Приложение МААМ

Технология профессиональной и личной успешности «Культура общения»

Наталья Рудковская
Технология профессиональной и личной успешности «Культура общения»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Культура общения».

Цель занятия:

Привить правила эффективного общения. Научить технике и приемам общения. Рассказать об этико-моральных основах ведения переговоров.

Оборудование: ноутбук, презентация, бланки тестов.

Ход занятия:

I. Организация детей

Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня мы поговорим об общении.

Общение – это взаимодействие людей, подразумевающее обмен информацией познавательного или оценочного характера.

Правила эффективного общения

Публикация «Технология профессиональной и личной успешности „Культура общения“» размещена в разделах

Существует множество способов привлечь к себе внимание:

- «Имя собственное» - суть этого приема заключается в следующем: когда к человеку обращаются по имени – это показывает внимание к данной личности, его субъективную значимость. Имя и личность не разделимы. Имя – это лучшее слово на свете, это самый важный для человека звук.

- «Зеркало отношений» - это улыбка и открытый взгляд. Улыбаться выгодно! Искренняя доброжелательная улыбка не может испортить ни одно лицо. Очаровательная улыбка женщины приносит больший эффект, чем килограмм французской косметики. Улыбка ничего не стоит, но многое дает.

- «Золотые слова» - относят такие слова, которые представляют небольшое преувеличение положительных сторон человека. Это своеобразный комплимент, но акцент в нем ставится именно на личностных достоинствах человека. Важно помнить об искусстве комплимента. Комплименты банальные и неискренние, а также переходящие в откровенную лесть могут оттолкнуть собеседника.

- «Терпеливый слушатель» - означает необходимость выслушать собеседника. Поощряйте других говорить о себе. Как часто нам не хватает человека, который нас просто выслушает. Не даром человечество выбрало такую форму беседы как исповедь. Суть этого – излить душу, без оценок и советов. Способность слушать и слышать человека – это уникальная способность. Она ценится очень высоко и дана далеко не каждому. Главное продемонстрировать собеседнику, что вы действительно его понимаете, разделяете с ним его проблемы, пытаетесь поддержать и подбодрить.

- Одобрение – признание того, что каждый человек имеет право на такое действие, мысли и чувства, которые приемлемые для него. Одобрение предполагает положительную оценку личности собеседника в целом. Чем меньше выражена в нашем отношении критичность, тем более открытым, честным и самокритичным становится собеседник.

- Самоодобрение – Уверенный в себе человек легче признает свои ошибки, не воспринимает их как подрыв своего авторитета или свидетельства своей некомпетентности. Он делает конструктивные выводы. Критическое отношение к другим – это компенсация недостаточно хорошего отношения к себе, низкого самоодобрения.

- Эмпатия – способность понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать ему. Эмпатия - это противоположность равнодушию и эгоизму.

- «Как просить, чтобы не отказали» - собеседнику нужно показать путь зарождения просьбы, всю ее причинно-следственную цепочку. При этом необходимо использовать формулу –Я ВИЖУ…Я ЧУВСТВУЮ… Я НУЖДАЮСЬ… Я ХОТЕЛ БЫ… А еще необходимо стараться находить то, что может быть интересно или выгодно вашему партнеру, постоянно показывать, что она совпадает с его интересами.

- «Необходимости критики» – начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника или его работы. Затем укажите на ошибки, подчеркивая вашу позицию.

Техника и приемы общения

Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения

Приемы общения – это предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное общение.

На начальном этапе общения его техника включает в себя такие элементы:

И выражение лица и занимательная поза, и слова, и тон должны соответствовать трем моментам: цели сообщения, демонстрируемое отношение к партнеру, желаемому результату общения.

Обратная связь – сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующие изменения в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны. Человеку зачастую свойственно говорить одно, а думать другое. Поэтому важно научиться правильно понимать истинное состояние вашего собеседника.

Наиболее откровенно о внутренних переживаниях говорят глаза. Недаром их часто отводят в сторону, прячут за стеклами темных очков. Важно знать:

- В ходе общения мы чаще всего смотрим партнеру в глаза, когда слушаем, а не когда говорим, забывая, что прямой взгляд наиболее убедителен.

- Партнер, который смотрит вам в глаза меньше одной трети всего времени общения с вами либо просто не честен, либо что-то пытается утаить.

- Прямой, настойчивый и пристальный взгляд означает повышенный интерес к вашей персоне.

- Отсутствующий взгляд означает, что собеседник сосредоточенно размышляет о чем-то. Если партнер переводит взгляд и начинает разглядывать предметы или потолок – вы утомили его, он потерял к вам всяческий интерес.

Весьма информативными могут стать непроизвольные реакции, как покраснение щек (означающие стыд, гнев); резкое обозначение пульса на венах рук или шейных артериях (страх, стыд, нечестность); быстрое поверхностное дыхание (внутреннее напряжение); короткое дыхание через нос (злость).

Точным индикатором состояния человека является интонация голоса. Высокий тон может означать энтузиазм, радость, недоверие, Мягкий и приглушенный выражает горе, печаль усталость.

Жесты-индикаторы – открытые ладони свидетельствуют об откровенности, резкое сжатие пальцев в кулак – признак возбуждения, агрессивности.

Позы информаторы – весьма информативны и прекрасно отображают внутреннее состояние человека. Например:

- «Чистые» руки – (я открыт, я честен, я чист) очень действенный дружелюбный жест, понятный во всех уголках мира. С этим жестом встречают любимых и близких после разлуки, он в ходу у детей разных народов и рас.

- Руки, скрещенные на груди – (Я в конфронтации, я буду обороняться и наступать) производит сильное впечатление на окружающих.

- Пальцы рук сведены (в кончиках, ладони разъяты, локти опираются о стол. Преисполнен чувством превосходства человек демонстрирует самоуверенность.

- Ноги (или все тело, обращены к выходу. Это признак того, что человек хочет закончить беседу. Прекрасно если этот намек вами понят.

II Основная часть

Воспитатель: Просмотрим презентацию по данной теме.

Воспитатель: Проведем тест.

Тест тенденция поведения человека в группе

Цель: изучение представлений испытуемого о себе. Может быть также использована для определения «идеального «Я»» индивида или его представлении о том, каким его видят другие. Данные параметры могут быть исследованы на основании анализа 6 тенденций поведения человека в группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и уклонение от борьбы.

Порядок исследования. Текст методики состоит из 60 высказываний и может быть предъявлен испытуемому в виде списка или на отдельных карточках. Испытуемому предлагается ознакомиться с утверждением и ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе, или «нет», если оно противоречит его представлению. В исключительных случаях разрешается ответить «сомневаюсь». Ответы фиксируются в регистрационном бланке. В случае использования карточек испытуемый раскладывает их в зависимости от ответа на три группы.

Обработка данных и интерпретация результатов

1. Зависимость 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54

2. Независимость 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60

3. Общительность 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52

4. Необщительность 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58

5. Принятие «борьбы» 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59

6. Избегание «борьбы» 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53

Ответы испытуемого, согласно ключу, распределяются по 6-ти тенденциям. Подсчитывается частота проявления каждой из тенденций. Причем количество ответов «да» по одной из тенденций суммируется с количеством ответов «нет» по полярной тенденции, в сопряженной паре. Например, количество положительных ответов по шкале «зависимость» складывается с количеством отрицательных ответов по шкале «независимость».

Тенденция к зависимости понимается как внутреннее стремление индивида к принятию групповых норм, стандартов и морально-этических ценностей. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовывать эмоциональные связи как в своей группе, так и за её пределами. Тенденция к «принятию борьбы» рассматривается как активное стремление к достижению более высокого статуса в системе межличностных отношений. Противоположная тенденция – уклонение от борьбы свидетельствует о стремлении уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций, видимо имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, т. е. может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека. Если полученное число, о котором говорилось выше, приближается к 20-ти, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

В случае, если количество ответов «да» одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, зависимость-независимость, то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.

3-4 ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям рассматриваются как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их совокупности с другими личностными особенностями.

С целью изучения «идеального «Я»» испытуемого или его представления о том, каким его видят другие, проводится повторное исследование, ход которого идентичен выше описанному. Инструкция, предъявляемая экспериментатором, корректируется в зависимости от цели исследования.

Инструкция: «вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему».

Текст методики

1. Я критичен к товарищам

2. У меня возникает тревога, когда в группе начинается конфликт

3. Я склонен следовать советам лидера

4. Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами

5. Мне нравится дружественность в группе

6. Я склонен противоречить лидеру

7. Испытываю симпатию к одному-двум определенным товарищам

8. Избегаю встреч и собраний в группе

9. Мне нравится похвала лидера

10. Я независим в суждениях и манере поведения

11. Я готов встать на чью-либо сторону в споре

12. Я склонен руководить товарищами

13. Радуюсь общению с одним–двумя друзьями

14. При появлении враждебности со стороны членов группы я внешне спокоен

15. Я склонен поддерживать настроение всей группы

16. Не придаю значение личным качествам членов группы

17. Я склонен отвлекать группу от её целей

18. Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру

19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы

20. Предпочитаю оставаться нейтральным в споре

21. Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит

22. Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия

23. Я недостаточно сдержан в выражении чувств

24. Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников

25. Недоволен слишком формальным (деловым) отношением

26. Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу

27. Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе

28. Я привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам

29. Я склонен затягивать и обострять спор

30. Стремлюсь быть в центре внимания

31. Я хотел бы быть членом более узкой группы

32. Я склонен к компромиссам

33. Испытываю беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям

34. Болезненно отношусь к замечаниям друзей

35. Могу быть коварным и вкрадчивым

36. Я склонен принять на себя руководство в группе

37. Я откровенен в группе

38. У меня возникает беспокойство во время группового разногласия

39. Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ

40. Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия

41. Я склонен сердиться на товарищей

42. Я пытаюсь вести других против лидера

43. Легко нахожу знакомства за пределами группы

44. Стараюсь избегать быть втянутым в спор

45. Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы

46. Оказываю сопротивление образованию группировок в группе

47. Когда раздражен, я насмешлив и ироничен

48. У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться

49. Предпочитаю меньшую, но более интимную группу

50. Пытаюсь не показывать свои истинные чувства

51. Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях

52. Я инициативен в установлении контактов в общении

53. Избегаю критиковать товарищей

54. Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим

55. Мне не нравиться, что отношения в группе слишком фамильярны

56. Люблю затевать споры

57. Стремлюсь удержать свое высокое положение в группе

58. Я склонен вмешиваться в контакты знакомых и нарушать их

59. Я склонен к перепалкам, задиристый

60. Я склонен выражать недовольство лидером

III Физминутка

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

IV. Окончание занятия

Воспитатель: Прежде чем рассмотреть основные этические принципы, вспомним, что этика – это философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность. Мораль контролируется лишь формами духовного воздействия (одобрение, осуждение, это неформальные, неписанные нормы поведения, отражающие сложившиеся традиции, обычаи. Одним из центральных понятий морали является чувство долга. Нравственность – это совесть конкретного человека, основанного на принятии (или непринятии) существующих норм жизни, позволяющих сохранить свое достоинство в нестандартных ситуациях. Совесть – внутреннее состояние того, что является добром и злом, ответственность за свое поведение.

При проведении переговоров важно помнить следующие этические нормы:

1. Надежный договор может быть следствием только равного и честного обсуждения. Честность, искренность и открытость – вот основные козыри в общении.

2. Переговоры - дело равных! Расположенность к собеседнику умение вести себя с ним на равных.

3. Без взаимных уступок нет переговоров. Всякие переговоры – это компромисс позиций при бескомпромиссности принципов.

4. Стиль переговоров - это люди, которые в них участвуют. Затрагивая неприятные для собеседника темы, делайте это вскользь, чередуя плохое с хорошим. Всегда ищите пути не только к разуму, но и к эмоциям вашего собеседника.

5. Логика и аргументы. Новые мысли следует подавать в связи с идеями, внедренными в практику и давшими положительный результат. Делайте упор на доводы, факты, рассуждения, которые произвели на партнера самые сильные впечатления.

6. Финальный аккорд. Финал переговоров не должен быть «скомкан». Запоминается последняя фраза. Пусть она будет яркой и четкой.

Переговорами, как и процессом общения надо управлять. Для этого надо владеть знаниями, навыками и умениями:

- умение организовать общение;

- умение анализировать цели и задачи процесса общения;

- владение навыками и приемами делового общения и использование его тактики и стратегии;

- знание речевого этикета и умение им пользоваться;

- умение вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, дискуссию;

- навыки доказывать, опровергать, критиковать, убеждать, достигать соглашений, компромиссов, делать оценки, предложения;

- знание служебного этикета и умение его использовать;

- уметь с помощью слов снижать стресс и недоверие собеседника, корректировать его оценки, поведения и отношения к событиям;

- умение анализировать коммуникативные конфликты, диагностировать их направлять развитие в нужное русло;

- знание секретов и приемов общения, умение ими пользоваться;

- знание основ логики, теории и практики аргументации, умение пользоваться ими для ведения делового общения.

Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается. Спасибо за внимание! До свидания!

Публикации по теме:

Непрерывность и преемственность образования как условие успешности ребёнкаНепрерывность и преемственность образования как условие успешности ребёнка 16 февравля 2017 прошла районная конференция на тему "Непрерывность и преемственность образования как условие успешности ребёнка".Я приняла.

Из опыта работы учителя-логопеда «Развитие речи дошкольников с ТНР через мнемотехнику как условие успешности обучения» Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением и введением в действие, Федеральный.

Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ».Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ». 21 февраля в Доме Детского Творчества было проведено мероприятие с участием образовательных и общественных организаций города, а также семей,.

Педагогический совет в форме дискуссии «Игровая технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» — технология развивающ Педагогический совет в форме дискуссии «Игровая технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» - технология развивающего обучения.».

Планирование воспитательно-образовательного процесса по теме «Культура общения» ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА неделю с 06.02. по 10.02.2017 г. Тема: «Культура общения» Цель: Формировать у детей.

Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучияПсихологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек,.

Родительское собрание в форме разговора за круглым столом «Культура общения» Цели: 1. Дать возможность родителям задуматься над проблемами воспитания культуры речи у детей. 2. Привлечь к совместной работе по овладению.

Социальная адаптация личности как фактор успешности учащихся младшего школьного возраста Социальная адаптация личности как фактор успешности учащихся младшего школьного возраста Чернышёва Татьяна Михайловна Учитель начальных.

Советы родителям, как научить ребенка личной безопасности на улицах Все мы - педагоги, родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?».

Конспект занятия «Составление рассказа из личной жизни по образцу воспитателя» Цель: Учить детей самостоятельно выполнять поставленную воспитателем умственную задачу. Связно и последовательно, грамматически правильно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология профессиональной и личной успешности «Культура общения»
Опубликовано: 11 июля 2017 в 18:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология профессиональной и личной успешности «Культура общения»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Рудковская (УИ 1113207) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД