Елена Ануфриева
Использование ИКТ-технологии по развитию ФФ процессов в образовательной деятельности с детьми и в режимных моментах
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации образовательного процесса.
Публикация «Использование ИКТ-технологии по развитию ФФ процессов в образовательной деятельности с детьми и в режимных моментах» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Для дошкольника ведущим видом деятельности является игра, в которой формируется и развивается его личность. ИКТ позволяют нам соединять образовательную и игровую деятельность детей, тем самым делая доступной и понятной ту информацию, которую мы хотим довести до ребенка.
В ДОУ ИКТ могут применяться в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. Они являются неотъемлемым элементом при проведении различных видов мероприятий, для сопровождения театральных сценок, постановок, сказок с детьми, при взаимодействии с сотрудниками, родителями и, конечно же, с самими детьми.
Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает его развить. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предполагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи
В форме обучающей игры с детьми дошкольного возраста можно проводить любые занятия: математику, путешествие по стране, городу, развитие речи, конструирование, рисование и др.
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Так же можно использовать медиа ресурсы для просмотра обучающих фильмов, мультфильмов; прослушивания детских дисков (песни, релаксационная музыка, звуки природы). В обучении грамоте мультимедиа ресурсы призваны, с одной стороны, помочь смоделировать звучащую речь с помощью различных схем и моделей, с другой стороны, наряду с традиционной наглядностью предложить альтернативные динамичные образы и объекты наблюдения. Так, те же предметные картинки в движении будут способствовать формированию глагольной лексики, а динамичный образец артикуляции звука позволит организовать и наблюдение за ним, и контроль собственного произношения. Возможность использования аудиоматериалов позволяет также организовать работу по правильному звукопроизношению
Сканер поможет детям стать полноценными участниками создания слайд-шоу. Они всегда с охотой приносят из дома любимые книжки, рисунки, картинки на заданные темы. Вместе с педагогом данный материал сканируется и вставляется в слайд-шоу или клип. При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает бурю эмоций. В следующий раз ребенок будет подбирать картинки и иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников. Вот вам и познавательная активность и, как результат, вариативность наглядного ряда.
Преимущества использования информационно-компьютерных технологий:
• Образный тип информации, понятный дошкольникам;
• Моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни;
• Увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность мгновенной оценки деятельности;
• Эффективность усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности;
• Открывают новые возможности образования, постоянно поддерживают педагога в состоянии творческого поиска.
Так как тема моего доклада связана с фонетикой, давайте вспомним: что же такое фонематические процессы?
Фонематические процессы - это :
- ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
- ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове «мак»? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Выделение звука на фоне слова, т. е. определение наличия звука в слове, выделение звука в начале и конце слова, определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения
Этапы работы по формированию фонематического восприятия
I этап - узнавание неречевых звуков;
II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап - дифференциация слогов;
V этап - дифференциация фонем;
VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Использование ИКТ для развития фонематического восприятия детей
Компьютеры Использование лицензионных и авторских программ
Телевизоры с DVD приставками Образовательные программы
Проектор Обучающие презентации, открытые занятия, логоритмика, Электронные сказки, использование готовых мультимедийных продуктов.
Магнитофон, музыкальный центр аудидиски с записью бытовых шумов, «голосов природы», музыки для релаксации, музыкального сопровождения для пальчиковой, дыхательной гимнастики, физминуток,
Развитие слухового внимания и памяти «Подбери слово» «Отстучи ритм» «Запомни и покажи» «Что говорят животные» «Звуки дома» Развитие простых форм фонематического анализа «Поможем кукле Кате» «Песенка змеи» «Украсим ёлку» «Собираем урожай» «Приберём одежду»
Сложные формы фонематического анализа «Где спрятался звук?» «Лестница» «Картинка-помощница» «Каждому своё место»
Развитие фонематического синтеза «Весёлый поезд» «Путаница» «Каждому - своё место» «Новоселье в зоопарке» «Собери слово из звуков»
Развитие фонематических представлений «Кто быстрее» «Посади цветы на клумбы» «Найди «вкусное» слово»
Закрепление навыков фонематического анализа «Слово – загадка» «Кто лишний?» «Найди свой круг» «Построим пирамиду»
Хочу предоставить вам несколько игр, которые можно использовать как в образовательной деятельности, в режимных моментах и в самостоятельной деятельности.
В процессе таких игр и упражнений у детей:
- формируется навык звукового анализа и синтеза слов различного уровня сложности;
- умение характеризовать звук по всем параметрам: гласный – согласный; твердый – мягкий согласный; звонкий – глухой согласный звук.
- Формируется навык анализа простых предложений (по количеству слов, слогов, звуков, работы со схемами слова и предложения.
Проведение специальных игр и упражнений способствует успешному развитию фонематических процессов, что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе.
Подробнее остановимся на использовании информационно-коммуникационных технологий в режимных моментах.
Быть здоровым, оставаться здоровым- значит больше двигаться. Решением данной проблемы является проведение утренней зарядки. Проводя традиционные зарядки, стала замечать, что они быстро надоедают, становятся неинтересными. Тогда стали проводить интерактивные зарядки с задорной музыкой. Детям они очень нравятся. Они с большим удовольствием выполняют различные упражнения под музыку со сказочными героями. Зарядка превратилась в маленький праздник, где детям весело и интересно.
Гимнастики после сна с использованием ИКТ проходят так же интересно, дети с удовольствием выполняют различные упражнения.
Намного интересней становятся подвижные игры, если они проводятся с музыкальным сопровождением.
«Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Можно проводить различные тематические беседы с использованием ИКТ, такие беседы проходят интересно, дети охотно вступают в диалог и высказывают свои мысли.
Телевизор, мобильный телефон, планшет, компьютер оказывает огромную нагрузку на зрительный аппарат ребенка. Одной из форм работы по профилактике нарушения зрения и переутомления глаз выступает зрительная гимнастика. Гимнастику для глаз можно проводить с детьми как на слух, так и используя наглядность. Такую возможность нам дает мультимедийная презентация. Для презентации выбираю объект, например, бабочка. Ребенку проще выполнять движения глазами, фиксируя свой взгляд на конкретном объекте и следя за ним.
И в заключение, использование информационно – коммуникационных технологий в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.