МААМ-картинки

Проект «Роль родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста»

Оксана Харитонова
Проект «Роль родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Объектом изучения является психолого-педагогические особенности развития творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом изучения является роль родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста в семье.

Целью данной работы является изучение роли родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Проект „Роль родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

На основе изучения психолого-педагогической литературы для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть творческое детство в общественном устройстве.

2. Показать психологические особенности детского творчества.

3. Изучить факторы, влияющие на творческие способности.

4. Рассмотреть предпосылки совместного творчества ребёнка и взрослого.

5. Изучить роль родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста.

Практическая работа проводилась в старшей группе детского сада МДОУ №19 д. Сытьково, Рузского района, Московской области.

Технические средства не использовались.

Список ресурсов

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М. : Смысл, 1995. – 195с.

2. Белова Е. С. Одарё нность малыша: раскрыть, понять, поддержать. –М. : Просвещение, 1998. – 365с.

3. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Изд-во АПН СССР, 1968. – 458с.

4. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта. Психология мышления. /под ред. А. М. Матюшкина. М. : Прогресс, 1965. – 546с.

5. Дружинин В. Н. Психология общих особенностей. М. : Латерна Вита, 1995. – 456с.

6. Дилео Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. М. : Апрель Пресс, Эксмо, 2002. -235с., ил.

7. Левин В. А. Воспитание творчества. М. : Знание, 1977. – 289с.

Практическое изучение роли родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе нашего детского сада МДОУ №19 д. Сытьково Московской области Рузского района. Работа проводилась в 2014 -2016 учебном году строилась на взаимосвязи развивающего характера обучения и воспитания активности ребёнка в области творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. В качестве ведущего принципа мы выдели принцип интеграции, основанный на взаимосвязи разных видов художественно-творческой деятельности. Наша работа состоит из четырёх этапов.

На первом этапе в сентябре месяце был проведён опрос родителей на тему «Готовы ли вы способствовать развитию ребёнка» (Приложение 1).

Благодаря тесту можно было выяснить какова роль родителей в творческом развитии ребёнка. Творчество – не новый предмет исследований, оно всегда, оно всегда привлекало целью, которой явилось выявление знаний родителей об эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

Многие родители остались довольны и решили продолжить работу по развитию творческих способностей своего ребёнка не только в детском саду, но и дома.

Поэтому на втором этапе - родителям была предложена анкета "Поговорим о творчестве", чтобы выяснить мнение родителей по некоторым вопросам развития творчества у детей (Приложение 2").

Анализ результатов помог определить:

1). Какой процент опрошенных родителей понимает значение творческих видов деятельности для общего развития ребёнка.

2). Существует ли потребность родителей в консультативной помощи по развитию творческого потенциала ребенка.

3). Какой процент опрошенных родителей активно помогает своему ребёнку в развитии творческих способностей.

4). Какой уровень родителей готов к взаимодействию с детским садом по развитию творческих способностей детей.

И так, выяснилось, что:

- 70% родителей, которые понимают значение творческих видов деятельности для развития ребёнка;

- 10% родителей нуждается в консультативной помощи;

- 30% родителей активно помогают своему ребёнку в развитии творческих способностей;

- 50% родителей согласны сотрудничать (Приложение 3).

На третьем этапе был разработан план работы с родителями по развитию творческих способностей детей в семье. Родителям предложили семинары – консультации на темы:

- «Форма рисунков расскажет о детском характере» (Приложение 4) [1];

- «Говорящий цвет» (Приложение 5) [5];

- «Развиваем музыкальные способности у детей дошкольного возраста»;

- «Развитие художественных способностей у ребёнка»;

- «Театрализованная деятельность в жизни детей» и др.

На четвёртом этапе решались задачи, направленные на развитие у старших дошкольников творческого потенциала в семье.

На основании этого было проведено анкетирование детей «Нравится ли вам заниматься с родителями творчеством» (Приложение 6)[4].

Тест направлен на выявление взаимоотношений ребёнка с родителями, на его эмоциональное состояние и нравиться ли ему заниматься с родителями творчеством. Результаты теста были представлены родителям для изучения, многие родители подтянулись к остальным.

Перед родителями были поставлены следующие задачи:

- создание развивающей среды дома для развития творческих возможностей детей;

- создание для ребёнка эмоционального настроя;

- обеспечение его всем необходимым материалом;

- дать ребенку возможность выразить своих чувства в различных видах творческой деятельности;

- дать возможность для созидания, творить вместе с ним.

