План работы по самообразованию «Использование фито мяча как здоровьесберегающей технологии»

Людмила Крюкова
План работы по самообразованию «Использование фито мяча как здоровьесберегающей технологии»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № З «Ручеек» общеразвивающего вида Пограничного муниципального района»

Тема по самообразованию:

«Использование фито мяча как здоровьесберегающей технологии»

Воспитатель: Крюкова Людмила Алексеевна

2014 – 2017 учебный год

План работы по самообразованию

Воспитателя МБДОУ «Детский сад № 3 «Ручеек»

Крюковой Людмилы Алексеевны на 2014-2017 учебный год

Тема: «Использование фито мяча как здоровьесберегающей технологии»

Актуальность: «В последнее время появляются новые виды оздоровительных занятий, которые пользуются популярностью среди детей и доступны всем людям. Использование фито мяча позволяет осуществить нетрадиционный подход к оздоровлению детей, приобщать дошкольников к здоровому образу жизни. Немаловажным является тот факт, что использование фито мяча на физкультурных занятиях в свободной деятельности, в индивидуальной работе благотворно и позитивно влияет на психологическое и физическое здоровье детей»

Дошкольный возраст - важный период для развития основных движений, укрепления всех групп мышц, развития координации, гибкости, ловкости и общего укрепления организма по всем анатомическим признакам.

Дата начало работы над темой – сентябрь 2014 год

Предполагаемая дата окончания работы- май 2017 год

№ п/п Форма работы срок Ожидаемый результат

1. Информационно -аналитический этап Сентябрь -октябрь 2014 1. Получение результатов обследования уровня физического развития детей.

2. Составление рабочей программы.

2. Внедрение в практику работы фитомяча постоянно:

- на занятиях

-в свободной деятельности

-в индивидуальной работе 1. Повышение физической активности детей.

2. Развитие ОВД

3. Улучшение психологического и физического здоровья детей.

3. Представления опыта работы 2017 год, май 1. Разработка конспектов мероприятий с детьми.

2. Выступление на родительских собраниях.

3. Доклад на педсоветах.

Проведя мониторинг физического развития детей в начале 2015-2016 учебного года, я получила следующие результаты:

Уровень /

количество человек Гибкость и подвижность в суставах Ловкость Координация движений Освоение динамики движения с фито мячом

высокий 8 10 7 10

средний 14 14 11 12

низкий 4 2 8 4

мониторинг физического развития детей в конце учебного года 2017, я получила следующие результаты:

Уровень /

количество человек Гибкость и подвижность в суставах Ловкость Координация движений Освоение динамики движения с фито мячом

высокий 11 12 10 11

средний 12 13 10 13

низкий 3 1 6 2

Приведенные выше результаты диагностики показывают, что:

- уровень физического развития детей увеличился по анатомическим признакам

-снизилась заболеваемость,

-дети стали более ловкими, гибкими, выносливыми.

Индивидуальная карта учета инновационной работы

1. Тема: «Использование фито мяча как здоровьесберегающей технологии»

2. Цель инновации: Через использование фито мяча осуществлять нетрадиционный подход к оздоровлению детей.

3. Прогнозируемый результат: У детей укрепятся все группы мышц, разовьется координация движений, ловкость, гибкость.

4. Область применения: Занятия по физическому развитию, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей.

5. Нововведение прошло стадии:

-формирование идеи;

- разработка;

- освоение на практике.

6. Нововведение прошло апробирование многократно. (еженедельно в различных видах деятельности).

7. Препятствия на пути распространения и внедрения- отсутствуют.

8. Контроль осуществляет старший воспитатель.

9. Какие проблемы предстоит решить: приобретение фитомячей на каждого ребенка.

Актуальность выбранной проблемы

В последнее время педиатры отмечают значительный рост уровня детской заболеваемости причин роста патологий множество:

-это и плохая экология, и не сбалансированное питание, и снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.

Поэтому одной из актуальных задач в процессе воспитание и обучение дошкольников для меня, как педагога, является - развитие, сохранение, укрепление и улучшение здоровья детей в детском саду в процессе их обучения и воспитания.

Из-за диспропорциональности развития, незрелости движений часто для детей в детском саду оказываются не выполнимыми требования, предусмотренные программой

«От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н,Е.

Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мечами, или фитболами, высокая эффективность которой была оценена педагогами на протяжении многих лет работы с дошкольниками.

В своей работе авторы: Т. С. Овчинникова, кандидат педагогических наук и А. А. Потапчук, кандидат медицинских наук, доцент предложили собственные разработки коррекции движений у дошкольников с проблемами развития. Ознакомившись с данной методикой, я начала применять её в действии в комплексах утренней гимнастики, на физкультурных занятиях, как физкультминутки. Авторы предлагают методику занятий с фитболами в разнообразных формах. Это: фитбол-гимнастика, фитбол-ритмика, фитбол-сказки и т. д.

Уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривание стихов в ритм движений или пения в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия. В основе данной методике лежат определённые свойства мяча, используемые педагогами для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.

Мяч имеет форму шара. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнении на мяче, усиливает эффект занятий.

Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Различные цвета по разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.

Тёплый цвет (красный, оранжевый) оказывает эрготронное влияние, повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Холодный цвет (синий, фиолетовый) оказывает трофотронный эффект, то есть успокаивает. Жёлтый и зелёный цвет способствует проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма.

Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают ещё и вибрационным воздействием. Вибрация активизирует регенеративные процессы, что позволяет использовать мячи в период реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, конкретно корригировать имеющиеся нарушения осанки без использования специальных валиков и приспособлений под области кифоза или лордоза.

Упражнения на мяче могут выполняться в разных исходных положениях: сидя на мяче; лёжа на полу, на мяче; стоя с мячом; на коленях; в приседе.

Занимаясь с дошкольниками на фитболах, трудно не заметить у них улучшилась осанка, настроение, внимание. Дети становятсься более сильными, ловкими, выносливыми, - всё это потому, что большие гимнастические мячи дарят здоровье и радость.

Используемая литература:

1. А. А Потапчук, Т. С. Овчинникова. Двигательный игротреннинг для школьников. Санкт-Петербург, издательство “Речь”, 2003 год.

Изучив материалы по данному вопросу, я приступила к практической деятельности.

Первым этапом работы стала разработка плана работы с детьми. Вторым шагом стала разработка комплексных занятий с использованием больших мячей. Имея на руках разработанный и адаптированный теоретический материал, я приступила к внедрению упражнений с мячом в практику физкультурно-оздоровительной работы с детьми-постепенно ввела в совместную организованную деятельность с детьми упражнения с мячом как в общеразвивающие упражнения, так и в основные движения. Кроме того, фитболы находились в ближайшей зоне развития детей- в групповой комнате, и ребята по желанию, в свободной деятельности продолжали осваивать новый для них снаряд.

Оказалось, что следующий этап таит в себе трудности,- научить детей самостоятельно садиться и удерживать равновесие на мяче, соблюдать правильную опору посадки оказалось непростым делом. Кажется, это просто, но в начальном этапе ребенку сложно даже просто сидеть. Обязательно надо обратить внимание при посадке на мяч, чтобы угол между голенью и бедром составлял 90 градусов (это необходимо, во-первых, по технике безопасности (охране жизни и здоровья ребенка, во-вторых для эффективности выполняемых упражнений.

Методом проб ошибок я пришла к выводу, что сначала лучше проводить работу небольшими подгруппами. И заниматься на мячах всего 4 -5 мин, что связано с большой нагрузкой на мелкие мышцы спины, рук. Постепенно увеличивать продолжительность до 20-25 мин в зависимости от возраста, физической подготовленности и состояния здоровья. Темп выполнения упражнений - медленный и средний.

Итак, представляю структуру оздоровительной гимнастики на мячах.

1. Подготовительная часть – разогревание организма и создание положительного эмоционального настроя. Можно проводить без мячей, это различные виды ходьбы, бега и музыкально ритмические движения.

2. Основная часть – физическая нагрузка чередуется отдыхом и расслаблением. Включает игры, игровые упражнения, которые придают занятию эмоциональную окраску. Сначала дети выполняют упражнения сидя на мяче и прыжке – развитие координации выносливости;

- упражнения лежа на мяче (на груди, спине) – коррекция осанки и тренировка силовой выносливости мышц.

3. Заключительная часть – расслабление. Растягивание и расслабление мышц спины.

Большое разнообразие упражнений фитбол – гимнастики позволяет детям использовать мяч как предмет, выполняя упражнения с мячом в руках в разных и. п. (стоя, сидя, лежа, а также броски, удары о пол.

Мяч, как опора применяется сидя верхом на мяче в разных и. п. лежа. Мы использовали мяч, как ориентир, при выполнении различных подвижных игр, эстафет. Как тренажер мяч предназначен для развития силовых способностей мышц рук, ног (зажимы мяча, а также для развития функции равновесия.

Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных задач могут иметь различную направленность:

- для укрепления мышц плечевого пояса;

- для укрепления мышц брюшного пресса;

- для укрепления спины и таза;

- для укрепления ног и свода стопы;

- для увеличения гибкости и подвижности суставов;

- для развития функций равновесия;

- для формирования и укрепления осанки.

-Для развития ловкости и координации движений;

- Для профилактики различных заболеваний опорно – двигательного аппарата.

В процессе работы и по окончании всех запланированных этапов, я сделала вывод, что движения с использованием мяча, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество. Дети получают приятные эмоции от общения с фитболом, победы над своим неумением, понимания того, что они делают что-то очень важное для своего здоровья. Фитболы позволяют разнообразить всю воспитательно - образовательную и развивающую работу.

«Мяч здоровья»

Согласно современным представлениям, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Существует разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Реализуя задачи программы, проводятся здоровьесберегающие технологии обучения здоровому образу жизни, сохранения и стимулирования здоровья, коррекционные технологии.

технологии обучения здоровому образу жизни:

— Организованная деятельность с компонентом корригирующих упражнений; с использованием тренажеров; по интересам и др. ;

Оздоровительный бег в старших и подготовительных группах в осеннее — весенний период.

Самомассаж;

— Утренний прием на улице (в соответствии с температурным режимом);

технологии сохранения и стимулирования здоровья: Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

технологии сохранения и стимулирования здоровья:

— Гимнастика после сна, которая включает ходьбу по корригирующим коврикам, дыхательную гимнастику; и обширное умывание холодной водой.

Динамические паузы во время совместной организованной деятельности с детьми,

Познавательная деятельность с валеологическим уклоном и т. д.

• коррекционные технологии:

Сказкотерапия;

Музыкатерапия;

Психогимнастика.

Инновационные здоровьесберегающие технологии: ритмопластика, игровой стретчинг, фитбол.

Фитбол — гимнастика с использованием больших мячей. Большой легкий мяч не только создает веселую атмосферу и делает занятия с детьми эмоциональными и яркими, главная ценность в том, что фитбол тренирует сердце, дыхательную систему и вестибулярный аппарат, укрепляет мышцы корпуса, развивает координацию движений.

За счет механической вибрации и амортизационных функций мяча при выполнении упражнений улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвоночных дисках и внутренних органах, эти упражнения оказывают благоприятное воздействие на позвоночник, суставы и окружающие ткани, что способствует профилактике и коррекции осанки.

Упражнения, сидя на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения. Практически это единственный вид гимнастики, где при выполнении физических упражнений одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализатор, что усиливает положительный эффект от занятия.

Упражнения на мячах доступны всем, независимо от возраста и состояния здоровья: этот вид гимнастики уникален тем, что в нем практически отсутствует ударная нагрузка на нижние конечности и сердечно-сосудистая система работает в щадящем режиме. Поэтому фитболом могут заниматься даже пожилые люди, с заболеваниями варикозного расширения вен или большим избыточным весом.

Публикации по теме:

План работы по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников» План работы по самообразованию на 2017-2018 г. Дата Работа с детьми Работа с родителями Сентябрь Разработка и оформление дидактических.

Консультация для родителей «Использование Су Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии работы с детьми» В настоящее время в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного и школьного возраста имеется обширный практический.

План работы по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» План работы по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» на 2017-2018 учебный.

План работы по самообразованию на год «Использование занимательного математического материала с дошкольниками» План работы по самообразованию на год «Использование занимательного математического материала с дошкольниками»Эффективное развитие интеллектуальных.

План работы по самообразованию на тему «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста» Тема: «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста». Цель: выявление и внедрение организационно-педагогических.

План работы по самообразованию «Развитие речи и ознакомление детей с родным краем через использование малых фольклорных форм» «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах.

План работы по самообразованию «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста» План работы по самообразованию. Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста» Выполнил.

План работы по самообразованию воспитателя «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста» План по самообразованию Воспитатель: Тарасова Ольга Владимировна 2017-2018 уч. Г. Тема: «Дидактическая игра, как форма развития.

Опыт работы «Использование технологии конструирования из бумаги как средство исследовательского потенциала дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №55 Мастер класс Представление опыта.

План работы по самообразованию «Тестопластика как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста» План работы по самообразованию «Тестопластика как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
План работы по самообразованию «Использование фито мяча как здоровьесберегающей технологии»
Опубликовано: 8 мая 2018 в 07:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Проект «День народного единства»
Продолжительность проекта: Краткосрочный ( 1 неделя) Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители. Актуальность: Патриотическое воспитание...
Неделя безопасности дорожного движения
ПОНЕДЕЛЬНИК: «ДЕНЬ СВЕТОФОРА» Цель: продолжать знакомить детей со светофором. Продолжать знакомить детей с назначением светофора и значением его сигналов....
Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и...
Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и старше-подготовительной группах ( март) Тема. «Самая лучшая мама на...