Получи документы

«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста». План работы по самообразованию

Ряскова Татьяна Вячеславна
«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста». План работы по самообразованию

МБОУ «Дмитриевская СОШ» (дошкольные группы)

Тема по самообразованию воспитателя старшей группы Рясковой Т. В. : «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через финансовую грамотность».

2021-2022г. г.

План работы по самообразованию на тему :

Публикация «„Развитие математических способностей детей дошкольного возраста“, План работы по самообразованию» размещена в разделах

«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через финансовую грамотность».

Актуальность

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни и, в частности, о финансово – экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таких этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом. О хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережном отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности начиная с раннего возраста. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально – экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых. Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях

Цель:

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям шести–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи:

- способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;

- способствовать формированию первоначальных представлений о труде;

- способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;

- способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;

- способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

- сознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Форма работы :

• Совместная работа с детьми;

• Индивидуальная работа;

• Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Этапы самообразования :

1. Подбор и изучение методической литературы

2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования

3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4. Представление опыта работы по теме.

Участники: Дети, воспитатель, родители.

Срок реализации: 2021-2022 учебный год.

Реализация плана по самообразованию строится на следующих принципах: системности; сезонности; учета местности; учета возрастных особенностей; интеграции; координации деятельности педагога и специалистов; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.

Этапы самообразования :

1. Подбор и изучение методической литературы

2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования

3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4. Представление опыта работы по теме.

Основные формы реализации плана по самообразованию :

• Беседы.

• Непосредственно – образовательная деятельность.

• Дидактические игры.

• Моделирование ситуаций – тренингов.

• Чтение художественной литературы.

Работа с родителями : анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.

Календарно - тематический план мероприятий работы с детьми.

Этапы реализации самообразования :

Первый этап ( организационно-теоретический: сентябрь – октябрь 2021 г.) – изучение возможностей развития математических способностей детей дошкольного возраста через финансовую грамотность, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации)

Второй этап ( накопительно-практический: ноябрь 2021 – апрель 2022 г.) - практическое осуществление деятельности по развитию математических способностей детей дошкольного возраста через финансовую грамотность в образовательном процессе, решение организационных вопросов, разработка проекта на год, мастер-классов по работе с детьми, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

Третий этап ( заключительный: май 2022 г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.

Сентябрь

• Входная диагностика.

• Оценка уровня финансовой грамотности на начальном этапе.

• Презентация - «Откуда пришли деньги?»

• Путешествие в прошлое денег.

• Виртуальное путешествие с использованием ИКТ.

• Познакомить с историей возникновения денег.

• Беседа - Что такое деньги? Зачем они нужны?

• Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости.

• Интерактивное занятие - Какие деньги бывают. Виды денег.

• Дидактическая игра «Заветные желания»,

• Подбор материала по данной теме, необходимого для работы с детьми и родителями.

• Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность.

• Беседа - «Понятие цены, стоимости».

• Демонстрация мультфильма «Телефон».

• Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги.

Октябрь

• Беседа - «Современный вид денег - пластиковая карта».

• Игра – «Магазин»

• Познакомить с пластиковыми карточками, как ими пользоваться, дать понятие код карты.

• Беседа – «Что такое валюта. Какая бывает валюта? (Игра – путешествие.)

• Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом»,

• Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро.

• Презентация – «Банк, «Дом, где живут деньги». Зачем они нужны? (Виртуальная

• экскурсия.)

• Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк»

• Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями.

Ноябрь

• Деловая игра - Раз не найден клад - беги в банке делать вклад.

• Дать понятие, что такое вклад и для чего он нужен. Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты.

• Беседа – «Что такое бюджет? Какие виды

• бюджетов бывают?»

• Сформировать понятие бюджет, какие виды бюджетов есть.

• Беседа - «Семейный бюджет»

• Формировать первичные представления о семейном бюджете.

• Беседа – «Семейный бюджет: доходы семьи»

• Сформировать знания об источниках дохода семьи (зарплата, стипендия, пенсия, пособие и т. д.).

Декабрь

• Деловая игра - «Семейный бюджет: расходы семьи»

• Сформировать понятие об основных расходах семьи.

• Деловая игра – «Правильный выбор: куда тратить деньги?»

• Формировать правильное покупательское поведение у детей дошкольного возраста, объяснить значимость составления списка покупок в целях экономии.

• Беседа – «Что такое налоги и зачем их платить»

• Сформировать понятие налог, виды налогов, история налогов в России.

• Деловая игра – «Семейная копилка. Учимся экономить».

• Раскрыть содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность».

• Игра - «Хочу и надо».

• Формировать представление детей о понятии «бюджет».

Январь

• Беседа – «Что такое долг? Долг платежом красен»

• Дать детям, понятие денежный долг.

• Игра – «Карманные деньги»

• Дать понятие карманные деньги, учить в игровых ситуациях их разумно тратить.

• Беседа – «Что за деньги купить нельзя»

• Сформировать у детей понятия, что не все можно купить за деньги: здоровье, человеческие отношения и т. д.

Февраль

• Беседа – «Рекламы разные нужны»

• Дать представления о рекламе, о ее назначении.

• Учить правильно, воспринимать рекламу.

• Деловая игра - «Рекламное агентство»

• Познакомить детей с понятием «рекламное агентство».

• Беседа - «Благотворительная деятельность».

Способствовать развитию таких ценностных качеств дошкольников, как: доброта, искренность, великодушие, милосердие, бескорыстие.

• Беседа - «Чем пахнут ремесла?»

Формировать представление о потребностях и возможностях: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон».

• Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность.

Март

• Игра - «Путешествие в страну профессий».

• Обобщить знания о профессиях.

• Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну».

• Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности.

• Ролевые игры в профессии

• Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности.

• Игра - «Любой труд – оплачиваем»

Развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Апрель

• Чтение сказки - «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в народной мудрости)

• Игра - «Свой бизнес»

• Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий;

• Формировать экономическое мышление;

• Проводить эксперименты, устанавливать причинно – следственные связи.

• Решение проблемных ситуаций – «Мы умеем считать деньги»

• Закрепить экономические знания в практической ситуации.

• КВН - «Путешествие в денежную страну»

• Закреплять полученные знания, применять знания и умения в игре.

Май

• Продуктивная деятельность - «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей)

• Изготовление различных поделок для ярмарки.

• Формировать представление детей о рекламе. С. В. Михалков «Как старик корову продавал».

• Умение использовать рекламу. Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности.

• Квест – игра - «Путешествие в страну финансовой грамотности»

Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

• Диагностика по итогам изучения курса

• Оценка сформированности финансовой грамотности.

Литература по теме самообразования

1. Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

3. Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет

4. Слободчиков В. И., Короткова Н. А., Нежнов П. Г., Кириллов И. Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В. И. Слободчикова; М. : Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша»План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возрастаПроект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста. Сентябрь Задача.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста». План работы по самообразованию
Опубликовано: 12 ноября 2021 в 12:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД