Лучший педагог года

Конспект занятия «Народная культура и традиции. Путешествие в прошлое вместе с куклой Катей»

Сируш Цатурян
Конспект занятия «Народная культура и традиции. Путешествие в прошлое вместе с куклой Катей»

Тема «Народная культура и традиции»

«Путешествие в прошлое вместе с куклой Катей»

Задачи:

1. Образовательные:

• Знакомство детей с русским бытом, утварью;

• Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.

2. Развивающие:

• Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры;

Публикация «Конспект занятия „Народная культура и традиции, Путешествие в прошлое вместе с куклой Катей“» размещена в разделах

• Развитие интереса к познанию нового материала.

3. Воспитательные:

• Воспитание уважения к культуре, традициям и обычаям русского народа.

4. Речевые:

Связная речь: учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, составляя грамматически правильные предложения.

Словарь: предметный – изба, сени, горница, ухват, чугунок, потешка; определения – чугунный, деревянный, глиняный, хлопковый; плясать, петь, стряпать, обмазывать, месить.

Грамматика: продолжать учить детей образовывать новые слова имён существительных множественного числа.

• Звуковая культура речи : развивать слуховую сосредоточенность детей.

Методы и приё мы:

Практические: прослушивание русских народных песен, мелодий; сюрпризный момент (появление куклы Кати); дидактические игры «Отгадай из какой сказки герой»; физминутка.

Наглядные: изображения русской избы, утвари, одежды.

Словесные: дидактические игры «Один-много», «Узнай потешку».

Материалы: аудиозаписи русских народных песен; игрушка кукла Катя; картинки с изображением русской избы, русской утвари; дидактическая игра «Отгадай из какой сказки герой».

Ход занятия

Звучит русская народная мелодия, под неё появляется кукла Катя.

Кукла Катя : Здравствуйте ребята!

Воспитатель: Здравствуй. Какой красивый у тебя наряд. Такие сейчас уже не носят. Наши дети сейчас совсем по другому одеваются.

Кукла Катя : И правда! Ваща одежда совсем другая. А много лет назад одевались именно так. (показать изображения одежды)

Воспитатель: Да с тех времен одежда поменялась. И сейчас люди одеваются совсем по другому. Садитесь на стульчики, будем знакомиться. Как тебя зовут?

Кукла Катя : меня зовут Катя. Но в старые времена говорили-кличут.

Воспитатель: А что значит – кличат? Вот слово «кричат» мы знаем, а это слово с ребятами первый раз слышим.

Кукла Катя : Кличат – это по-старинному значит «зовут».

Воспитатель: вот это да! И много ты таких слов старинных знаешь?

Кукла Катя : много. А вас ребята как зовут (дети называют свои имена)

Воспитатель: Ах, вон оно что! Значит, ты знаешь, как люди в старину жили – как одевались, что кушали. Какие традиции были у нашего народа?

Кукла Катя : а почто не знать-то! Конечно знаю! И ребятам всё расскажу – поведаю. Хотите обо всём узнать?

Ответы детей (конечно хотим).

Кукла Катя : ну тогда смотрите и слушайте!

Катя вместе с воспитателем сначала показывают дом, в котором жили люди в старину, затем – предметы утвари, рушники, посуду.

Воспитатель: ребята, раньше люди жили в скромных домах – избах. Делался дом из глины, крыша выкладывалась из соломы. Сам дом внутри состоял из сеней (в современных домах это помещение называется коридор или прихожая). Потом шла горница (у нас это – комната). Давайте повторим название дома и его помещений.

Дети называют избу, сени и горницу.

Кукла Катя : ваши мамы и бабушки умеют стряпать пироги да ватрушки?

Ответы детей (да, они пекут и пироги, и булочки, и торты).

Кукла Катя : ах, какие стряпуньи – молодцы! Эта традиция – выпекание всяких вкусностей пошла с давних времён. Стояла раньше у хозяек печь посреди горницы.

Воспитатель показывает на картинке русскую печку.

Кукла Катя : хозяюшки теста намесят, раскатают, начиночкой сладкой сдобрят свою стряпню, да в печь ставят. А чтоб веселее было работать – песни пели. Протяжные, да задумчивые.

Физминутка

Воспитатель включает запись русских народных песен. И предлагает детям вместе с Куклой Катей поплясать, используя движения русского народного танца – прясядка, кружение, взмахи платочками.

Воспитатель: славно детки поплясали. А теперь давайте дальше посмотрим картинки, приготовленные Куклой Катей

Воспитатель показывает картинки с изображением русской утвари – чугунок, рушник, ухват и т. д. Проводится игра «Один – много».

