Лучший педагог года

Характеристика подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста

Елена Варламова
Характеристика подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста

Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы:

подвижные игры с правилами и спортивные игры.

Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры- забавы. Вторая группа- спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.

Публикация «Характеристика подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные п / и, а также простейшие игры без сюжета, таки как ловишки и игры-забавы.

Бессюжетные игры с элементами соревнований, эстафеты игры с предметами еще не доступны малышам. Совсем не проводят в этом возрасте спортивные игры. Вместе с тем в работе с малышами широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.

Сюжетные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, водитель, средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц). Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом прыгают, как зайчики, в третьем им нужно влезть на лесенку, как пожарным и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер. Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинения которым обязательно для всех. Сюжетные игры в основном коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25) и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.

В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры – зайцев двигаться быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия детей. Однако каждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей. Малыши приучаются к согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки, подпрыгивания, спрыгивания с невысоких предметов, перепрыгивания через шнур, линию, мал кубик, ползание, подлезание.

Все эти виды движений чаще всего входят в содержание игр малышей, на них основаны игровые действия, необходимые для решения игровых задач. Меньшие возможности в сюжетных подвижных играх имеются для упражнения детей младшего дошкольного возраста в таких движениях, как бросание и ловля мяча, прокатывание мячей, в определенную цель, лазание по гимнастической лестнице.

Младшие дошкольники еще слабо владеют этими движениями, поэтому игровые ситуации не только не создают условия для их выполнения, а, наоборот еще больше затрудняют детей. В наиболее выгодных для выполнения движений условиях, складывающихся в процессе игры, можно привлечь внимание ребенка к правильному их выполнению, путем показа, пояснения, использования образов, которым дети подражают, и предъявить уже определенные требования к их воспроизведению. В других условиях дети просто убегают и на точность движений в таких случаях мало обращают внимание. В сюжетных играх для малышей есть и ответственные роли, их чаще всего выполняет воспитатель.

Бессюжетные игры. Бессюжетные игры, типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным, в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, также как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге, в сочетании с ловлей и прятанием и т. п. Такие игры доступны и младшим и старших дошкольникам.

Поскольку правила требует от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида.

В основе таких игр лежит выполнение определенных заданий в соответствии с простейшими правилами. Первыми бессюжетными играми для детей 2-3 лет являются такие игры, как «догони меня» «догоню». В них предлагается детям задание двигаться в одном направлении за воспитателем или от него в заранее намеченное место – «домик», где педагог не должен их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в то же время действует совместно с другими детьми. Постепенно игры усложняются. Как только малыши научаться ходить, бегать подгруппами и всей группой в одну стороны, воспитатель во время игры может менять направление, способствуя формированию навыков движений, умению ориентироваться в пространстве. При этом детей приучают выполнять элементарное правило- двигаться, не наталкиваясь друг на друга. Затем вводятся игры, в которых есть более сложные задания на внимание, на ориентировку в пространстве.

В бессюжетных играх (кегли, кольцеброс, школа мяча) дети выполняют более сложные движения: метания, прокатывания, бросание и ловля. Дети данного возраста такими движениями владеют слабо, поэтому вначале широко используют в игровых упражнениях, например: «прокати мяч», «Подбрось повыше» и др. Упражняясь, в этих движениях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мячами, шарами, кольцами, у них развивается глазомер, координация движений, ловкость.

Игровые упражнения. Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике игра и упражнения на одинаковы. Упражнения представляем собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий («Доползи до погремушки», «Попади в воротца»). Многие упражнения имеют сюжетный характер, т. е. в них вносится элемент игры («По мостику», «Через ручеек»). Это делает их более интересными для детей, позволяет привлечь внимание малышей к предлагаемым им двигательным заданиям и способствует более точному их выполнению. В игровых упражнениях в отличии от п / и более определенно выступают задачи прямого обучения.

Игры – забавы. В работе с детьми используется и так называемые игры- забавы, аттракционы. Они проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; ударить по мячу ногой, и т. п.) такие задания выполняют дети старшего возраста, а основная масса детей является зрителями. Игры- забавы на вечерах досуга – веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

Публикации по теме:

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возрастаХарактеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста 1. Подвижная игра «Воробышки и кот». Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,.

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возрастаКартотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста КОТ И МЫШИЗадачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям. Описание: Дети – «мыши».

Картотека подвижных игр на прогулке для детей младшего возраста 1. Подвижная игра «Лохматый пес» Цель игры: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,.

Картотека подвижных игр на прогулке для детей старшего дошкольного возраста Подвижные игры спортивного характера для детей 5-6 лет. 1. Подвижная игра «Мы веселые ребята» Цель игры: формировать навыки двигательной.

Картотека подвижных игр на прогулке для детей старшего дошкольного возраста Подвижные игры спортивного характера для детей 5-6 лет. 1. Подвижная игра «Перебежки» Цель игры: формировать навыки двигательной активности.

Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возрастаКартотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста 1. Снежная королева Цель: воспитывать быстроту и ловкость Игроки.

Картотека зимних подвижных игр на прогулке для детей дошкольного возрастаКартотека зимних подвижных игр на прогулке для детей дошкольного возраста Зимние подвижные игры на прогулке полезны для развития двигательной активности, внимания, быстроты, ловкости, меткости, глазомера. Подвижные.

Конспекты подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста 1. Подвижная игра «Бегите ко мне!» Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,.

Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста» Цель: Обратить внимание родителей и педагогов на важность использования подвижных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Характеристика подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 марта 2021 в 17:31
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД