Евгения Павлова
Технология «Активное слушание»
▼ Скачать + Заказать документы
Активное слушание музыки как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возра
ста.
Одной из важных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкального восприятия. Управлять процессом музыкального восприятия музыкальный руководитель, может учитывая закономерности развития этого самого восприятия.
Публикация «Технология „Активное слушание“» размещена в разделах
Что же такое восприятие? Это отражение предметов или явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (цвета, формы, которые в данный момент оказывают действие на органы чувств. Основой восприятия искусства является какой-либо эстетический объект, то есть художественное произведение картина или музыкальное произведение. Именно способность человека чувствовать красоту окружающего мира и лежит в основе эстетического восприятия.
Музыкальное восприятие является частью эстетического восприятия. Оно обладает свойствами, характеризующими восприятие искусства в целом, а также имеет некоторые особенности, обусловленные спецификой музыкального искусства.
Существует четыре вида восприятия музыки:
- Образность. У ребёнка создаётся образ на основе имеющихся представлений о музыке в целом.
- Целостность. Ребёнок воспринимает музыкальное произведение как единое целое, но выделяет элементы музыкальной речи, такие как мелодия ритм или тембр.
- Эмоциональность. Под эстетической эмоциональностью мы понимаем переживание красоты музыкального образа и настроения. Эмоциональность является основным свойством полноценного музыкального восприятия.
- Осознанность. Восприятие невозможно без осознания, так как оно тесно связано с мышлением, поэтому одним из основных принципов музыкальной педагогики является единство эмоционального и сознательного восприятия музыки.
Проблема развития восприятия музыки приобретает всё более важное значение. Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума, современная музыкальная мода диктует родителям правила, а мы, педагоги должны сделать всё возможное чтобы ребёнок познакомился и полюбил настоящую музыку.
Как сделать процесс слушания музыки интересным для дошкольника?
Тут нам на помощь приходят новые подходы к организации слушания музыки. Наиболее эффективными оказываются педагогические технологии, такие как активное слушание.
Активное слушание - процесс эмоционально образного восприятия музыки детьми через музыкально-двигательные импровизации. Всё новое - это хорошо забытое старое, ещё советские психолог Борис Михайлович Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями и сегодня, опираясь на труды педагогов и психологов, движение успешно исполняются в качестве приёмов, активизирующих осознание детьми характера музыки (веселая, грустная, качество звуковедения (плавный, отрывистый, средств музыкальной выразительности (динамика, тембр). Таким образом, восприятие музыки ребёнка требует различных методов, приёмов, активизирующих переживания детей, и развивающих понимание особенностей музыкального языка.