По утверждению Л. С. Выготского, все образы воображения основаны на тех представлениях и впечатлениях, которые дети получают в реальной жизни. Оно во многом определяет творческую активность ребёнка, суть которой - не следовать штампам и образам, а искать собственные оригинальные решения, направлять своё воображение на поиск нового. Эти положения и легли в основу работы с детьми и родителями на данную тему [1].

Педагогами детского сада был составлен план работы на каждый месяц по развитию творческих способностей у детей в домашних условиях. Темы творческих работ для семей были самыми разнообразными и должны были зависеть от конкретной ситуации. Например, совместное прочтение сказки, интересная прогулка, предстоящий праздник и др. (Приложение 7)[3].

Родители должны были создать такие условия, при которых ребёнок, имел бы возможность самостоятельно проявить свои творческие способности. Например воспитатель предлагал родителям тему творческой работы, например, прочитать ребёнку сказку и нарисовать к ней картинку. Чтобы приступить к выполнению творческого замысла воспитатель объяснял родителям, что необходимо сначала обсудить с ребёнком и какой должен быть ожидаемый результат работы. Дома создавались такие условия (имеется в виду эмоциональный настрой ребёнка, чтобы он самостоятельно задумал тот или иной сюжет, а затем проявил самостоятельность в решении творческих задач. По мнению родителей, участие в создании общих картин и творческих композиций всей семьёй вызывало у ребёнка большую радость. Особое удовлетворение доставлял конечный результат работы, когда из совместных усилий рождается чудесное произведение [6].

Чтобы активизировать желание ребёнка заниматься творчеством, родителям предлагалось устраивать домашние персональные выставки детских работ, разыгрывать небольшие сказки по ролям, организовывать концерты для родственников и т. д.

Природная одарённость ребёнка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьёт его творческий потенциал, во многом зависит от семьи. Семья способна развить или загубить творческие способности ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Если родители и педагоги научат ребёнка не просто механически воспроизводить какие-либо действия, а дадут ему возможность самовыразиться, проявить инициативу, изобретательность, то таким образом они помогут раскрыться творческим способностям личности ребёнка [2].

Приложение 1

Мини – тест для родителей «Готовы ли вы

способствовать развитию ребёнка

Чтобы вырастить талантливого ребёнка, воспитать творчески развитую личность, необходимо потратить массу времени и сил, вложить, что называется, всю душу, вдохнуть часть себя. Какова роль родителей в творческом развитии ребёнка, подскажет мини – тест. Искренне ответив на 30 вопросов, можно выяснить истинные взаимоотношения ребёнка и взрослых в семье.

На предложенные вопросы можно отвечать «да», «нет», «не знаю».

Вопросы

1). Стимулирую у ребёнка способность самостоятельного мышления;

2). В качестве поощрения достигнутых результатов и стимуляции дальнейшей творческой деятельности выпускаю с ребёнком домашнюю стенгазету, представляя его лучшие работы: рисунки, аппликации, стихотворения;

3). Очень тактично корректирую поведение ребёнка;

4). Для творческого развития ребёнка в доме создана благоприятная атмосфера, специально оборудовано место со всеми необходимыми принадлежностями;

5). Не стесняюсь обсуждать с ребёнком самые щекотливые темы на доступном ему языке. Считаю, что он должен иметь соответствующее представление об окружающем мире;

6). Испытываю и демонстрирую искреннюю любовь к своему ребёнку, не устаю повторять ему (ей) : «Ты мне нравишься такой (ая, какой (ая) ты есть!»;

7). Стараюсь на доступном для ребёнка языке дать наиболее полные и

исчерпывающие ответы на любые его вопросы;

8). Прошу ребёнка помочь по дому, выбирая задания с учётом его возраста;

9). Предаюсь мечтам вместе с ребёнком, планирую предстоящие действия, предоставляю ему возможность анализировать и принимать решения, касающиеся некоторых проблем;

10). Стараюсь совершать с ребёнком различные поездки и экскурсии;

11). Никогда не говорю ребёнку, что он хуже других детей;

12). Стараюсь объяснять ребёнку, что начатую работу необходимо доводить до конца;

13). Ни при каких обстоятельствах не унижаю ребёнка;

14). Приучаю ребёнка к самостоятельности, чтобы в будущем он смог вести независимый от родителей образ жизни;

15). С удовольствием приобретаю ребёнку необходимые для творчества принадлежности;

16). Считаю, что не следует ругать ребёнка за беспорядок, вызванный творческой деятельностью, и предлагаю ему сделать необходимую уборку, когда завершатся занятия;

