Мария Балашова (Малеева)
Мастер-класс для педагогов «Детский туризм в Системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема мастер-класса : «ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОУ» Слайд 1
Цель мастер-класса : повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы
Ход мастер-класса.
1. Игра – разминка «Попади в кольцо». (5мин)
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Детский туризм в Системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
Сейчас я предлагаю вам из нашего туристического рюкзака взять по одному шару, и посмотреть, что на нем написано.
Право выбора, сотрудничество детей и взрослых, познавательные действия ребенка, сотрудничество с семьей, учет возрастных особенностей ребенка, укрепление физического здоровья ребенка, поддержка самостоятельности и инициативы ребенка, формирование здорового образа жизни.
Задание: прочитать надпись на шаре и попасть им в баскетбольное кольцо.
- Как вы думаете, в каком документе встречаются все эти задачи? (ФГОС)
2. Теоретическая часть. Актуальность.
Реализовать эти задачи, помогает детский туризм. Слайд 2
В нашем современном мире, дети все больше становятся зависимыми от интернета, гаджетов, телевизоров, это не благополучно сказывается на их физическом здоровье. Проработав много лет с детьми, пришла к оптимальному решению: туризм - убедил меня, что не какая социальная сеть не заменит настоящего человеческого общения, командного сотрудничества и активного время провождения.
Дошкольный туризм имеет много преимуществ: Слайд 3
1. Туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости, укреплению опорно-двигательного аппарата, способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка, а также решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников.
2. Именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания. Туристические походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, где формируются основы первых навыков здорового образа жизни.
3. Средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными задачами, расширяют кругозор, развивают познавательные способности детей.
Дошкольный туризм характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку (при отсутствии у него серьезных патологий).
Обобщение опыта. Слайд 4 Являюсь разработчиком программы «Компас» по спортивному ориентированию, которую реализую через организованную образовательную совместную и самостоятельную деятельность. При составлении своей программы использовала программу Лазарева М. Л. «Здравствуй», программу Волошиной Л. Н. «Играйте на здоровье», а также А. А. Чеменевой «Веселый рюкзачок». Программа «Компас» включает в себя следующие направления работы :
• Туристические прогулки;
• Спортивное ориентирование;
• Образовательный терренкур;
• Подвижные игры с элементами туризма.
Туристические прогулки Слайд 5 6 7 8 9 -это одна из форм туризма в оздоровлении детей, которая позволяет удовлетворить их потребность в активной деятельности и способствует становлению эффективного взаимодействия детей, родителей и педагогов. Прогулки предполагают кратковременное пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристическими навыками. Прогулки-походы (пешие, на лыжах, санках, самокатах, велосипедах). Такие как: «Путешествие по сказочному лесу», «В гостях у Лесовика», «В стране правил дорожного движения», «Летний пикник», «Увлекательная лыжня».
Спортивное ориентирование Слайд 10 11 12 - это вид спорта, в котором дети с помощью компаса, карты и символических знаков ищут расположенные на местности контрольные пункты. Самые важные качества, которые развиваются у дошколят: скорость прохождения дистанции и точность выбора маршрута. На территории детского сада разработаны маршрут и содержание «полосы препятствий». Такие как: «Маршрут туриста», «Сундук сокровищ», «Четыре стороны света», «Юг, север».
Образовательный терренкур Слайд 13 14 15 – это туристические тропы на территории детского сада. Организация тренировочных упражнений на полосе препятствий по тропе осуществляется в весенне-летний и осенний периоды. Её использование носит вариативный характер, когда в туристическом маршруте используются или все препятствия, или 2-3, или одно с определённой целью. Каждое препятствие (мишень, болото, овраг, переправа, паутина, бревно) имеет свое целевое значение, формирует личностные и волевые качества, развивает меткость, глазомер, точность и координацию движений, ловкость, чувство равновесия.
Подвижные игры с элементами туризма Слайд 17 18 Игры «Воздух, земля, вода», «Подбей мяч», «Рюкзачок», «Ловкие ребята»
Слайд 19 20 В рамках данной программы были разработаны и реализованы ряд проектов: «Неделя туристических сборов», «Фестиваль туристов», «Флеш – моб», «Неделя здоровья», «Спортивное – ориентирование», «В поисках волшебного сундука».
В рамках семейного клуба «Играем вместе», организовываю «Туристические походы всей семьей», где провожу совместные спортивные игры, эстафеты, конкурсы. Хочется отметить, что в начале работы родители неохотно принимали участие в совместных мероприятиях, около 50%, активность родителей выросла до 80%.
Моя роль как инструктора по физической культуре: руководитель и организатор развития ребенка, консультант, партнер. Организую деятельность с детьми под девизом: «Я вместе с вами». Стараюсь добиться, чтобы каждый ребенок почувствовал и полюбил движение, что поможет ему приобщиться к спорту, к здоровому образу жизни, а значит будет способствовать становлению позиции созидателя в отношении собственного здоровья и здоровья окружающих.
3. Практическая часть. Слайд 21
Предлагаю вам познакомиться с одним из направлений моей работы : «Образовательный терренкур»
В своей работе я использую определённую структуру прохождения туристической тропы на территории детского сада : (Раздаю схемы).
№ Содержание Длительность
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
• построение, девиз юных туристов
• знакомство с маршрутом
• инструктаж по правилам безопасности для туристов
5 мин
2. ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОХОД ПО МАРШРУТУ
• прохождение туристического маршрута
• преодоление тропы препятствий
• игры по ориентированию на местности, игры для развития глазомера и наблюдательности
• подвижные игры, игры – эстафеты и соревнования туристической направленности
30 - 40 мин
3. ОСНОВНАЯ СТОЯНКА
• установка экспресс - палатки, выбор места для костра
• загадки экологической и туристической направленности
• игры малой подвижности экологической и туристической направленности
• туристический костер, туристическая песня
20- 25 мин
4. подведение итогов, обмен впечатлениями 10мин
ВСЕГО: 1ч 15 мин – 1 ч 30мин
В которую входит:
• ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
• ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОХОД ПО МАРШРУТУ
• ОСНОВНАЯ СТОЯНКА
• подведение итогов, обмен впечатлениями
Каждая часть определена по времени и по задачам.
Содержание структуры гибкое и определяется от названия и цели каждого похода –терренкура.