Наталья Украинская
Мини-маркеры как условия развития самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«В игре дитё живёт, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов… В игре же дитя пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своим же созданиями».
К. Д. Ушинский
Что для дошкольника может быть интереснее и значимее чем игра? Это и познание, и творчество, и радость. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, приобретает новые знания, учится мыслить и творить. В развитии игровой деятельности дошкольников большое значение имеет создание мини - маркеров игрового пространства. Играя с ними, ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.
Публикация «Мини-маркеры как условия развития самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Уникальным средством развития ребёнка является использование мини - маркеров в образовательной деятельности дошкольников. У детей быстрее формируется произвольное поведение, развивается воображение, инициативность, повышается любознательность и интерес. В играх с мини - маркерами дети развивают тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику, развивается мотивация речевого общения, формируется связная речь. Опыт подтверждает правоту слов К. Юнга: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир. всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию».
Что такое мини - маркеры?
Мини - маркеры игрового пространства представляют собой предметы, которые указывают на место событий, где разворачивается сюжет. Это может быть домик с внутренней обстановкой, игрушечная плита, которая обозначает кухню, и т. п.
Цель игрового мини - маркера : создание условий для развития самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста.
Мини - маркеры помогают решать следующие задачи:
Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, создавать ролевую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации.
Способствовать развитию мышления, развивать творческую активность, создавать условия для развития самостоятельной театрализованной и сюжетно – ролевой игры.
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре.
Мини - маркеры отвечают современным требованиям:
развивают детскую фантазию, воображение, самостоятельность и инициативность;
активизируют двигательную активность;
занимают мало место для хранения;
выполнены из недорогих и доступных материалов;
легко трансформируются;
вариативны
Мини - маркеры очень удобны. С ними можно играть за столом с мелкими игрушками,
представлять себя строителем, конструктором и т. д. Всё это легко превращается в многокомнатную квартиру или в гараж, или ферму, или в лесную полянку, а можно и в Африке оказаться или на северном полюсе. Игра детей с мини маркерами может продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дети смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, комбинировать известные события, создавать их новые сочетания.
Педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.
Мини - маркер «В царстве льда и холода» - этот мини маркер поможет детям закрепить знания о животных северного и южного полюсов, пополнить словарный запас (северное сияние, ягель, айсберг).
Мини - маркер «На птичьем дворе». Играя с эти маркером, дети учатся отмечать характерные признаки домашних животных, находить сходства и различия, развивается интерес к живой природе.
Мини - маркер «МЧС». Этот маркер удобен в совместной деятельности педагога с детьми. Он служит прекрасным дополнением для проведения НОД и дидактических игр.
Работа по созданию мини маркеров предполагает взаимодействие с родителями дошкольников, так как эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия.
Игры с маркерами игрового пространства способствуют развитию креативности и коммуникативной инициативы, то есть способности к творческому решению проблем, возникающих при осуществлении деятельности, в игре дошкольники договариваются, словесно объясняя исходные замыслы, планируя начало игры, используя простой договор, стремятся к взаимопониманию.
У детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса. В повседневной жизни они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения.
Литература:
1. Михайленко, Н., Короткова, Н. Организация сюжетной игры в детском саду – М., 2009