17). В игровой форме обучаю ребёнка правилам хорошего тона;

18). Читаю ребёнку не только перед сном, но и по его просьбе в любое свободное время;

19). Поддерживаю мнение, что ребёнок должен участвовать в некоторых общесемейных обсуждениях;

20). Вместе с ребёнком фантазирует на различные темы, придумываю стихи, сказки, истории и костюмы для домашнего спектакля и т. д. ;

21). Разрешаю ребёнку использовать для творчества всевозможные ненужные мелочи;

22). Вместе с ребёнком занимаюсь пением, рисованием, танцами, играю в различные игры;

23). Заслуженная похвала – один из основных принципов стимуляции творческой активности;

24). Серьёзно отношусь к словам и действиям ребёнка;

25). Доверяю ребёнку и верю в его творческие способности;

26). Отношусь с юмором к тому, когда ребёнок рисует на обоях;

27). Считаю, что нельзя насмехаться над промахами и ошибками ребёнка. Стараюсь подбадривать его в случае неудач;

28). Стараюсь заметить удачные моменты в творчестве ребёнка и похвалить его;

29). Никогда не отмахиваюсь от неудач ребёнка;

30). Не порчу ребёнка беспредметной и неискренней похвалой.

Подсчёт очков. За каждый положительный ответ надо поставить по 1 баллу, за ответ «не знаю» или «нет» - 0 баллов.

От О до 15 балов. Вы либо не располагаете временем для дополнительного общения с ребёнком, либо не считаете, что именно вы сможете помочь его творческому развитию.

От 16 до 23 баллов. Вам необходимо уделять больше времени самообразованию и занятиям с детьми.

От 24 до 30 баллов. Вы действительно хорошие родители.

Приложение 2

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на некоторые вопросы нашей анкеты. Заранее благодарны за сотрудничество.

1. Знаете ли Вы, в какой раздел "Программы воспитания и обучения детей в детском саду" входит ознакомление детей с искусством :

а) нравственное воспитание;

б) умственное воспитание;

в) эстетическое воспитание.

2. Как Вы думаете, с какого возраста можно проводить специальные занятия по ознакомлению детей с искусством :

а) от 3 до 4 лет;

б) от 4 до 5 лет;

в) от 5 до 7 лет.

3. Как Вы думаете, ознакомление дошкольников с искусством лучше проводить:

а) в игровой форме;

б) как практические занятия;

в) в словесной форме обучения.

4. Как Вы считаете, изначально предметы народного декоративно-прикладного искусства использовались:

а) для игр;

б) в быту;

в) для декоративного оформления интерьера, одежды.

5. Основные места, где представлены произведения искусства и изделия народных мастеров:

а) выставки и музеи;

б) детские образовательные учреждения;

в) народные гулянья, ярмарки.

6. Как Вы думаете, к чему относятся скульптура, живопись, архитектура:

а) виды искусства;

б) жанры искусства;

в) направления искусства.

КЛЮЧИ: 1 (в); 2 (в); 3 (б); 4 (б); 5 (а); 6 (а).

Приложение 3 Схематическое изображение (в % соотношении)

анкетированных родителей

1 – 70% родителей, которые понимают значение творческих видов деятельности для развития ребёнка;

2 – 50 % родителей, которые согласны сотрудничать;

3 – 30% родителей активно помогают своему ребёнку в развитии творческих способностей;

4 – 10% родителей нуждаются в консультативной помощи.

Приложение 4

Мини – тест для детей «Форма рисунков

расскажет о детском характере»

Родители просят малыша нарисовать рисунок, по которому они потом проводят тестирование для того, чтобы лучше узнать своего ребёнка. Какие формы преобладают?

1) округлые. Ребёнок мягкий, послушный, добрый, отзывчивый;

2) угловатые. Склонный к агрессии, ребёнок знает, что находится в центре внимания, но всё же не уверен в себе;

3) примерно равное количество округлых и угловатых форм. Уравновешенный ребёнок, чувствует себя комфортно.

Приложение 5

Мини – тест для детей «Говорящий цвет»

Родители предлагают ребёнку из 7 цветов радуги, представленных в виде карточек, выбрать 3 самых привлекательных на его взгляд. Первый из выбранных цветов означает основную его черту характера, второй – скрытую, третий – творческую черту характера. После этого смотрите объяснение:

1) красный. Активист, привыкший занимать лидирующее положение среди детворы;

2) оранжевый. Дружелюбный, решительный оптимист;

3) жёлтый. Жизнерадостный, инициативный непоседа;

4) зелёный. Вежливый, ответственный, способный посочувствовать;

5) голубой. Мечтательный, неусидчивый фантазёр;

6) синий. Серьёзный, любознательный, трудолюбивый ребёнок;

7) фиолетовый. Задумчивый, глубокомысленный, самолюбивый.

