Любовь Калижникова
Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Задача детского сада обеспечить наиболее полное развитие дошкольников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Готовность ребенка к школьному обучению в большей мере определяется его сенсорным развитием.
Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания и важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта.
Публикация «Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного воспитания» размещена в разделах
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка складывается из тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Если ребенок трогает предмет, то кожа и мышцы рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать и запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и воспринимает, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления, позволяет анализировать, сравнивать, делать выводы, умозаключения. Поэтому рука учит мозг. Чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление.
Поэтому в младшем дошкольном возрасте даю ребенку исследуемый объект, потрогать, понюхать и т. д. Ребенок, потрогав покровом тела, познает величину, плотность, шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. С этой целью использую различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
-лепка из пластилина, теста;
-аппликация из разного материала (бумага, вата, пух и т. д.);
-рисование пальцами, кисточкой, ватными палочками, губкой;
-игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кубиками (крупными и мелкими, пластмассовыми и деревянными);
-собирание пазлов;
-сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, бусинки).
Используемая практическая деятельность вызывает также положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. Большое внимание уделяю традиционной пальчиковой гимнастике, использую элементы массажа и самомассажа рук, что также способствует повышению тактильной чувствительности.
Использую в продуктивной деятельности природный материал, что помогает детей сближаться с природой и познавать её.
Своё тематическое планирование материала согласую со временами года. Прежде чем предлагаю детям рисовать красками опавшие листья, мы с детьми на прогулке рассматриваем листочки, осязаем, а лишь затем раскрашиваем и рисуем.
Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов, я считаю, является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Также необходима систематичность. Обучение происходит в непосредственно организованной деятельности, а также в самостоятельной деятельности.
Таким образом, в результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Успех сенсорного воспитания обуславливается содержательной деятельностью детей и обучающим воздействием взрослого.