Папки-передвижки

Занятие по обучению грамоте в старшей группе по теме «Буква Т и звуки [т] и [т’]. Понятия «звук» и «слово»

Светлана Мамедова
Занятие по обучению грамоте в старшей группе по теме «Буква Т и звуки [т] и [т’]. Понятия «звук» и «слово»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Буква Т и звуки [т] и [т’]. Понятия «звук» и «слово»

Цель: знакомство с буквой Т и звуками [т] и [т’], развитие умения дифференцировать понятия «звук» и «слово».

Задачи:

Обучающие : закрепить изученные буквы и звуки; познакомить с буквой Т и звуками [т] и [т’]; учить выделять звуки [т] и [т’] из начала слова; продолжать формировать понятие «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук»; учить анализировать обратные слоги типа АТ, ОТ, УТ, ИТ, ЭТ; закрепить понятия «звук» и «слово»; развивать умение дифференцировать понятия «звук» и «слово»; продолжать учить выделять первый и последний звук в слове; уточнить и закрепить правильное употребление предлогов В, НА, ПОД, ЗА, НАД.

Публикация «Занятие по обучению грамоте в старшей группе по теме „Буква Т и звуки [т] и [т’], Понятия „звук“ и „слово“» размещена в разделах

Развивающие: развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику; развивать физиологическое и речевое дыхание.

Воспитательные: продолжать воспитывать умение вслушиваться в речь говорящего.

Предварительная работа: на предыдущих занятиях детям предлагаются буквы, изготовленные из различных материалов (поролона, наждачной бумаги, картона и гречневой крупы, для развития тактильного восприятия и максимального включения в работу всех анализаторов.

Оборудование: кукла; «волшебный» мешочек; буквы, изготовленные из различных материалов; «звуковые» домики; рукавичка «Веселый язычок»; тренажеры для развития воздушной струи «Цветной ветерок»; картинки с изображением предметов, название которых начинается со звуков [т] и [т’]; пристёжки «Буквы»; игрушки кот, собака, лошадь, корова, петух, баран; два сундучка.

Ход:

1. Организационный момент

Дети, войдя в кабинет логопеда, видят сидящего на стуле куклу с красивым мешочком. Дети интересуются, кто же это и что лежит в мешочке. Логопед предлагает детям познакомиться с куклой. Дети здороваются с ней и спрашивают имя.

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Таня. Я пришла к вам в гости и принесла с собой «волшебный» мешочек. Хотите узнать, что в нем лежит? Я предлагаю вам по очереди опустить руку в мешок и на ощупь определить, что же там.

2. Игра «Узнай букву»

В «волшебном мешочке» лежат буквы, которые дети уже изучили (А, О, У, И, Э, К, П, изготовленные из различных материалов (поролона, наждачной бумаги, картона и гречневой крупы). Каждый ребенок по очереди опускает руку в мешочек, ощупывает одну из букв и называет её.

3. Упражнение «Звуковые домики»

После того, как дети угадали все буквы из «волшебного» мешочка, логопед предлагает им вспомнить, какие звуки обозначают эти буквы и поселить их в «звуковые домики» нужного цвета. Логопед выставляет на магнитную доску «звуковые домики». Дети вспоминают, что буквы А, У, О, И, Э обозначают соответствующие гласные звуки.

- Дети, а почему эти звуки называются «гласными»? (Они называются «гласными», потому что мы поем их голосом и во рту нет преграды; язычок, губы и зубы не мешают воздуху выходить изо рта свободно.)

Логопед при помощи рукавички «Веселый язычок» моделирует положение языка во время произнесения гласных звуков.

- Как мы обозначаем «гласные» звуки? (Мы обозначаем их красным квадратиком.)

- В домике какого цвета живут эти звуки? (Красного).

- А какие звуки живут в буквах К и П? (В букве К живут звуки [к] и [к’], а в букве П – [п] и [п’]. Это согласные звуки.)

- Почему эти звуки называют «согласными»? (Потому что эти звуки не умеют петь сами, они соглашаются стоять рядом с гласными.)

- Правильно. При их произнесении во рту образуется преграда – язычок, губы или зубы мешают воздуху выходить свободно.

Логопед при помощи рукавички «Веселый язычок» моделирует положение языка во время произнесения согласных звуков.

- В домиках какого цвета живут эти звуки? ([к] и [п] – твердые звуки, как камень, обозначаем их синим квадратиком, живут они в синем домике; [п’] и [к’] – мягкие звуки, как травка, обозначаем их зеленым квадратиком, живут они в зеленом домике.)

4. Игра «Цветной ветерок»

Таня показывает детям «волшебные палочки», при помощи которых можно делать «ветерок» разного цвета: нужно подуть на палочку так, чтобы в сторону отклонилась только ленточка определенного цвета.

- Подуйте так, чтобы пошевелилась только желтая ленточка. (И т. д.)

5. Знакомство с буквой Т и звуками [т] и [т’].

Таня вспоминает, что хотела сегодня познакомить детей с новой буквой. Она вынимает из мешочка букву Т, изготовленную из наждачной бумаги, и называет её. Затем предлагает детям пощупать букву и сказать, какая она на ощупь (Твердая)

- Эта буква Т обозначает твердый звук [т]. У него есть братец.

Логопед показывает детям другую букву Т, изготовленную из поролона, и дает её пощупать и сравнить с предыдущей буквой.

- Какая эта буква на ощупь? (Мягкая)

- Она обозначает мягкий звук [т’].

- Дети, в каком домике будет жить твердый звук [т], а в каком - мягкий звук [т’]?

Дети заселяют эти звуки в нужные домики ([т] – в синий домик, а [т’] – в зеленый домик).

6. Физкультминутка

Дети выполняют движения по тексту:

Очень дружно мы шагаем, ноги выше поднимаем:

Топ-топ-топ.

Дружно руки поднимаем, дружно руки опускаем:

Так-так-так.

Влево, вправо поворот:

Ты-ты-ты.

И прыжки на месте – вот!

То-то-то.

7. Игра «Подарки»

- Дети, звуки [т] и [т’] пришли сегодня к нам в гости в первый раз. Как мы их можем поблагодарить и сделать, чтобы им у нас понравилось? (Предложения детей.)

- Молодцы! Конечно, мы можем подарить им подарки! У меня есть картинки с изображением различных предметов. Только помните, что звуку [т] можно дарить предметы, название которых начинается со звука [т], а звуку [т’] – со звука [т’].

Дети берут со стола по одной картинке (тележка, телефон, тюльпан, тигр, тыква, торт, танк, тарелка) и дарят какому-либо из звуков, объясняя свой выбор.

8. Анализ обратных слогов.

Логопед хвалит детей и предлагает поиграть в новую игру «Слушай внимательно» :

- Я буду называть звуки, а вы слушайте внимательно и скажите, сколько звуков я назвала : АТ. (Два звука) Какой первый звук вы услышали? Какой второй?

Аналогично анализируются ОТ, УТ, ИТ, ЭТ.

Затем логопед предлагает выложить эти слоги при помощи букв на пристёжках.

9. Игра «Прятки»

Таня рассказывает детям, что у неё живет много домашних животных и птиц. Но когда она ушла в гости в детский сад, они все разбежались и спрятались. Таня просит помочь их найти (лошадь, корова, баран, петух, кот, собака).

- Где сидит животное, название которого начинается со звука [к], а заканчивается звуком [т]? (Это кот, он сидит под стулом.) И т. д.

- Молодцы! Всех животных Тани нашли. Давайте еще раз всех перечислим. Как много мы сказали слов! Слова состоят из звуков. Например, слово «КОТ» состоит из звуков [к], [о], [т], их можно «раскидать» и произнести отдельно, а вместе эти звуки составляют слово «КОТ».

На магнитной доске логопед под картонкой «КОТ» выкладывает схему слова при помощи квадратиков (синий, красный, синий, а под этой схемой прикрепляет желтую полоску, обозначающую слово. Обращает внимание детей, что квадратики – это звуки [к], [о], [т], а полоска – это все слово.

10. Игра «Сундучки»

Таня предлагает детям собрать все звуки, которые они знают, в один сундучок, а слова – в другой. Логопед открывает первый сундучок, а дети говорят в него разные звуки речи. Логопед быстро закрывает его, чтобы звуки не вылетели. Затем во второй сундучок дети «складывают» слова (их символизируют шарики, а логопед снова закрывает сундучок.

11. Итог занятия

Таня благодарит детей за помощь, за интересные игры и прощается.

Публикации по теме:

Порядок звуко-буквенного анализа слова ПОРЯДОК ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВА 1. Послушай слово, произнеси слово, прочти слово. 2. Назови по порядку звуки в слове. Сосчитай общее.

Развивающее пособие для детей 4–7 лет «Город звуков».Развивающее пособие для детей 4–7 лет «Город звуков». Программные задачи: 1. Знакомство с понятием «звук», «гласный звук», «согласный звук». 2. Учить распознавать гласные и согласные звуки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте в старшей группе по теме «Буква Т и звуки [т] и [т’]. Понятия «звук» и «слово»
Опубликовано: 14 апреля 2014 в 10:43
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по обучению грамоте в старшей группе по теме «Буква Т и звуки [т] и [т’]. Понятия «звук» и «слово»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мамедова (УИ 3134) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД