Наталия Антипова
Технология развития математических способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Технология по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
(Технология базируется на методиках Помораевой И. А, Позиной В. А, Новиковой В. П.)
Публикация «Технология развития математических способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
На сегодня задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, дошкольника рассматривается в дошкольной педагогике как некое дополнение к основной задаче - развитию игровой деятельности.
Цель использования технологии.
• Повысить интерес к математике.
• Формирование умственных способностей и математических представлений, умение мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости
• Развитие собственной деятельности с предлагаемым математическим материалом;
• Формировать осознаваемую мотивацию исследовательской (познавательной) деятельности;
• Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.).
Актуальность.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. В этих условиях я считаю, что систему развивающего обучения математики необходимо направлять не на количественное накопление ребенком фактов, способов действий, воспринятых «на память», а на формирование и развитие собственной деятельности с передвигаемым математическим материалом. Важно, чтобы с первых же шагов в математике ребенок имел возможность видеть и понимать, что здесь из чего вытекает, и накапливать опыт управления предполагаемой ситуации, опыт её анализа, изменения исследования. Только в этом случае у ребенка будет формироваться произвольная осознаваемая мотивация познавательной деятельности, которая является основой для построения в перспективе произвольной осознаваемой учебной деятельности школьника. Незаметное для многих, но очень важное превращение детского сада в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) породило целый ряд как теоретических, так и практических проблем методического характера. Одной из важнейших в этом ряду является проблема преемственности между дошкольным и начальным звеньями. Актуальность вопроса связана с нарушениями преемственных связей в целях, содержании, методах обучения и воспитания и изменением требований общества к качеству воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям : количество, форма время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требование к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному преобразованию дошкольников, частью которого является математическое развитие.
Описание порядка использования технологии в практической профессиональной деятельности.
Этапы:
• постановка цели;
• создание пространственной среды (математического уголка);
• организация деятельности - проведение НОД (фронтальных, индивидуальных, досугов, КВНов, разрешение проблемно - поисковых ситуаций;
• совместная работа с родителями, игровая деятельность, индивидуальная работа.
• выводы.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям : количество, форма, время, пространство. Все стремительнее входят в наши дома новые технологии : во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Поэтому очень важно развивать умственные и интеллектуальные, творческие способности детей, которые позволяют легко освоить новое.
Одной из приоритетных задач умственного воспитания дошкольников считаю развитие интеллектуальных умений и навыков, т. е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение с другими предметами и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями.
Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид геометрических фигур, и т. п.). Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качество предметов, в определении их по отдельным признакам. Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх «Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету», необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В играх «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», дети определяют предмет по одному из признаков.
Таким образом, дидактические игры не только способствуют закреплению и уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей.
Игра как свойственная ребенку деятельность позволяет ему упражняться в решении умственных задач без особого напряжения. В связи с этим я постоянно использую в своей работе дидактические игры, создаю развивающую, образовательную среду, способствующую развитию интеллектуальных и личностно-деятельных способностей.
Результат использования технологии.
Получены следующие результаты:
повысился интерес к элементарным математическим представлениям у родителей и воспитанников;
развитие мыслительных и познавательных способностей детей;
• происходит формирование системы элементарных математических представлений, предпосылок математического мышления, сенсорных процессов и способностей.
• сформированы начальные формы учебной деятельности у дошкольников.