Екатерина Пинюгина
Конспект занятия «Дифференциация звуков [ч)-[щ]. Буквы Ч, Щ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки Щ – Ч.
Цель: Закрепить навык произношения и различения звуков (щ, (ч, развивать фонематическое восприятие, развивать грамматический строй речи (образование сущ. с уменьшительно – ласкат. значением, образование сущ., обозначающих детёнышей животных, развивать звуко – слоговой, языковой анализ и синтез, развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: предметные картинки, карточки - схемы, цветные сигналы, цветные квадраты, карточки с написанными словами, сказочные персонажи, кассы, тетради, ручки, мяч.
Ход деятельности:
I. Орг. момент.
Д\и «Угадай – ка»
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [ч)-[щ], Буквы Ч, Щ“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
- Назвать первый звук в слове ГУСИ.
- Назвать гласный звук в слове СЫР.
- Назвать третий звук в слове КОШКА.
- Сколько слогов в слове ЧУДЕСА?
- Назвать гласные звуки в слове МУЗЫКА.
- Назвать первый звук в слове ЮЛА.
- Назвать последний звук в слове ПЕНЬ.
- Назвать первый слог в слове МАЛИНА.
- Назвать последний звук в слове МИР.
- Назвать «маленькое» слово в предложение САМОЛЁТ ЛЕТИТ НАД ЛЕСОМ.
II. Основная часть.
1. Повторение материала о гласных и согласных звуках.
2. Введение в тему.
- Мы сегодня с вами отправимся в «Лесную школу» в гости к Белочке – Умелочке, которая работает там учителем и учит разных животных.
- У неё к вам письмо: «Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики! Я хочу испытать ваши смекалку, знания, ум. А для этого я придумала вам разнообразные задания. А вместе с вами их будут выполнять мои ученики.
- Назовите одинаковый звук в словах ЩЕНОК, ЩЕЛЬ, ОВОЩИ, ЛЕЩ.
- Назовите одинаковый звук в словах ЧАСЫ, ЧАЙНИК, ОЧКИ, ОБРУЧ.
- Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить? Дайте им характеристику.
- Какой звук (щ?
- Какой звук (ч?
- Назовите правильно букву, которая обозначает звук (щ, звук (ч)
- Назовите правило правописания ЧА, ЩА; ЧУ, ЩУ
3. Закрепление материала.
а) Д\и «Смотри не ошибись»
- Это задание мы будем с вами выполнять с котом Чернобурчиком.
- В своих картинках определите место звуков (ч, (щ).
- А теперь я буду показывать схемы, а вы должны определить, какая схема подходит к вашей картинке.
чайник щука
грач щётка
черепаха щенок
чайка щавель
мяч ящик
очки лещ
- Молодцы! Кот Чернобурчик очень рад, что вы ему помогли. Следующие задания Белочка – Умелочка даёт щенку Тявке и просит вас помочь их ему выполнить.
б) Д\и «Внимательные ушки, глазки»
- Вам раздаются карточки с написанными словами. В них пропущены буквы. Напишите буквы, не забывая правило:
ЧА, ЩА пиши с буквой А.
ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.
ТУЧ… ПИЩ… РОЩ… Ч…ЙКА
СВЕЧ… Ч…ЙНИК ГУЩ… Щ…ВЕЛЬ
Щ…КА Ч…ДЕСА Ч…Щ…
в) Д\и «Звук убежал»
товари (щ) труба (ч) ле (щ)
гра (ч) ово (щ) обру (ч)
мя (ч) бор (щ) клю (ч)
клее (щ) вра (ч) пла (щ)
г) Д\и «Добавь слог – ЧИ или - ЩИ»
товари (щи) гра (чи)
кле (щи) вра (чи)
ве (щи) обру (чи)
ово (щи) труба (чи)
ле (щи) клю (чи)
Физминутка
Живёт в пещере чудовище. Приседают.
Хранит в лапах сокровище. Обнимают себя.
У чудовища длинный хвостище, Тянут руки назад.
Крепки у него лапищи, Встают с подскоком.
Кривы на лапищах когтищи, Сгибают пальцы на ногах
Остры у него зубищи, и переступают с ноги на ногу.
Черны у него глазищи,
Блестящи его усищи. Садятся на свои места.
Да ты не бойся малышка!
Чудовище это – мышка!
Пещеры – мышкина норка,
А сокровище – хлебная корка!
д) Д\и «Назови ласково» (с мячом)
- Это задание вы будете выполнять вместе с черепахой Всёзнайкой.
щенок – -щука - чашка -
ящик – птица - утка -
щётка – ложка - собака -
щека - белка - шапка -
- Назовите вместе с черепахой детёнышей животных
е) Д\и «Назови детёныша, детёнышей»
у собаки – щенок, щенята у зайца -
у белки – у кролика -
у волка - у барсука -
- Молодцы! Как вы хорошо справляетесь со всеми заданиями.
ё) Звуко – слоговой анализ слов.
- Это задание мы будем выполнять с Зайцем – Торопыжкой.
- Сделайте звуко – слоговой анализ слов ЧУЧЕЛО, ПЛОЩАДЬ
- Составьте схемы.
ж) Языковой анализ и синтез предложения.
- Составить схему предложения. Обозначить каждую букву цветным сигналом.
РЕБЯТА ИДУТ В ЧАЩУ ЛЕСА.
- Сколько слов? Назвать 1,2,3.4, 5. Назвать «маленькое» слово.
з) Работа в тетрадях.
- Последние задание мы будем выполнять вместе с Тигрёнком – Полосатиком.
Написание диктанта.
Печатание слов
ТУЧА, СВЕЧА, ПИЩА, ЧАЩА, ВЕЧЕР, ЩУЧКА, ЧУДЕСА, ПЛОЩАДЬ
Обозначить каждую группу цветным сигналом.
- Белочке – Умелочке очень понравилось, как вы занимались. Она прощается с вами и желает вам больших успехов в школе.
III. Итог:
- Какие звуки мы сегодня различали?
- Какие это звуки?
- Какие задания вам понравились?
Отметить активность детей.