Папки-передвижки

АРТ терапия как эффективная образовательная технология музыкального воспитания в ДОУ (1 фото)

Сухарева Ксения
АРТ терапия как эффективная образовательная технология музыкального воспитания в ДОУ

Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств. (В. А. Сухомлинский)

Современное общество не стоит на месте, изменения происходят практически во всех сферах деятельности человека. Достаточно активные изменения происходят и в образовательной системе. Задачи музыкального развития дошкольников, согласно ФГОС ДО ФОП ДО, решаются на основе принципа интеграции через все образовательные области. Это предполагает создание музыкальным руководителем в ДОО новой модели своей профессиональной деятельности, которая отвечала бы приоритетам ФГОС ДО и ФОП ДО. Современная образовательная система дошкольного образования уходит от учебно-дисциплинарного подхода, а делает упор на личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания. Для современного педагога стоит задача – обратить внимание на индивидуальное развитие личности ребенка, но сделать это не только по средствам комфортной среды, но и с использованием новых образовательных технологий.

Публикация «АРТ терапия как эффективная образовательная технология музыкального воспитания в ДОУ» размещена в разделах

И чтобы решить эту основную задачу, я использую в своей работе я использую технологию активного восприятия музыки О. П. Радыновой, которая построена на основе восприятия высокого искусства в разных видах деятельности. По-новому эту технологию можно назвать – арт терапия – это интеграция всех видов искусств (не даром говорят, что все новое – это хорошо забытое старое). Суть этой технологии в том, что через музыку, сказку, рисование – дает выход внутреннему дискомфорту ребенка, сильным эмоциям, дает понять свои чувства, переживания. Современная арт – терапия – включает множество направлений – сказкотерапия, музыкотерапия, фототерапия, изотерапия, хореотерапия. На своих занятиях я использую разные направления, но более подробно сегодня, хочу уделить внимания – изотерапии и хореотерапии. Основная цель танцетерапии или хореотерапия – в процессе музыкально-пластической деятельности создавать условия для сохранения, укрепления и развития физического и психологического здоровья ребенка, развития его индивидуальности и различных способностей: телесно-кинестических, музыкально-ритмических, визуально-пространственных, коммуникативных.

На музыкальных занятиях с дошкольниками мной используются арт-терапевтические техники, представленные С. К. Кожохиной в книге «Растем и развиваемся с помощью искусства». Техника «Танец радости» позволяет нам сформировать у детей знания о музыкальных жанрах, осознать их особенности.

Также в содержание музыкальных занятий включаются следующие техники :

- разминка в быстром темпе: выбирается ведущий (взрослый или ребенок, который предлагает выполнять танцевальные движения под быструю музыку – все участники повторяют за ним движения;

- работа в парах по принципу «зеркало» : один ребенок в паре – ведущий – с закрытыми глазами показывает любые движения, которые вызывает в нем звучащая музыка, другой – его отражение («зеркало») – с открытыми глазами все повторяет. В процессе игры дети должны меняться ролями;

- театрализация движений. Данные упражнения по решению ведущего могут выполняться индивидуально или коллективно;

- техника перевоплощения : придумать свое животное и изобразить его; изобразить животное, которое изображено на картинке; передать характерные движения группы животных: стада коров, табуна лошадей, стаи птиц, повадки кошек, бег оленей, прыжки кенгуру, лягушек на пруду, плавающих уточек, полет косяка журавлей и т. п. ;

- изображение процесса или восприятие музыкального произведения с помощью предметов (работа по группам, задания на карточках) : связка воздушных шариков, которые сдуваются; клумба с распускающимися цветами; коробка тающих шоколадных конфет; отклеивающиеся от стены обои; тающий снег и капающие сосульки; аквариум с рыбками, растениями, камнями, улитками; падающие с яблони плоды; одуванчик на ветру; созревший мак; грядка с овощами после дождя; обед в зоопарке; теплица с растениями; тающее мороженое и т. п. ;

изображение характера местности : лиственный лес осенью; хвойный лес зимой; смешанный лес летом; фруктовый сад с плодами; вьюнок на заборе; степь; заливной луг; садовый участок; кукурузное поле и т. п. ;

- техника выражения своего состояния, эмоций, чувств. «Я – эмоция» – передать состояние, обозначенное на карточке: ожидание, ликование, грусть, страх, усталость, любовь, волнение, отчаяние, смущение, радость, спокойствие, нежность, растерянность, лень, удивление, успех, сочувствие, восторг, умиротворение и т. д. ;

- техника круговых движений. Изобразить характерные походки : солдата, страуса, балерины, мышки, бегуна, павлина, манекенщицы, обезьяны, маленького ребенка, индюка, атлета, кошки, лягушки, кузнечика, утки, зайца, кенгуру, медведя; ученика, идущего в школу; ученика, идущего из школы; мамы, идущей из магазина и т. п. На следующем этапе такие знания закрепляются на основе техники «Изотерапия» (создание творческой работы). Детям предлагается вспомнить свой танец, музыку, нарисовать ощущения, возникшие во время танца. По завершению творческой работы я предлагаю дошкольникам придумать для картины название, сочинить собственную историю.

Рисование — это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Работая над изучением природных явлений, в содержание интегрированных занятий мной включаются рисование дождя, дождя из тучи, снегопада, сугроба, полета осенних листьев, осеннего дерева, распускание цветов и др. При создании данных образов, мной подбирается соответствующая музыка. Дети предварительно многократно ее слушали, и только после этого рисовали. Такой прием позволяет более глубоко ввести детей в соответствующее состояние и четче сформулировать образ, предлагаемый для изображения. По такому же принципу мы работаем и с «живыми картинками» : дети выкладывают картинки в соответствии с тем, о чем идет речь или теми образами, о которых им рассказывает музыка.

Этот метод также используется нами с целью научить детей, рисуя музыкальный портрет, цветоэмоционально реагировать на музыку. Ребенок сможет накапливать опыт восприятия произведений великих и разнообразных композиторов разных стилей и эпох.

Данный вид рисования расширяет способность эмоционально переживать музыкальное творение. Сначала дети могут и не обращать внимания на особенности мелодии, специфику игры разных инструментов, но вскоре для них станет понятнее многое из мира музыки. Они смогут отличать одни произведения от других, будут слышать музыку, а не просто прослушивать.

А сейчас уважаемые коллеги, хочу попробовать с вами погрузиться в мир музыки, предлагаю вам разделиться на 2 подгруппы – одна подгруппа, будет изучать музыкальное произведение с помощью красок, а другая с помощью цветных шарфиков, но название этого музыкального произведения – я скажу вам после, того как вы выполните творческое задание и посмотрим отразилось ли в ваших чувствах – это произведение.

В заключении хочется сказать: главная цель каждого педагога - сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусства.

Упражнения по арт- терапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, развития межличностных навыков и отношений, повышения самооценки и укрепления уверенности в себе.

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.»

АРТ терапия как эффективная образовательная технология музыкального воспитания в ДОУ
Публикации по теме:

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Аква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психологаАква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психолога "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
АРТ терапия как эффективная образовательная технология музыкального воспитания в ДОУ
Опубликовано: 3 апреля 2024 в 08:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД