Получи документы

Технологическая карта мастер-класса «Использование универсальной морфотаблицы как средства развития связной речи у детей» (1 фото)

Марина Черепанова
Технологическая карта мастер-класса «Использование универсальной морфотаблицы как средства развития связной речи у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Передача участникам мастер-класса опыта работы с универсальной морфотаблицей.

Задачи:

•познакомить участников мастер – класса с работой с универсальной морфотаблицей;

• сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование данных приемов в развитии связной речи дошкольников;

Публикация «Технологическая карта мастер-класса „Использование универсальной морфотаблицы как средства развития связной речи у детей“» размещена в разделах

•дать рекомендации педагогам по использованию универсальной морфотаблицы для систематизации знаний в социальном направлении «Мир профессий».

Аннотация педагогического опыта. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает новые требования к содержанию и организации дошкольного образования, одним из которых является социализация дошкольников и увеличение познавательной активности. Данная стратегия лежит в основе информационной компетентности дошкольников.

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей развития и воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка речи.

Поэтому важной задачей развития речи в этот период является формирование речевой компетентности, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения. С целью формирования познавательной активности детей и систематизации знаний я выбрала такое социальное направление как «Мир профессий».

Сначала работа ведётся в следующем направлении, развитие диалогической речи. А именно, формирование и развитие навыка запроса информации.

Детей необходимо учить формулировать вопросы, стимулировать поисковую активность и при этом постепенно формировать способы получения информации. С целью формирования познавательной активности детей и систематизации знаний о труде, необходимо грамотно задавать различные типы вопросов. Работа ведётся по вопросным карточкам, После того как навык задавания вопросов сформирован, работа продолжается по морфологической таблице, которая является пособием для освоения детьми способов составления вопросов. Затем работа ведётся по формированию монологической речи у старших дошкольников, путём систематизации знаний, и используя причинно-следственные связи.

Изучив опыт работ Т. А. Ткаченко, И. А. Поташко, Т. Б. Полянской, О. В. Омельченко, Сидорчук Т. А, Лелюх С. В Хоменко Н. Н, Н. А. Олейник, Е. Н. Ефименковой, В. П. Глуховой, я пришла к выводу, что метод морфологического анализа относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи, творческо – поисковой деятельности.

Универсальная морфологическая таблица, которая стала пособием для освоения детьми способов составления вопросов, представлена в виде осей и параметры в ней можно видоизменять по мере и в зависимости от создаваемого объекта. Карманы, в таблице пустые. Морфологическая таблица представляет собой лист формата А2 в верхнем левом углу находится вопросное слово (вопросов восполняющего, описательного, казуального, оценивающего, воображаемого, уточняющего, субъективного типов, в верхней части которой горизонтально располагаются признаки: рабочее место, спецодежда, предметы труда, профессиональные действия, профессиональные качества. С помощью использования морфотаблицы решаются следующие задачи:

- познакомить с различными типами вопросов к объектам или процессам.

- формировать у детей умение у детей преобразовывать признаки и их значения при познании такого социального направления как «Мир профессий», устанавливать причинно-следственные связи.

- обогащать словарь детей, развитие творческое воображение, мышление и творческой активности.

- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Выбирая использование этого пособия в этом году, я ставила следующие задачи:

-познакомить детей с миром медицинских профессий;

-разработать методические карточки по ознакомлению с профессиями;

- создать презентации по ознакомлению детей медицинскими профессиями,

-создание дидактической игры «Вызови врача».

В качестве основы взяла «Методические рекомендации по ознакомлению с профессией». Выбрала 8 профессий (хирург, кардиолог, отоларинголог, окулист, пульмонолог, педиатр, терапевт, стоматолог).

Определение проблем и перспектив в работе педагога. Существующие проблемы: - недостаточное количество методической литературы. Перспективы: На базе нашего детского сада имеются благоприятные условия для речевого развития детей. Планирую создать картотеку методических рекомендаций по ознакомлению с медицинскими профессиями.

Обоснование проекта предстоящего занятия с участниками мастер-класса - Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться. В своей работе с детьми по развитию связной речи использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы ТРИЗ технологии и приемы, учитывая возрастные индивидуальные особенности детей. В основу работы положены принципы: - научности и доступности понятий; - возрастной адресованности; - интеграции; - от простого – к сложному.

Методы и приемы, применяемые в речевом развитии разнообразны, при этом я всегда учитываю возрастные и психологические особенности дошкольников, т. к. это способствует наибольшему успеху в усвоении детьми учебного материала и устойчивому интересу к своей деятельности. В практической части я использовала следующие методы : Методы наглядного обучения (морфотаблица, вопросная карточка) Словесный метод (беседа, рассказ, вопросы, Практический метод (рефлексия).

Краткая характеристика результативности технологии, демонстрируемой на занятии с участниками мастер-класса. Работа с универсальной морфотаблицей позволила повысить интерес к познавательной сфере. В процессе работы были усвоены разные способы получения информации. Реализована возможность проявить умения в индивидуальной деятельности.

Практическая часть

Этапы занятия Планируемая деятельность ведущего с описанием конкретных приемов организации деятельности участников мастер-класса Планируемая деятельность участников мастер-класса Комментарии (указание на используемые средства и др.)

1. Составление графической схемы описания профессии врача по признакам объекта. Заполнение элементов морфотаблицы.

Использование вопросного слова, для развития поисково-познавательной активности. Уважаемые коллеги, я предлагаю вам погрузиться в мир профессии врача.

-Задание для первой команды и для второй команды.

Выбрать, путем коллективного голосования, про какого врача вы будете рассказывать.

У вас на столе лежат признаки объектов: профессиональные инструменты труда, действия, знания, результат труда. Лежат карточки, на которых необходимо, используя признаки объектов, выделить существенные характеристики профессии врача и зарисовать их. Участники следуют инструкциям ведущего.

Обсуждение выбора врача. Зарисовка дифференциальных характеристик объекта, по признакам объекта: профессиональные инструменты труда, действия, знания, результат труда. Участникам раздаются пустые карточки, которые необходимо заполнить, карточки, признаки объектов.

2. Составление рассказа о профессии врача по морфотаблице.

Использование навыка задавания вопросов с помощью использования вопросного слова, для развития поисково-познавательной активности.

Технологическая карта мастер-класса «Использование универсальной морфотаблицы как средства развития связной речи у детей»

Демонстрация результатов первой и второй команд. Задание для первой команды и для второй команды.

Составить рассказ о выбранной профессии врача, используя признаки объектов : профессиональные инструменты труда, действия, знания, результат труда по морфотаблице. Задавания вопросов с помощью использования вопросного слова и элемента морфотаблице командам. Участники следуют инструкциям ведущего

Рассказы участников, вопросы командам, согласно вопросному слову и элементу морфотаблицы. Участники вставляют зарисованные карточки, в горизонтальную строку морфотаблицы, с помощью которых составляют рассказ.

Задают вопросы другой команде, согласно вопросному слову.

3. Рефлексия

Блиц-опрос По окончании работы педагог предлагает обменяться мнениями присутствующих о проделанной работе и возникших трудностях.

Что понравилось (что нет) в проведении мастер-класса

Что бы Вы хотели сделать (увидеть) в следующий раз (интересующие Вас темы, вопросы, техники)

Положительная оценка работы педагогом. Анализ, оценка своей работы (получилось или нет, что не удалось, что получилось особенно хорошо.)

Обсуждение затруднений, которые встретились в ходе работы.

Публикации по теме:

Технологическая карта урока по технологии «Блюда из яиц» для 5 класса Технологическая карта урока Предмет: технология Класс: 5 Учебник (УМК): Н. В. Синица, В. Д. Симоненко Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: -Здравствуйте, уважаемые родители! Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так: Послушай - ты узнаешь! Посмотри - ты поймешь.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта мастер-класса «Использование универсальной морфотаблицы как средства развития связной речи у детей»
Опубликовано: 14 апреля 2020 в 15:40
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологическая карта мастер-класса «Использование универсальной морфотаблицы как средства развития связной речи у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Черепанова (УИ 752002) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД