Фания Мавлавиева
Выступление для заседания КМО «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста».
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольной образовательной организации педагоги широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д.
Публикация «Выступление для заседания КМО „Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия НОД (Непосредственная Образовательная Деятельность) объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на НОД «Познавательного развития» знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на НОД «Речевого развития» – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, «Художественно-эстетическое развитие» - с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
- Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
- Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Переход дошкольной образовательной организации на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
НОД с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;
комплексные блочно-тематические НОД;
интеграция:
частичная интеграция;
полная интеграция;
метод проектов :
форма организации образовательного пространства;
метод развития творческого познавательного мышления.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектов в ДОО с интеграцией в различных образовательных областях.
Один из принципов проектирования, так же как и интеграции является - определение соотношения знакомого и нового материала. Метод проектов – в свою очередь, как инновационная педагогическая технология, ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Ведущими педагогами, психологами доказано, что проектно-исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальной школы.
Освоение проектных технологий способствует формированию «внутренней позиции школьника», помогает обеспечить детям равные стартовые возможности перед началом школьного обучения.
Использование метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками актуально, т. к. в этом возрасте дети отличаются более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке и стремлению к совместной деятельности.
Принятое в нашей образовательной организации единое комплексно-тематическое планирование способствует реализации проектов в рамках изучения определенной лексической темы. Роль педагога - направить в правильное русло ход мыслей ребенка, помочь найти правильное решение; привлечь родителей к активному сотрудничеству, познакомить их с необходимыми приемами.
Таким образом, в проекте открываются большие возможности в организации совместной поисково-познавательной деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
В работе над проектом используются различные методы – игровые, творческие, познавательные.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствовало повышению самооценки воспитанников. Участвуя в проекте, дети ощущали себя значимыми, в группе сверстников, внесли свой вклад в общее дело, радовались личным успехам. Метод проекта способствовал развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, родителей и детей, родителей и педагога.
В практике современных ДОО используются следующие виды проектов :
1. исследовательские-творческие проекты : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные проекты : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.