Ребёнку, выбравшему тёплые цвета, нравятся подвижные игры, рисование, участие в театрализованных действиях. Кто предпочитает холодные цвета, важны чтение, пение, математика.

Приложение 6

Мини – тест для детей «Нравится ли вам

заниматься с родителями творчеством

Следующие 10 нетрудных вопросов помогут определить, каковы взаимоотношения ребёнка, мамы и папы.

Вопросы

Родители учат меня :

1) разукрашивать и рисовать;

2) делать аппликации, поделки, лепить из пластилина;

3) придумывать стихи и сказки, записывать в памятный альбом;

4) играть в подвижные игры;

5) читать, писать и решать математические задачи и примеры.

6) Петь и танцевать.

Родители разрешают мне :

7) переодеваться для игр – перевоплощений в их одежду;

8) ставить необходимые эксперименты;

9) выполнять на кухне некоторые поручения;

10) приобретают и изготавливают специальные развивающие пособия и

принадлежности.

Подсчёт очков. Ответ «да» - 1 балл, «не знаю» и «нет» - 0 баллов.

От 0 до3 баллов. Без преувеличения, в семье возникла серьёзная проблема! Ребёнку катастрофически не хватает родительского внимания. И случилось это либо из-за нехватки времени, либо потому, что родители считают : ребёнок уже готов к самообразованию. Пока не поздно, следует немедленно пересмотреть своё отношение к воспитательному процессу в целом.

От 4 до 6 баллов. Такого ребёнка практически всё устраивает. Но для его полноценного развития нужно приложить ещё достаточно усилий.

От 7 до 10 баллов. Между родителями и ребёнком существует очень тесная связь. Стоит продолжать движение в том же направлении. Такой дружной семье вполне по силам организация клуба «Семейное творчество», в который могут войти взрослые и дети из семей знакомых. Объединив усилия, жизнь можно сделать более насыщенной, весёлой. У всех появится прекрасная возможность развить свой творческий потенциал.

Ребёнок может ответить на вопросы мини – теста не только словами, но и, например, при помощи обычных кубиков двух цветов (красные – ответ «нет», жёлтые – «да») или картонных геометрических фигур двух видов (зелёные треугольники – ответ «да», синие квадраты – «нет»). Подсчитав количество предметов – ответов, можно сделать соответствующие выводы. Отрицательный ответ ребёнка на определённый вопрос мини – теста сигнализирует о проблеме во взаимоотношениях родителей с детьми. Запомнив такие ответы, можно постараться изменить ситуацию к лучшему. Желаем удачи!

Приложение 7

Перспективный план работы с родителями и

детьми экспериментальной группы по развитию

творческих способностей у детей в семье

Сентябрь --- Нравственно-патриотическое воспитание.

Октябрь --- Хлеб - всему голова

Ноябрь --- В гостях у сказки

Декабрь --- Мир вокруг нас

Январь --- Праздник в кругу семьи

Февраль --- Мама, папа, я - спортивная семья

Март --- Профессия моих родителей

Апрель --- День Земли

Май --- Любимое время года

Публикации по теме:

Роль детской журналистики в развитии коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Согласно ФГОС ДО, одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является владение устной речью для выражения своих.

Роль поэзии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста «Дать ребенку радость поэтического вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества – это такое же важное дело,.

Консультация для родителей «Роль матери и отца в развитии ребёнка раннего дошкольного возраста» Поступление малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем дается легко. Эмоциональное состояние маленького.

Консультация для родителей «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста» Подвижные игры в ДОУ «Игра – это огромное светлое окно, через который в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Консультация для воспитателей «Роль логико-математических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста» Ребенок-дошкольник – маленький исследователь, он каждый день открывает для себя окружающий мир с радостью и удивлением. Наша задача как.

Круглый стол Тема: «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Формировать.

Отчет по теме самообразования «Роль сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 1 слайд. Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. В Федеральном государственном образовательном.

Роль дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры являются ведущим средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Большой вклад в разработку теории игры внесла.

Роль художественной литературы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Всем известно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. При чтении художественной литературы.

Семинар-практикум для родителей «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста» Цель: Определение роли игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста. Задачи: Познакомить родителей со значением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Роль родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 октября 2016 в 14:45
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Роль родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Харитонова (УИ 822244) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД