Ольга Макарова
Технологическая карта СОД с детьми «Составление описательного рассказа по сюжетной картине И. Левитана «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности с детьми
Тема: «Составление описательного рассказа по сюжетной картине И. Левитана «Золотая осень»
Возрастная группа: подготовительная группа
Форма НОД: «Развитие речи» «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие».
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) – групповая
Публикация «Технологическая карта СОД с детьми „Составление описательного рассказа по сюжетной картине И, Левитана „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картина «Золотая осень»
- Левитан И.И., художник
- Осень. Материалы для воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Учебно- методический комплект: примерная образовательная программа «От рождения до школы»/ под редакцией Н. Е Вераксы, Васильевой М. А, репродукция картины и И. Левитана «Золотая осень», сборник стихов,
Средства:
Наглядные - репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»,
Музыкальные – фрагмент осенней песни из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
Цель: закрепить представление детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.
Активизация словаря:
березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона, пейзаж, листопад.
Предварительная работа:
Разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций на тему осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке; дать представление на доступном для детей уровне о пейзажной живописи, березовой роще, холодные и теплые тона.
Задачи образовательной деятельности
Образовательные:
*закреплять представления детей об осеннем времени года; учить составлять простые повествовательные предложения;
*Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.
* Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений.
* Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё.
Развивающая:
*Развивать диалогическую речь детей; обогащать словарный запас определениями;
*Развивать у детей способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и эмоционального отклика на него.
*Пробуждать добрые и светлые чувства, радость, желание любоваться красотой поэзией «золотой» осени.
*Развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи, эмоциональное восприятие цвета и цветосочетаний. Обратить внимание детей на то, что с помощью цвета можно рассказать о времени года, о своём настроении, отношении к изображаемому.
Воспитательные:
*воспитывать у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения её красотой;
Этапы
(последовательность
деятельности) Содержание деятельности Действия, деятельность
педагога Действия, деятельность детей, выполнение которых привет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
1. Мотивационный этап
Воспитатель (В) : Здравствуйте дети,
сейчас очень красивое время года.
Знаете ли, как оно называется?
Дети (Д) : Осень
Послушайте, как об этом времени года сказал поэт.
И. Бунин Лес точно терем
расписной,
отрывок Лиловый, золотой,
багряный,
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной Создает приветливую доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей
Расматривают картины,выражают между собой
Дети (Д) : Осень Развивают способность понимать и ценить красоту родной природы, через произведения русских поэтов и картин русских художников
2. Поиск решение проблем.
Планирование
деятельности В: Мы вчера с вами были в парке. Что вам там понравилось?
Д: Очень красивые деревья, нарядные, с желтыми, красными разноцветными листьями.
В: (обобщает ответы детей) : Да, мы видели, как опадают листочки, красиво кружась на лету. Мы даже играли с ними. Слушали шуршание листвы под ногами, вдыхали запах осени, любовались солнышком и ясным небом. Да, очень красиво сейчас в парках, в лесу. Много художников посвятили свои картины этому времени года. Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины, которую написал Исаак Ильич Левитан.
Открывается репродукция картины и дается возможность детям самим полюбоваться ей (В это время можно поставить фрагмент осенней песни из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Музыка должна звучать не очень громко). В: Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту репродукцию? (Ответы детей). Какое настроение вызывает эта картина у вас? (Ответы детей)
В: Какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своих впечатлениях. А хотите узнать, чем понравилась она мне? Мне понравилась эта картина тем, что она поднимает мне настроение. Рассматривая ее я думаю об осени, о том, как красива природа в это время года.
Задает вопросы Выслушивает ответы детей.
Стимулирует детей к речевой активности.
Обеспечивает соучастие детей в определении в решение поставленных вопросов.
Привлекает внимание к проблеме
Выслушивает ответы детей
Стимулирует детей к речевой активности
Дети слушают воспитателя. Отвечают на поставленные вопросы. ет элементарные умозаключения, выводы. проявляет речевую активность.
Умеет делится своими впечатлениями со взрослыми
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Ребята! Осенью часто дует ветер, то сильный, то слабый. Давайте мы с вами превратимся в ветер и будем дуть. Возьмите вертушки. Напоминаю, что набираем носом воздух, а выдыхаем через рот. Сначала будем дуть как слабый ветер, а теперь как сильный и снова слабый. Дети дуют на вертушки, то сильнее, то слабее. Формируют умение укреплять дыхательные мышцы Показывает упражнения дыхательной гимнастики
Дети дуют на вертушки, то сильнее, то слабее Формируют умение укреплять дыхательные мышцы
3. Открытие ребенком
Нового знания
Физ. минутка «Листочки»
4. Организация самостоятельной деятельности
5. Рефлексия
Беседа по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину И. И. Левитана…
- на, луг, речку, золотые листочки берез, пожелтевшую, почти высохшую траву, одинокий увядающий цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо. Вопросы: 1. Какое время года изображено художником на картине? 2. Почему вы думаете, что это осень? 3. Посмотрите внимательно и скажите, как выглядят берёзки? Что вы можете о них сказать? (Помочь дать правильный ответ, что березы сменили свой летний наряд на осенний. Они желтые, золотистые. Точно так же обращаем внимание на небо и воду в реке. 4. Какого цвета кустарник около берега реки? 5. Что вы видите между березками? 6. Чем отличаются березы с правой стороны реки?
Листья осенние тихо кружатся, - (Дети кружатся на кончиках
пальцев ног, руки – в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся – (приседают,
И под ногами шуршат, шелестят, - (движения руками вправо-влево,
Будто опять закружиться хотят. – (поднимаются, кружатся).
Самостоятельная работа.
Воспитатель:
- А сейчас вам предстоит проявить свое творчество.
- Рассмотрите картину еще раз, «войдите в нее», попробуйте оказаться внутри, вжиться в ее образный мир, почувствовать настроение автора, его раздумья.
- Может быть вы уже видели подобные образы, когда гуляли с родителями в лесу, роще, на поляне. Расскажите нам о своих впечатлениях так, чтобы всем ребятам захотелось увидеть то, что видели вы.
Вопросы к детям:
-Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии? (о чем говорили, что составляли)
-Репродукцию какого художника нам помогла это сделать? (Левитана)
-Изменилось ли у вас настроение после рассмотрения картины?
-Какое задание для вас было самым легким (трудным?
Развивает умение поддерживать беседу; учит внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Развивает умение рассказывать связно, плавно, эмоционально
Выполняет упражнения.
Воспитатель
выслушивает описание картины
детей (2-3ребенка)
Выражает признательность, поддерживает, советует, поощеряет детей за то что они активно участвовали в НОД
Слушают воспитателя. Отвечают на поставленные вопросы.
Выражают собственные мысли; рассказывают; объясняют.
Повторяют упражнения за воспитателем
Описывают репродукцию картины картин И. Левитана «Золотая осень».
Выражают собственные суждения,
Рассказывают о своих чувствах
. Вспоминают прошедшее занятие Отвечают на вопросы воспитателя
Развивают умение поддерживать беседу; учатся внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Развивают умение рассказывать связно, плавно, эмоционально
Эмоциональная разрядка
Формирует умение составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти – шести предложений, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения.
Закрепляют полученные знания
6. Открытость Воспитатель: - Закончить занятие я хочу словами Сергея Есенина:
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
Сергей Есенин.
Дарит раскраски
Тема «Осень» Обобщают
пройденный материал. Делятся впечатлениями. Умение оценивать результат своей деятельности