Кукла Катя : вы молодцы, детишки! А кто из вас знает русские народные сказки? Давайте-ка вспомним сказки и их героев. Ведь их придумали именно в старину. Матушки и батюшки рассказывали своим деткам сказки, а они в свою очередь, когда подрастали, рассказывали своим детушкам. Так вот сказки по традиции и идут друг по дружке.

Дети называют сказки «Колобок», «Теремок», «Репка».

Воспитатель предлагает детям игру «Из какой сказки герой?».

Кукла Катя : да, наш народ был горазд на выдумку. И песни-то они пели, и сказки сочиняли, и шутки-прибаутки, потешки да приговорки у них водились. На каждый случай потешка у них была припасена. Ну-ка скажите-ка мне, ребятушки, когда можно использовать эту потешку

Расти коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти косынька, до пят —

Все волосыньки в ряд.

Расти коса, не путайся —

Маму, дочка, слушайся!

Ответы детей (при расчёсывании, при заплетании косичек).

Кукла Катя : какие догадливые ребятишки! А ну-ка следующие потешки отгадаете?

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Тушки — тутушки,

На столе пампушки.

На столе пампушки,

А в печи ватрушки.

Пампушки, ватрушки —

Нашему Андрюшке!

Ответы детей (эти потешки использовали тогда, когда кормили деток).

Кукла Катя : эх, и с этой справились! Давайте-как ещё одну вам расскажу! Ох и весело мне с вами!

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ответы детей (при умывании)

Воспитатель: молодцы, ребята! Все потешки от Кати узнали. А теперь давайте и я вам потешку скажу, а вы угадайте – когда её говорят?

Ночь пришла,

Темноту привела,

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Вышла маменька,

Закрыла ставеньку.

Засыпай,

Баю-бай.

Ответы детей (когда тетки засыпают).

Кукла Катя : баю-баюшки-баю, баю Катеньку мою! Чегой-то я спать зохотел. Пойду посплю немного под печкой у бабушки в избе.

Воспитатель: иди, Катенька, отдохни! Мы рады были тебя увидеть. С тобой было очень интересно и весело. До свидания!

Дети прощаются с Катей. Воспитатель вспоминает с детьми – что на картинках у Кати было нарисовано, название русских народных сказок и что такое – потешки, для чего они использовались.

Публикации по теме:

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла»Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Календарно-тематическое планирование тематической недели «Народная культура и традиции» в старшей группе Календарно-тематическое планирование тематической недели "Народная культура и традиции" в старшей группе. День недели: Понедельник I половина.

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» по теме «Народная культура и традиции России» ТЕМА: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИПодготовительная группа Программное содержание: Продолжать знакомить с народной культурой, традициями.

Календарно-тематическое планирование недели «Народная культура и традиции» в подготовительной группе Тема «Народная культура и традиции» с 18. 03.2019г по 22.03.2019г Цель: Расширять представления о разнообразии народного искусства (устного,.

Конспект для группы раннего развития «Чаепитие с куклой Катей»Конспект для группы раннего развития «Чаепитие с куклой Катей» Интеграция направлений развития дошкольников: 1. Социально-коммуникативное развитие 2. Речевое развитие. 3. Художественно-эстетическое.

Конспект занятия «Экскурсия с куклой Катей в медицинский кабинет» в группе раннего развитияКонспект занятия «Экскурсия с куклой Катей в медицинский кабинет» в группе раннего развития Конспект по познавательному развитию "Экскурсия с куклой Катей в медицинский кабинет» группа раннего развития Цель: рассмотреть кабинет.

Конспект по развитию речи в младшей группе «Экскурсия на кухню с куклой Катей»Конспект по развитию речи в младшей группе «Экскурсия на кухню с куклой Катей» Конспект по развитию речи в младшей группе. «Экскурсия на кухню с куклой Катей». Цель: Активизировать в речи детей знакомые слова (кухня,.

Конспект занятия «Знакомство с куклой Катей» для детей раннего развитияКонспект занятия «Знакомство с куклой Катей» для детей раннего развития Конспект "Знакомство с куклой Катей" в группе раннего развития. Цель: познакомить детей с куклой Катей, как моделью человека. Задачи:.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции»Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции» Рекомендации родителям: Познакомьте ребенка с некоторыми традициями своей семьи. Почитайте ребенку русские народные потешки: «Совушка-сова»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Народная культура и традиции. Путешествие в прошлое вместе с куклой Катей»
Опубликовано: 2 мая 2020 в 13:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД