Получи документы

Проект «Роль родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста»

Оксана Харитонова
Проект «Роль родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста»

Объектом изучения является психолого-педагогические особенности развития творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом изучения является роль родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста в семье.

Целью данной работы является изучение роли родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Проект „Роль родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

На основе изучения психолого-педагогической литературы для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть творческое детство в общественном устройстве.

2. Показать психологические особенности детского творчества.

3. Изучить факторы, влияющие на творческие способности.

4. Рассмотреть предпосылки совместного творчества ребёнка и взрослого.

5. Изучить роль родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста.

Практическая работа проводилась в старшей группе детского сада МДОУ №19 д. Сытьково, Рузского района, Московской области.

Технические средства не использовались.

Список ресурсов

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М. : Смысл, 1995. – 195с.

2. Белова Е. С. Одарё нность малыша: раскрыть, понять, поддержать. –М. : Просвещение, 1998. – 365с.

3. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Изд-во АПН СССР, 1968. – 458с.

4. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта. Психология мышления. /под ред. А. М. Матюшкина. М. : Прогресс, 1965. – 546с.

5. Дружинин В. Н. Психология общих особенностей. М. : Латерна Вита, 1995. – 456с.

6. Дилео Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. М. : Апрель Пресс, Эксмо, 2002. -235с., ил.

7. Левин В. А. Воспитание творчества. М. : Знание, 1977. – 289с.

Практическое изучение роли родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе нашего детского сада МДОУ №19 д. Сытьково Московской области Рузского района. Работа проводилась в 2014 -2016 учебном году строилась на взаимосвязи развивающего характера обучения и воспитания активности ребёнка в области творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. В качестве ведущего принципа мы выдели принцип интеграции, основанный на взаимосвязи разных видов художественно-творческой деятельности. Наша работа состоит из четырёх этапов.

На первом этапе в сентябре месяце был проведён опрос родителей на тему «Готовы ли вы способствовать развитию ребёнка» (Приложение 1).

Благодаря тесту можно было выяснить какова роль родителей в творческом развитии ребёнка. Творчество – не новый предмет исследований, оно всегда, оно всегда привлекало целью, которой явилось выявление знаний родителей об эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

Многие родители остались довольны и решили продолжить работу по развитию творческих способностей своего ребёнка не только в детском саду, но и дома.

Поэтому на втором этапе - родителям была предложена анкета "Поговорим о творчестве", чтобы выяснить мнение родителей по некоторым вопросам развития творчества у детей (Приложение 2").

Анализ результатов помог определить:

1). Какой процент опрошенных родителей понимает значение творческих видов деятельности для общего развития ребёнка.

2). Существует ли потребность родителей в консультативной помощи по развитию творческого потенциала ребенка.

3). Какой процент опрошенных родителей активно помогает своему ребёнку в развитии творческих способностей.

4). Какой уровень родителей готов к взаимодействию с детским садом по развитию творческих способностей детей.

И так, выяснилось, что:

- 70% родителей, которые понимают значение творческих видов деятельности для развития ребёнка;

- 10% родителей нуждается в консультативной помощи;

- 30% родителей активно помогают своему ребёнку в развитии творческих способностей;

- 50% родителей согласны сотрудничать (Приложение 3).

На третьем этапе был разработан план работы с родителями по развитию творческих способностей детей в семье. Родителям предложили семинары – консультации на темы:

- «Форма рисунков расскажет о детском характере» (Приложение 4) [1];

- «Говорящий цвет» (Приложение 5) [5];

- «Развиваем музыкальные способности у детей дошкольного возраста»;

- «Развитие художественных способностей у ребёнка»;

- «Театрализованная деятельность в жизни детей» и др.

На четвёртом этапе решались задачи, направленные на развитие у старших дошкольников творческого потенциала в семье.

На основании этого было проведено анкетирование детей «Нравится ли вам заниматься с родителями творчеством» (Приложение 6)[4].

Тест направлен на выявление взаимоотношений ребёнка с родителями, на его эмоциональное состояние и нравиться ли ему заниматься с родителями творчеством. Результаты теста были представлены родителям для изучения, многие родители подтянулись к остальным.

Перед родителями были поставлены следующие задачи:

- создание развивающей среды дома для развития творческих возможностей детей;

- создание для ребёнка эмоционального настроя;

- обеспечение его всем необходимым материалом;

- дать ребенку возможность выразить своих чувства в различных видах творческой деятельности;

- дать возможность для созидания, творить вместе с ним.

По утверждению Л. С. Выготского, все образы воображения основаны на тех представлениях и впечатлениях, которые дети получают в реальной жизни. Оно во многом определяет творческую активность ребёнка, суть которой - не следовать штампам и образам, а искать собственные оригинальные решения, направлять своё воображение на поиск нового. Эти положения и легли в основу работы с детьми и родителями на данную тему [1].

Педагогами детского сада был составлен план работы на каждый месяц по развитию творческих способностей у детей в домашних условиях. Темы творческих работ для семей были самыми разнообразными и должны были зависеть от конкретной ситуации. Например, совместное прочтение сказки, интересная прогулка, предстоящий праздник и др. (Приложение 7)[3].

Родители должны были создать такие условия, при которых ребёнок, имел бы возможность самостоятельно проявить свои творческие способности. Например воспитатель предлагал родителям тему творческой работы, например, прочитать ребёнку сказку и нарисовать к ней картинку. Чтобы приступить к выполнению творческого замысла воспитатель объяснял родителям, что необходимо сначала обсудить с ребёнком и какой должен быть ожидаемый результат работы. Дома создавались такие условия (имеется в виду эмоциональный настрой ребёнка, чтобы он самостоятельно задумал тот или иной сюжет, а затем проявил самостоятельность в решении творческих задач. По мнению родителей, участие в создании общих картин и творческих композиций всей семьёй вызывало у ребёнка большую радость. Особое удовлетворение доставлял конечный результат работы, когда из совместных усилий рождается чудесное произведение [6].

Чтобы активизировать желание ребёнка заниматься творчеством, родителям предлагалось устраивать домашние персональные выставки детских работ, разыгрывать небольшие сказки по ролям, организовывать концерты для родственников и т. д.

Природная одарённость ребёнка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьёт его творческий потенциал, во многом зависит от семьи. Семья способна развить или загубить творческие способности ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Если родители и педагоги научат ребёнка не просто механически воспроизводить какие-либо действия, а дадут ему возможность самовыразиться, проявить инициативу, изобретательность, то таким образом они помогут раскрыться творческим способностям личности ребёнка [2].

Приложение 1

Мини – тест для родителей «Готовы ли вы

способствовать развитию ребёнка

Чтобы вырастить талантливого ребёнка, воспитать творчески развитую личность, необходимо потратить массу времени и сил, вложить, что называется, всю душу, вдохнуть часть себя. Какова роль родителей в творческом развитии ребёнка, подскажет мини – тест. Искренне ответив на 30 вопросов, можно выяснить истинные взаимоотношения ребёнка и взрослых в семье.

На предложенные вопросы можно отвечать «да», «нет», «не знаю».

Вопросы

1). Стимулирую у ребёнка способность самостоятельного мышления;

2). В качестве поощрения достигнутых результатов и стимуляции дальнейшей творческой деятельности выпускаю с ребёнком домашнюю стенгазету, представляя его лучшие работы: рисунки, аппликации, стихотворения;

3). Очень тактично корректирую поведение ребёнка;

4). Для творческого развития ребёнка в доме создана благоприятная атмосфера, специально оборудовано место со всеми необходимыми принадлежностями;

5). Не стесняюсь обсуждать с ребёнком самые щекотливые темы на доступном ему языке. Считаю, что он должен иметь соответствующее представление об окружающем мире;

6). Испытываю и демонстрирую искреннюю любовь к своему ребёнку, не устаю повторять ему (ей) : «Ты мне нравишься такой (ая, какой (ая) ты есть!»;

7). Стараюсь на доступном для ребёнка языке дать наиболее полные и

исчерпывающие ответы на любые его вопросы;

8). Прошу ребёнка помочь по дому, выбирая задания с учётом его возраста;

9). Предаюсь мечтам вместе с ребёнком, планирую предстоящие действия, предоставляю ему возможность анализировать и принимать решения, касающиеся некоторых проблем;

10). Стараюсь совершать с ребёнком различные поездки и экскурсии;

11). Никогда не говорю ребёнку, что он хуже других детей;

12). Стараюсь объяснять ребёнку, что начатую работу необходимо доводить до конца;

13). Ни при каких обстоятельствах не унижаю ребёнка;

14). Приучаю ребёнка к самостоятельности, чтобы в будущем он смог вести независимый от родителей образ жизни;

15). С удовольствием приобретаю ребёнку необходимые для творчества принадлежности;

16). Считаю, что не следует ругать ребёнка за беспорядок, вызванный творческой деятельностью, и предлагаю ему сделать необходимую уборку, когда завершатся занятия;

17). В игровой форме обучаю ребёнка правилам хорошего тона;

18). Читаю ребёнку не только перед сном, но и по его просьбе в любое свободное время;

19). Поддерживаю мнение, что ребёнок должен участвовать в некоторых общесемейных обсуждениях;

20). Вместе с ребёнком фантазирует на различные темы, придумываю стихи, сказки, истории и костюмы для домашнего спектакля и т. д. ;

21). Разрешаю ребёнку использовать для творчества всевозможные ненужные мелочи;

22). Вместе с ребёнком занимаюсь пением, рисованием, танцами, играю в различные игры;

23). Заслуженная похвала – один из основных принципов стимуляции творческой активности;

24). Серьёзно отношусь к словам и действиям ребёнка;

25). Доверяю ребёнку и верю в его творческие способности;

26). Отношусь с юмором к тому, когда ребёнок рисует на обоях;

27). Считаю, что нельзя насмехаться над промахами и ошибками ребёнка. Стараюсь подбадривать его в случае неудач;

28). Стараюсь заметить удачные моменты в творчестве ребёнка и похвалить его;

29). Никогда не отмахиваюсь от неудач ребёнка;

30). Не порчу ребёнка беспредметной и неискренней похвалой.

Подсчёт очков. За каждый положительный ответ надо поставить по 1 баллу, за ответ «не знаю» или «нет» - 0 баллов.

От О до 15 балов. Вы либо не располагаете временем для дополнительного общения с ребёнком, либо не считаете, что именно вы сможете помочь его творческому развитию.

От 16 до 23 баллов. Вам необходимо уделять больше времени самообразованию и занятиям с детьми.

От 24 до 30 баллов. Вы действительно хорошие родители.

Приложение 2

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на некоторые вопросы нашей анкеты. Заранее благодарны за сотрудничество.

1. Знаете ли Вы, в какой раздел "Программы воспитания и обучения детей в детском саду" входит ознакомление детей с искусством :

а) нравственное воспитание;

б) умственное воспитание;

в) эстетическое воспитание.

2. Как Вы думаете, с какого возраста можно проводить специальные занятия по ознакомлению детей с искусством :

а) от 3 до 4 лет;

б) от 4 до 5 лет;

в) от 5 до 7 лет.

3. Как Вы думаете, ознакомление дошкольников с искусством лучше проводить:

а) в игровой форме;

б) как практические занятия;

в) в словесной форме обучения.

4. Как Вы считаете, изначально предметы народного декоративно-прикладного искусства использовались:

а) для игр;

б) в быту;

в) для декоративного оформления интерьера, одежды.

5. Основные места, где представлены произведения искусства и изделия народных мастеров:

а) выставки и музеи;

б) детские образовательные учреждения;

в) народные гулянья, ярмарки.

6. Как Вы думаете, к чему относятся скульптура, живопись, архитектура:

а) виды искусства;

б) жанры искусства;

в) направления искусства.

КЛЮЧИ: 1 (в); 2 (в); 3 (б); 4 (б); 5 (а); 6 (а).

Приложение 3 Схематическое изображение (в % соотношении)

анкетированных родителей

1 – 70% родителей, которые понимают значение творческих видов деятельности для развития ребёнка;

2 – 50 % родителей, которые согласны сотрудничать;

3 – 30% родителей активно помогают своему ребёнку в развитии творческих способностей;

4 – 10% родителей нуждаются в консультативной помощи.

Приложение 4

Мини – тест для детей «Форма рисунков

расскажет о детском характере»

Родители просят малыша нарисовать рисунок, по которому они потом проводят тестирование для того, чтобы лучше узнать своего ребёнка. Какие формы преобладают?

1) округлые. Ребёнок мягкий, послушный, добрый, отзывчивый;

2) угловатые. Склонный к агрессии, ребёнок знает, что находится в центре внимания, но всё же не уверен в себе;

3) примерно равное количество округлых и угловатых форм. Уравновешенный ребёнок, чувствует себя комфортно.

Приложение 5

Мини – тест для детей «Говорящий цвет»

Родители предлагают ребёнку из 7 цветов радуги, представленных в виде карточек, выбрать 3 самых привлекательных на его взгляд. Первый из выбранных цветов означает основную его черту характера, второй – скрытую, третий – творческую черту характера. После этого смотрите объяснение:

1) красный. Активист, привыкший занимать лидирующее положение среди детворы;

2) оранжевый. Дружелюбный, решительный оптимист;

3) жёлтый. Жизнерадостный, инициативный непоседа;

4) зелёный. Вежливый, ответственный, способный посочувствовать;

5) голубой. Мечтательный, неусидчивый фантазёр;

6) синий. Серьёзный, любознательный, трудолюбивый ребёнок;

7) фиолетовый. Задумчивый, глубокомысленный, самолюбивый.

Ребёнку, выбравшему тёплые цвета, нравятся подвижные игры, рисование, участие в театрализованных действиях. Кто предпочитает холодные цвета, важны чтение, пение, математика.

Приложение 6

Мини – тест для детей «Нравится ли вам

заниматься с родителями творчеством

Следующие 10 нетрудных вопросов помогут определить, каковы взаимоотношения ребёнка, мамы и папы.

Вопросы

Родители учат меня :

1) разукрашивать и рисовать;

2) делать аппликации, поделки, лепить из пластилина;

3) придумывать стихи и сказки, записывать в памятный альбом;

4) играть в подвижные игры;

5) читать, писать и решать математические задачи и примеры.

6) Петь и танцевать.

Родители разрешают мне :

7) переодеваться для игр – перевоплощений в их одежду;

8) ставить необходимые эксперименты;

9) выполнять на кухне некоторые поручения;

10) приобретают и изготавливают специальные развивающие пособия и

принадлежности.

Подсчёт очков. Ответ «да» - 1 балл, «не знаю» и «нет» - 0 баллов.

От 0 до3 баллов. Без преувеличения, в семье возникла серьёзная проблема! Ребёнку катастрофически не хватает родительского внимания. И случилось это либо из-за нехватки времени, либо потому, что родители считают : ребёнок уже готов к самообразованию. Пока не поздно, следует немедленно пересмотреть своё отношение к воспитательному процессу в целом.

От 4 до 6 баллов. Такого ребёнка практически всё устраивает. Но для его полноценного развития нужно приложить ещё достаточно усилий.

От 7 до 10 баллов. Между родителями и ребёнком существует очень тесная связь. Стоит продолжать движение в том же направлении. Такой дружной семье вполне по силам организация клуба «Семейное творчество», в который могут войти взрослые и дети из семей знакомых. Объединив усилия, жизнь можно сделать более насыщенной, весёлой. У всех появится прекрасная возможность развить свой творческий потенциал.

Ребёнок может ответить на вопросы мини – теста не только словами, но и, например, при помощи обычных кубиков двух цветов (красные – ответ «нет», жёлтые – «да») или картонных геометрических фигур двух видов (зелёные треугольники – ответ «да», синие квадраты – «нет»). Подсчитав количество предметов – ответов, можно сделать соответствующие выводы. Отрицательный ответ ребёнка на определённый вопрос мини – теста сигнализирует о проблеме во взаимоотношениях родителей с детьми. Запомнив такие ответы, можно постараться изменить ситуацию к лучшему. Желаем удачи!

Приложение 7

Перспективный план работы с родителями и

детьми экспериментальной группы по развитию

творческих способностей у детей в семье

Сентябрь --- Нравственно-патриотическое воспитание.

Октябрь --- Хлеб - всему голова

Ноябрь --- В гостях у сказки

Декабрь --- Мир вокруг нас

Январь --- Праздник в кругу семьи

Февраль --- Мама, папа, я - спортивная семья

Март --- Профессия моих родителей

Апрель --- День Земли

Май --- Любимое время года

Публикации по теме:

Роль детской журналистики в развитии коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Согласно ФГОС ДО, одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является владение устной речью для выражения своих.

Роль поэзии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста «Дать ребенку радость поэтического вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества – это такое же важное дело,.

Консультация для родителей «Роль матери и отца в развитии ребёнка раннего дошкольного возраста» Поступление малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем дается легко. Эмоциональное состояние маленького.

Консультация для родителей «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста» Подвижные игры в ДОУ «Игра – это огромное светлое окно, через который в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Консультация для воспитателей «Роль логико-математических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста» Ребенок-дошкольник – маленький исследователь, он каждый день открывает для себя окружающий мир с радостью и удивлением. Наша задача как.

Круглый стол Тема: «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Формировать.

Отчет по теме самообразования «Роль сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 1 слайд. Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. В Федеральном государственном образовательном.

Роль дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры являются ведущим средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Большой вклад в разработку теории игры внесла.

Роль художественной литературы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Всем известно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. При чтении художественной литературы.

Семинар-практикум для родителей «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста» Цель: Определение роли игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста. Задачи: Познакомить родителей со значением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Роль родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 октября 2016 в 14:45
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД