Папки-передвижки

Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного воспитания

Любовь Калижникова
Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного воспитания

Задача детского сада обеспечить наиболее полное развитие дошкольников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Готовность ребенка к школьному обучению в большей мере определяется его сенсорным развитием.

Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания и важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта.

Публикация «Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного воспитания» размещена в разделах

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка складывается из тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Если ребенок трогает предмет, то кожа и мышцы рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать и запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и воспринимает, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления, позволяет анализировать, сравнивать, делать выводы, умозаключения. Поэтому рука учит мозг. Чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление.

Поэтому в младшем дошкольном возрасте даю ребенку исследуемый объект, потрогать, понюхать и т. д. Ребенок, потрогав покровом тела, познает величину, плотность, шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. С этой целью использую различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

-лепка из пластилина, теста;

-аппликация из разного материала (бумага, вата, пух и т. д.);

-рисование пальцами, кисточкой, ватными палочками, губкой;

-игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кубиками (крупными и мелкими, пластмассовыми и деревянными);

-собирание пазлов;

-сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, бусинки).

Используемая практическая деятельность вызывает также положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. Большое внимание уделяю традиционной пальчиковой гимнастике, использую элементы массажа и самомассажа рук, что также способствует повышению тактильной чувствительности.

Использую в продуктивной деятельности природный материал, что помогает детей сближаться с природой и познавать её.

Своё тематическое планирование материала согласую со временами года. Прежде чем предлагаю детям рисовать красками опавшие листья, мы с детьми на прогулке рассматриваем листочки, осязаем, а лишь затем раскрашиваем и рисуем.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов, я считаю, является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Также необходима систематичность. Обучение происходит в непосредственно организованной деятельности, а также в самостоятельной деятельности.

Таким образом, в результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Успех сенсорного воспитания обуславливается содержательной деятельностью детей и обучающим воздействием взрослого.

Публикации по теме:

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Работа педагога-психолога Психолог в детском саду - это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, отвечающий за ту сторону педагогического процесса,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного воспитания
Опубликовано: 24 марта 2014 в 09:59
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД