Лучший педагог года

Конспект занятия «Богатырь Добрыня Никитич» (3 фото)

Марина Катакова
Конспект занятия «Богатырь Добрыня Никитич»

Цель. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, о великом русском богатыре – защитнике земли русской Добрыня Никитиче. Вызвать интерес к языку былин, преданий о русском богатыре. Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги, названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук). Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

Публикация «Конспект занятия „Богатырь Добрыня Никитич“» размещена в разделах

Ход занятия.

1. Приветствие. Здравствуйте, мои хорошие! Собрались мы сегодня на беседу добрую, да складную, чтобы красны девицы послушали, а добры молодцы призадумались! Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - это была Родина. Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки? Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

«Былину читай, да на ус мотай!» - гласит русская народная пословица. Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли. Мы сегодня поговорим о былинах, закрепим знания об о великом русском богатыре – защитнике земли русской Добрыня Никитиче.

2. Слушаем. Это было очень давно, когда наша Родина – Россия называлась Русь. Тогда люди не умели писать, поэтому былины заучивали наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Сказителями называли тех, кто рассказывал былины. (Показ слайда) Жили когда-то на Руси Великой люди – песенники-сказители. Они сочиняли и пели-рассказывали былины – разные истории про богатырей русских, про битвы с лютыми врагами, про царства-государства чужеземные, про великого князя Киевского Владимира Красно Солнышко Представьте себе седовласого старца, который сидит в окружении внимательно слушающих его людей. Его пальцы слегка касаются струн гуслей, лежащих у него на коленях. Льется неторопливая спокойная мелодия. Певец-сказитель начинает былину про Древнюю Русь, про времена стародавние

Сказитель так говорил:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

Поэтому слава о подвигах богатырей как о защитниках Русской земли из глубокой старины дошла до наших дней.

Смотрите ребята, известные художники прославили подвиги русских богатырей в своих картинах. Николай Константинович Рерих в картине : «Бой со змеем». «Богатырская застава» («Богатыри») знаменитая картина Виктора Васнецова. Вот они - богатыри земли русской на картине русского художника В. М. Васнецова.

«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории!» – сказал художник В. Васнецов. Ребёнок должен знать историю своей Родины, любить Отечество, быть готовым к защите своей Родины»

Посмотрите, кто стоит в центре? А кто рядом с ним? Илья Муромец в центре, Добрыня Никитич слева от Ильи, Алеша Попович справа от Ильи. Добрыня Никитич одет в богатырские доспехи.

В правой руке держит меч, он готов к бою.

У Добрыни мужественное лицо, большая борода, широкие плечи.

Конь под ним богатырский. Художник изобразил Добрыню Никитича мужественным, отважным воином, готовым сию минуту вступить в бой с врагами земли Русской.

– Каким был Добрыня Никитич? Какой образ вам представился? Добрыня был широк в плечах, брови у него черные, глаза зоркие.

Волосы у Добрынюшки кудрявые, лицо румяное. Он очень сильный и ловкий. Добрыня был защитником Родины, как и другие богатыри.

На полотне Васнецова богатыри, несмотря на разницу характеров, едины в своем стремлении защитить родную землю, закрыть ее собою от непрошеных гостей. Как вы думаете, что чувствовал художник, когда писал свои картины? (чувство гордости за русский народ, уважение к русским воинам). Что хотел показать? (силу, мощь, надежность русских воинов)

Одежда богатыря считалась его оберегом, она защищала его от погибели. Скажите, знаете ли вы во что одевались богатыри? Шлемы были куполообразной формы – защищали голову воинов, сделаны из металла. Его украшали узором, а кто был побогаче украшали позолотой, серебряными пластинами. (Показ слайда) Шею воина укрывала сетка - бармица, сделанная из тех же колец, что и кольчуга – железная рубашка. Она защищала богатырей от ударов копья, стрел, меча. (Показ слайда)

Оружие воинов – богатырей : Меч был главным оружием богатырей, его называли булава. Лук, колчан со стрелами, копье, палица – массивная дубина с утолщенным концом, утыканным большими железными гвоздями, щиты имели обычно круглую форму. (Показ слайда)

После Ильи Муромца наиболее любим народом Добрыня Никитич. Отец его умирает рано, поэтому воспитывает мальчика мать. Она отдает сына на ученье, где обучают «хитрой грамоте». Этот богатырь княжеского происхождения, он живет в Киеве. Добрыня Никитич обладает многими достоинствами: образован, тактичен, обходителен, умеет во послах ходить, мастерски играет на гуслях, он ловок, на ножку повёрток, отлично плавает. Он искусный игрок в шахматы, победить его не может даже знаток этой игры – татарский хан. Качества Добрыни Никитича венчает умение превосходно стрелять: в этом искусстве богатырю нет равных. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается учтивостью и дипломатичностью. Добрыня разговаривал «на 12 языках и знал разговор птичий».[7] Согласно былинам, Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Часто князь даё т ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и прочее; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.

Сражение со Змеем Горынычем В одной из былин упоминается основное занятие Добрыни Никитича в детстве : противостояние змеиному племени. Уже тогда «молоденький Добрынюшко» ездит на коне в поле «малых змеенышей потаптывать». В сказании «Добрыня Никитич и змей» повествуется о главном подвиге богатыря. Перед сражением главный герой отправляется к Печай реке, где обитает Змей Горыныч. Вопреки предостережениям матери, он заходит в речную воду. Как только безоружный Добрыня оказывается на середине реки, появляется Змей. Надвисая в воздухе, Горыныч сыплет дождем и огненными искрами. Отважный герой ныряет в воду и добирается до берега. Там он вступает в бой со Змеем, в результате которого сокрушает противника. Пав на землю, Горыныч вымаливает пощаду, просит не рубить ему головы. Богатырь решает отпустить побежденного противника. Однако, воспользовавшись добротой Добрыни, коварный Змей пролетает над Киевом, совершая похищение любимой племянницы князя – Забавы Путятишны. Подвиги Добрыни Никитича включают спасение Забавы. По княжескому поручению он направляется в змеиную нору и освобождает девушку. (Показ слайда).

Главное дело его жизни — воинское служение Руси. Богатырь Добрыня Никитич - из знатной, богатой семьи. Он из славного Рязань — города. Это известный и любимый народом воин. (Показ слайда). Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует. Добрыня Никитич – умен, коренаст да силен. Он-то ни кого в обиду не даст.

3. Беседуем.

- Кто такие предки? (Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек).

-Как назывались наши предки?

- Что такое «былина»?

- Кто сочинял эти удивительные истории? (Народ)

- «Славна богатырями земля русская», - гласит народная мудрость. А кто же такие богатыри? (Богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги).

- Скажите, знаете ли вы во что одевались богатыри?

-Чем они занимались? (Богатыри охраняли нашу Родину от врагов)

Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей! Ой вы гой еси, люди добрые!

Много ходим мы по родной степи,

Охраняем землю Русскую

От врагов лютых, гостей непрошенных!

Век стоит Русь – не шатается,

- Каких ещё русских богатырей вы знаете. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

- Как назывался головной убор богатыря? (Шлем.) (Показ слайда).

- Как назывался тяжёлый панцирь, сплетённый из металлических колец, который защищал тело богатыря? (Кольчуга.) (Показ слайда).

-Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им своё тело. (Щит.) (Показ слайда).

- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч) (Показ слайда).

- Что висит на левой руке у богатыря? (Чтоб грудь защитить от ударов врага, на левой руке у богатыря висит тяжелый, блестящий и кругленький щит). (Показ слайда).

- С какого оружия обычно начиналось сражение, если русские воины сходились в поединке один на один? (С копья).

-Почему копье и щит неразлучные, но извечные враги? (Копье предназначено для нападения, а щит — для защиты воина, в том числе и от копья. И то и другое — обязательная часть снаряжения русских воинов в старину.)

- Как называется богатырское оружие в виде тяжелого, с шипами

шара на рукоятке? (Булава.)

- Много богатырей на Руси, но всех их объединяют общие качества. Какие? (Сила, воля, смелость, ловкость, выносливость, мужество, стойкость).

- Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о смелости и отваге, силе и хитрости русских воинов?

Кто смел, тот и цел.

Смелость города берет.

Богатырь ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Кто смел, тот на коня сел.

Храбрый побеждает, а трус погибает.

Не родом богатырь славен, а подвигом.

- Особенно мне понравилась последняя пословица «Не родом богатырь славен, а подвигом». Как вы понимаете смысл этой пословицы? Что она означает? (ответы детей).

Воспитатель подводит итог ответам детей: «Смысл этой пословицы в том, что не важно из какой ты семьи, богатый ты или бедный, но если твои дела добрые, направлены на защиту Родины, слабых, детей и матерей, помощь бедным и нуждающимся, то это поистине мужественный, «богатырский» поступок, достойный славы и почести!»

-Назовите русского художника, автора картины «Богатыри»? (В. М.

Васнецов.)

-Каким был богатырь Добрыня Никитич? (Добрыня Никитич – умен, коренаст да силен).

-Откуда он родом? (Он из славного Рязань — города).

4. Обобщаем. Основное занятие Добрыни Никитича - защита Руси от внешних врагов. Этот русский богатырь по своей значимости занимает вторую позицию после Ильи Муромца. Вместе с Алешей Поповичем они образуют знаменитую тройку богатырей. Богатырь Добрыня Никитич - защитник русской земли, совершающий воинские подвиги, отличающийся особой силой. Образ Добрыни Никитича в русских былинах изображен очень ярко. Этот богатырь в отличие от других героев своего времени, обладает не только дюжинной физической силой, но и острым умом. Князь Владимир отправлял Никиту Добрыню не только воевать с врагами, но и решать дипломатические вопросы с соседними государствами. Никита Добрыня был образован и учтив, что помогало ему без кровопролитий защитить интересы своего князя и всей державы. В былинахупоминается о том, что воевода Добрыня смог укротить Новгородского змея, который мучил всех местных жителей. Также достоверно известно, что Добрыня смог найти для князя Владимира красавицу- жену Рогнеду. В основе былин о Добрыне Никитиче лежат исторические упоминания о родственнике князя Владимира, мужественном герое – воеводе.

5. Играем.

За высокими горами, (поднимают руки вверх)

За широкими долами, (разводят руки в стороны)

На границе у реки (плавные движения руками перед собой)

Дозором шли богатыри. («идут» друг за другом по кругу)

Очень сильные, (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки)

Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)

Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)

Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!»)

6. Творим, рисуем, радуемся. В кузнице. «Снаряди богатыря»

Дети разбиваются на 2 команды. Команды с помощью считалочки выбирают «богатыря». На каждом столе приготовлены материалы для «Кузнецов» : фольга 3 рулона, картонные заготовки для меча, шлема и щита, флажок на шлем, наклейка на щит.

Цель конкурса: быстрее изготовить снаряжение и надеть его на богатыря.

7. Прощалочка. Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, но герои, с которыми вы уже знакомы, будут сопровождать вас всю жизнь. Желаю, что бы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской. Сражайтесь в честном бою с ленью, неаккуратностью и другими недостатками и победите их. Научитесь на скаку брать препятствия и жизненные проблемы. Не отрывайтесь от своих товарищей во всех добрых начинаниях, во всех добрых делах.

А и сильные, могучие богатыри

На славной Руси!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Просмотр мультипликационного фильма «Добрыня Никитич».( 1965 году на студии «Союзмультфильм»); «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006; Россия, режиссёр Илья Максимов, Добрыню озвучивает Валерий Соловьев)

Конспект занятия «Богатырь Добрыня Никитич»
Фото «Богатырь Добрыня Никитич»
Конспект занятия - фото
Публикации по теме:

Конспект открытого занятия в старшей группе «Наш родной город Пудож»Конспект открытого занятия в старшей группе «Наш родной город Пудож» Составила воспитатель МКДОУ детский сад №1 города Пудож Республики Карелия Санькова Валентина Михайловна Цель: Формирование у детей чувства.

Конспект открытого занятия по вокалу «Введение в образовательную программу» для детей 6–7 лет Составитель: Танклаева Светлана Таймуразовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дом творчества» г. о. г. Выкса Количество детей:.

Конспект интегрированного занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Деревья в лесу» Конспект занятия интегрированного занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Деревья в лесу» Цель: - развивать творческие способности.

Конспект занятия по английскому языку «Числа» — третье занятия Цели: Практическая: закрепление умения считать и прибавлять. Образовательная: закрепление лексико-грамматического материала, развитие.

Конспект занятия по английскому языку «Числа» второе занятия Цели: Практическая: закрепление понятия «один – много». Образовательная: закрепление изученного и введение нового лексико-грамматического.

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе. Тема «Пера-Богатырь» Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений Подготовительная группа. Цель: Закрепление знаний о Коми.

Конспект занятия по математике конспект занятия по математике (вторая младшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 станицы Новопокровской Муницыпального образования Новопокровский.

Конспект занятия с детьми младшей группы. Тема занятия по ФЭМП «Сравнение предметов по высоте».Конспект занятия с детьми младшей группы. Тема занятия по ФЭМП «Сравнение предметов по высоте». Конспект занятия с детьми младшей группы. Тема занятия по ФЭМП «Сравнение предметов по высоте». Автор: Черевко Екатерина Викторовна, воспитатель.

Конспект занятия–эксперимента. Тема занятия: «Следствие ведут…» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Мастер-класс! Открытка подарок для папы к 23 февраля. Аппликация из фантиков «Богатырь на коне» (старшая группа)Мастер-класс! Открытка подарок для папы к 23 февраля. Аппликация из фантиков «Богатырь на коне» (старшая группа) Мастер-класс "Открытка из фантиков и цветной бумаги! Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию Мастер-класс моей работы с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Богатырь Добрыня Никитич»
Опубликовано: 16 марта 2017 в 22:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД