дети знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость и закономерность.

В процессе такого обучения дети учатся мыслить логично, научно, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

Однако проблемное обучение всегда связано с трудностями для детей. На осмысление и поиски путей решения уходит больше времени, чем при традиционном обучении. От педагога требуется высокое пед. мастерство. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять такое обучение.

Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Использование мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказыванию литературных произведений 1 слайд - Мне хочется с вами поделиться опытом работы нашего ДОУ по «Использованию мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста.

О сегодняшнем физическом воспитании детей дошкольного возраста Руководитель ФВ МАДОУ №106 Алексенко Л. В. Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но при этом ни одно лекарство в мире.

Опыт работы «Использование сказочных персонажей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»Опыт работы «Использование сказочных персонажей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста» «Воспитатель – свеча, которая светит детям, сгорая сама» Джованни Руффини Ребенок появляется на свет не злым, и не добрым. Какие у него.

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста Многие родители иногда недооценивают роль сказки в формировании личности ребенка. На самом деле сказки, как и игры, являются неотъемлемой.

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста Консультация для воспитателей и родителей Подготовила: Чибезкова Любовь Сергеевна Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша,.

Сценарий мероприятия «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»Сценарий мероприятия «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и обучении детей дошкольного возраста» Первая часть. В зал входит 1-й ребенок: Не хочу больше в детский сад, надоело, не пойду туда. За ним идет 1-й взрослый: Нет, ты будешь.

Современные педагогические технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «В мире есть не только нужное, полезное, но.

Этнопедагогический подход в воспитании детей дошкольного возраста В современных педагогических исследованиях актуальным стал вопрос о необходимости изучения истории региональной народной культуры и педагогики.

Значение лепки в обучении и воспитании детей дошкольного возраста «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 сентября 2016 в 14:12
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД