МААМ-картинки

Применение макетирования в практике дошкольного учреждения

АНАСТАСИЯ МУДРОВА
Применение макетирования в практике дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

В ходе реализации программы по краеведению «Камчатский край - люби и изучай», которая была представлена мною на конкурсе методических разработок в 2017г и заняла 2 место, возникли трудности с отсутствием наглядных, дидактический пособий, практического материала. Необходимо было создать серию наглядно- дидактических пособий к программе. Одним из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольников признается технология макетирования. Применение макетирование в практике дошкольного учреждения помогает лучше, чем другие средства наглядности. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, о человеке и обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение макета. Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с макетами, отображающими существенные черты изучаемых явлений. Использование макета «Камчатка- мой дом» показало свою эффективность в патриотическом воспитании. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений. Таким образом, новизной методической разработки является использование технологии макетирования в патриотическом воспитании дошкольников.

Публикация «Применение макетирования в практике дошкольного учреждения» размещена в разделах

Цель- формирование основ патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством использования макета «Камчатка- мой дом».

Задачи:

формировать представление о биоразнообразии Камчатского края;

расширять экологические знания, стремление беречь природу Камчатского края, приумножать ее, формировать умения и навыки деятельности в природе;

формировать у детей чувство любви к своей малой родине, интерес к истории своего края, чувство любви и гордости за свою родину;

развитие способности эмоционально- эстетического восприятия окружающего мира: желание гордиться красотой и уникальностью, многообразием природного и животного мира Камчатского края;

формировать коммуникативные навыки детей; развивать творческие навыки, воображение, речь, внимание, наблюдательность;

создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Использование макета «Камчатка- мой дом»

в работе с дошкольниками

Материал макета : фундамент макета изготовлен из качественного плотного картона, обтянутого тканью и мягким фетром. Макет рельефа полуострова изготовлен в технике папье-маше. Фигурки людей в национальных костюмах изготовлены из самозатвердевающей глины. Фигурка оленя изготовлена в технике сухого валяния из шерсти. Нарты изготовлены из прутьев тальника, покрыты льняным шпагатом. Фигурки животных, птиц, морских обитателей, растительности изготовлены из фетра.

Внешний вид: макет представляет собой постамент с одной стеной, на которой изображён рельеф полуострова Камчатка. На постаменте располагаются съемные фигуры людей в национальных костюмах, яранга, олень и нарты. Также к стене макета крепятся съемные плоскостные фигуры животных и птиц, морских обитателей, растительности из фетра.

Макет «Камчатка- мой дом» многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность решать многие задачи. Его можно использовать в организации тематических бесед, дидактических игр, сюжетно- ролевых игр. Работу с макетом можно разделить на блоки:

растительность Камчатского края (дать наглядное представление детям о внешнем виде растительного мира дикой природы Камчатки в условиях обучающей игровой деятельности);

животные Камчатского края (дать наглядное представление детям о внешнем виде, повадках и местах обитания диких животных);

птицы Камчатского края (дать наглядное представление детям о внешнем виде, местах обитания птиц родного края);

морские обитатели Камчатского края (дать наглядное представление детям о внешнем виде, местах обитания морских обитателей родного края);

коренные жители, их быт и культура (дать наглядное представление детям о населении Камчатки, их культуре).

Дидактические игры с использованием макета «Камчатка- мой дом» «Животные (птицы, морские обитатели, растительность)

нашего края»

П. с. : закрепление знаний детей о животных нашего края. Развитие связной речи.

На столе раскладываются фигурки животных. У каждого игрока схема-цветок с уловными обозначениями. Ребенок выбирает фигурку животного, выкладывает в центр схемы – цветка в соответствии с условными обозначениями рассказывает о животном: как называется животное, где обитает, чем питается, какие звуки издает, как выглядит, как называются детеныши животного.

«Угадай по описанию»

П. с. : упражнять детей в составлении и отгадывании описательных загадок о животных, птицах, растениях, изображённых на макете. Развивать воображение, умение рассказывать о характерных признаках, особенностях описываемого растения или животного. Воспитывать внимание, наблюдательность, умение действовать в группе, интерес к дидактическим играм.

"Загадай, мы отгадаем"

П. с. : учить описывать животных; обучение составлению описательных загадок по плану или по схеме.

«Чей хвост? Чья мордочка?»

П. с. : уточнять знание частей тела животных; обучение согласованию существительных с притяжательными прилагательными; закрепление умения пользоваться простым распространенным предложением с дополнением, стоящим в родительном падеже.

«Чьи следы?»

П. с. : Закрепить знания детей дошкольного возраста о диких животных и птицах нашего края, уметь отличать следы диких животных, человека и птиц на снегу, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей. Закреплять знание внешнего вида животных и птиц, умение отгадывать загадки.

«Найди тень»

П. с. : Учить детей находить заданные силуэты путем наложения; развивать познавательную деятельность. Развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление.

«Чем питаются животные»

П. с. : познакомить детей с тем, чем питаются некоторые виды животных, птиц, морских обитателей, развивать логическое мышление, внимание, память.

«Что за ягода такая»

(игра предназначена для детей 4-5 лет)

П. с. : познакомить детей с видами ягод и учить называть их; учить узнавать ягоды, которые произрастают в Камчатском крае; развивать у детей внимание, интерес, бережное отношение к растениям.

Ход игры:

1 вариант:

Изображения ягод лежат на столе у детей. Воспитатель называет ягоду, дети показывают нужную карточку.

2 вариант:

Из общего количества изображений ягод дети выбирают те ягоды, которые произрастают в крае.

«С какого дерева листок»

П. с. : формировать представления детей о различных видах деревьев, их особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать словарный запас детей; воспитывать любознательность, гуманное отношение к природе.

Варианты игры.

1. Подобрать листочки к каждому дереву, назвать дерево и листочек (например, это дерево называется берёза, а листочек берёзовый»).

2. Описать дерево и его листья (например, это дерево называется осина, осину считают лиственным деревом и. т. д.)

3. Найти деревья, у которых есть иголочки, назвать их.

4. Составить рассказ о каменной берёзе и ольхе, рябине, о сосне и иве, опираясь на картинки деревьев.

"Четвертый лишний"

П. с. : закрепление представлений о природе родного края. Развитие логического мышления.

Ход игры. Ведущий располагает на макете или на столе фигурки с изображениями животных, птиц или растений. Дети находят и исключают тех, которые не живут (не растут) в Камчатском крае, объясняют почему. Эта игра постоянно пополняется по мере накопления материала.

«Знаешь ли ты свой край»

П. с. : воспитание у детей интереса к родному краю через игру. Закреплять представления об особенностях растительного и животного мира Камчатского края, о людях разных национальностей, проживающих на территории края. Упражнять детей в составлении короткого рассказа на заданную тему, опираясь на картинки. Развивать память, логическое мышление, любознательность, проявлять инициативу.

«Красный огонек»

П. с. : закрепление знаний детей о растениях и животных Камчатского края, занесенных в Красную книгу.

Ход игры: Дети выбирают из фигурок всего растительного и животного мира Камчатского края те растения и животных, которые в опасности, помещают их в Красную книгу и рассказывают о них.

«Подбери словечко»

П. с: развивать мышление, обогащать словарь определениями, расширять знания о родном крае.

Подобрать слова – определения к словосочетаниям и словам (улица Крашенинникова, река Камчатка, вулкан Авачинский, Ключевская сопка, чайка, медведь, волк и рысь, лосось, камбала и т. д.). Или прослушав набор слов, угадать, о чем идет речь.

«Как зовут тебя деревце».

П. с. : сравнивать и называть характерные особенности разных видов деревьев, растущих в городе. Развивать память, речевую активность.

«Береги природу»

П. с. : Закреплять знания об охране объектов природы.

На макете или на столе фигурки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например : убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

«Волшебный поезд»

1 вариант - закрепить и систематизировать представления детей о растениях, произрастающих в Камчатском крае (деревьях, кустарниках, цветах, лекарственных растениях). Среди набора объектов есть не соответствующий растительности края.

2 вариант - закрепить и систематизировать представления детей диких животных родного края и местах их обитания. Среди набора объектов есть не соответствующие обитателям края.

3 вариант - закрепить и систематизировать представления детей о перелётных и зимующих птицах родного края. Среди набора объектов есть не соответствующие обитателям края.

Комплектность: поезд (автобус, вырезанный из картона (в каждом вагоне по 5 окон); карточки с изображением различных растений края.

Ход игры: На столе перед детьми лежит "поезд" и карточки с изображением различных растений. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам только растения, произрастающие в нашем крае (в первом - кустарники, во втором - цветы и т. д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый правильно разместит «пассажиров» по вагонам, считается победителем.

«Я люблю свой край родной (город)».

П. с. : закрепление правил поведения в городе и в природе, развитие экологических представлений.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Дети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку и спрашивает, в каких ситуациях, можно считать, что человек любит свой город. Если ребенок считает, что человек любит город, он ловит мяч, а если нет – не ловит и объясняет почему.

• Человек вернулся с Долины Гейзеров с букетом рододендрона.

• Человек сажает в парке возле своего дома деревья.

• Человек моет в бухте свою машину.

• Человек выбросил мусор на землю.

• После отдыха на бухте Крашенинникова человек собрал весь мусор.

• Человек выгуливал свою собаку на смотровой жилого района Рыбачий и т. д.

Затем выбирается ведущий из числа детей. Выбранный ведущий сам придумывает ситуации.

«Воздух, земля, вода»

П. с. : закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «ворона». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «сивуч» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

«Город будущего»

П. с. : развивать умения детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица. Воспитывать внимательное отношение к родному городу, чувство гордости за него. Предложить детям представить Вилючинск через 100 лет. Составляют рассказ о городе в будущем.

«Я – экскурсовод»

П. с. : способствовать умению детей находить и называть памятные места города, рассказывать о них. Дошкольники представляют себя в роли экскурсоводов по родному городу, знакомят гостей города с его достопримечательностями и памятными местами.

«Продолжи предложение»

П. с. : формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание, закреплять знания о достопримечательностях г. Вилючинска.

Ход игры: продолжите предложение

Наш город называется.

Жителей нашего города называют.

В краеведческом музее много.

Я люблю свой город за то, что он…

Рыбаки вышли на зимнюю рыбалку, потому что…

Птицы перебрались поближе к жилью человека, потому что…

Медведь всю зиму может спать в берлоге, потому что…

Синицы, вороны, воробьи, голуби зимуют в России, потому что…

Деревья находятся в состоянии покоя, потому что…

Трава зимой не замерзает, потому что…

Дети любят лето, потому что… и т. д.

Весной медведь от спячки… (пробуждается).

Весной птицы птенцов (выводят, выкармливают).

Весной лед на реке (тает, трещит, ломается).

Весной в садах плодовые деревья (цветут).

Если деревья не сбросят осенью листья, то…

Если медведь не нагуляет осенью жир, то…

Если насекомоядные и водоплавающие птицы не улетят на юг, то…

Если белки, мыши и грызуны не заготовят на зиму запасы, то…

Если насекомые не успеют заснуть, оцепенеть, то…

Если в лесу каждый год собирать осеннюю листву, то…

Если осенью рано придут морозы или выпадет снег, то…

Если лесные звери не успеют осенью заменить свой мех на зимний, то…

Летом растения цветут, потому что… (им нужно образовать как можно больше семян).

Летом становится жарко, потому что (активно светит солнце).

Летом птицы покидают свои гнезда и улетают в лес для того, чтобы (научить своих птенцов летать)

Летом не бывает снега, потому что (бывает теплая погода, солнце ярко светит).

Летом все растут быстро - растения, животные, дети, потому что (много тепла, витаминов, влаги)

«Природа и человек»

П. с. : Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Тематика бесед с детьми с использованием макета «Камчатка - мой дом»

1. Климат нашего края.

2. Хвойные растения нашего края.

3. Как сохранить уникальную природу Камчатки.

4. Птицы нашего края.

5. Как люди ухаживают за оленями.

6. Авачинская бухта - главные транспортные ворота.

7. Три брата - памятник природы.

8. Камчатка-земля огня и воды и др.

Воспитанники в самостоятельной деятельности могут использовать макет, они могут не только рассматривать, изучать и познавать новый для них материал, а также играть с фигурками животных, людей, придумывая собственные игры.

Положительное влияние на настроение детей и их желание участвовать в краеведческой деятельности оказало стремление родителей принимать активное участие в преобразовании развивающей среды в группе, их активное участие в конкурсах, проектах; результаты совместной продуктивной деятельности нашли своё место в краеведческом уголке.

Систематическая работа по использованию макета в образовательной деятельности способствовала тому, что мои воспитанники стали победителями и призерами краевой и муниципальной интеллектуальной олимпиады для дошкольников, где часть вопросов была посвящена краеведению.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Фотоотчет о новогоднем оформлении дошкольного учрежденияФотоотчет о новогоднем оформлении дошкольного учреждения Наступил Новый 2018 год. Сколько волнения, приятных хлопот по подготовке к его встрече позади. На страницах Международного образовательного.

Оформление территории дошкольного учреждения к летнему сезонуОформление территории дошкольного учреждения к летнему сезону Уважаемые коллеги,предлагаю Вашему вниманию оформление территории нашего Центра развития ребенка "Крепыш" к этому летнему оздоровительному.

Использование нейроскакалок в практике дошкольного учрежденияИспользование нейроскакалок в практике дошкольного учреждения Здравствуйте! В нашем дошкольном учреждении с лета этого года стали использовать нейроскакалки в работе с детьми. В основном осваивают.

Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возрастаМетод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является начальной ступенькой системы экологического образования и имеет особое значение.

Открытие нового дошкольного учреждения (фотоотчёт)Открытие нового дошкольного учреждения (фотоотчёт) Ведущая: Здравствуйте уважаемые. Сегодня мы рады видеть вас на церемонии открытия нового дошкольного учреждения. МКДОУ №34. Ведущая:.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Вязаная игрушка «Лучок». Применение в практике логопедаВязаная игрушка «Лучок». Применение в практике логопеда Вязаная игрушка "Лучок" многофункциональна. Её использование решает несколько задач: - развитие мелкой моторики. Ребенок должен ухватить.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерамиВзаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами» Современное дошкольное образовательное учреждение не может.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение макетирования в практике дошкольного учреждения
Опубликовано: 4 сентября 2022 в 14:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение макетирования в практике дошкольного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем АНАСТАСИЯ МУДРОВА (УИ 842544) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД