Надежда Ялама
Сценарий классного часа «Путешествие в «Читай — город». Посвящение первоклассников в читатели
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий классного часа: «Путешествие в «Читай - город»
(Посвящение первоклассников в пользователи библиомедиатекой).
Оборудование:
1. Плакат «Хорошая книга - твой друг на всю жизнь!»
2. Выставка поврежденных книг «Пожалейте нас ребята!»
3. Портреты детских писателей
4. Иллюстрации к детским рисункам
5. Магнитофон, аудиозапись С. Соснин «Учат в школе»
Публикация «Сценарий классного часа „Путешествие в „Читай — город“, Посвящение первоклассников в читатели» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 1 классе
- Классный час
- Начальная школа. 1 класс
- Посвящение в первоклассники. Сценарии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Цель:
предоставление участникам образовательного процесса доступа к информационным образовательным ресурсам, представленным на различных носителях: книжных, магнитных,цифровых.
1. Обучать читателей пользованию различными носителями информации.
2. Формировать мотивации пользователей к углублению и применению знаний и умений.
3. Познакомить с правилами пользования библиомедиатекой.
4. Прививать любовь к чтению.
5. Воспитывать бережное отношение к книге и другим носителям информации.
Ход занятия:
Ведущий - учитель:
- Сегодня, ребята, мы с вами совершим «НЕОБЫЧНОЕ» путешествие в Читай - город. Там любят гостей активных, любознательных, читающих. Чтобы легче было в пути, споем песню С. Соснина «Учиться надо весело». Ну, а теперь с песней в путь!
- Вот мы подходим к воротам города. Что там написано? «Хорошая книга - твой друг на всю жизнь!» Как вы понимаете эти слова?
- А сейчас мы путешествуем по главной улице - это улица Юных читателей. Осмотрим все достопримечательности, какие встретим на ней.
На доске схематично изображена главная улица, на ней рисунки: надписи, репродукции, фотографии:
1. Памятник А. С. Пушкину
2. Портретная галерея детских писателей и выставка книг
3. Библиотека
- Кому поставлен этот памятник? (А. С. Пушкину)
- Кто знает, сколько лет исполнилось великому русскому поэту со дня рождения в этом году?
- Даже зимой у подножия этого памятника лежат живые цветы. Здесь часто собираются любители поэзии и читают стихи. Давайте и мы прочитаем стихи А. С. Пушкина.
(Несколько учащихся читают произведения поэта).
Ведущий - учитель:
- Идем дальше. Сейчас перед вами портретная галерея детских писателей и выставка детских книг, чтобы пройти по этой галерее нам нужно узнать фамилии этих писателей. (Фамилии писателей на портретах и книгах закрыты)
Викторина «Узнай автора по строчкам из произведения»
1. «Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года…» (А. С. Пушкин)
2. «Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии;
они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
- Сломайте!» (Л. Н. Толстой)
3. «Крошка сын пришел к отцу
И спросила кроха:
Что такое ХОРОШО,
И что такое ПЛОХО…» (В. Маяковский)
4. «Попрыгунья стрекоза
лето красное пропела,
оглянуться не успела
как зима катит в глаза»… (И. Крылов)
Ведущий - учитель:
- Отправляемся дальше. Перед вами большой дом. Чтобы узнать, как он называется, отгадайте загадку.
Снаружи смотришь - дом как дом.
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
А как зовется этот дом?
Попробуй, угадай! (библиотека)
Ведущий- учитель:
-Ребята, посмотрите, у нас в классе есть книжная полка, можно ли её назвать библиотекой? А зачем нужны библиотеки, если у всех дома есть книги?
- Правильно, ребята! Дома и в классе невозможно собрать все книги… Они просто не поместятся в вашей квартире, в нашем классе. Да и нет в этом необходимости. Всегда можно взять нужную книгу в библиотеке. Теперь, когда вы многие научились читать, вы можете стать читателями нашей школьной библиотеки. А сейчас мы отправляемся на экскурсию в нашу школьную библиотеку, которая находится на втором этаже нашей школы.
Библиотекарь:
- Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас, дорогие первоклассники! Сегодня вы станете читателями нашей библиотеки!
«Библио» по - гречески - книга, а «тека» - хранилище.
А знаете, сколько лет существуют в мире библиотеки? Почти пять тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были.
Что же в них хранили? Книги!
В Египте - написанные на папирусе, в Междуречье - выцарапанные на глиняных табличках, в Индии - составленные из нарезанных пальмовых листьев. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках нашей страны.
А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:
Склеена, сшита,
без дверей, а закрыта.
Кто её открывает,
Много знает.
Что это? (Книга)
(перед учащимися выступают учащиеся старшеклассники)
1 - участник:
- Книга - удивительная вещь. Сложили вместе листы бумаги, на них какие - то значки поместили: точки, крючки да закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, и вдруг начинается удивительное волшебство: книга начинает с нами говорить.
Книга поможет
Узнать обо всем:
Про одежду и дом,
Про собаку и кошку.
Про всех понемножку.
В веселых стихах,
О разных часах;
О числах и счете
Тоже прочтете.
О мудрости древней
Про лето в деревне.
Веселые стихотворения
Про изобретения,
Про случаи в школе
И про добычу соли.
Всего и не счесть.
Не лучше ль прочесть?
2 - участник:
- Кто же придумал книгу?
- Кто стал первым чудесником? Никто. Такого изобретателя просто не существует. Ведь люди с незапамятных времен рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем, что знали, друг с другом, только вот записывать все это научились не сразу. Но вот появились буквы. Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах…
А еще они записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени. Так появились книги…
И долгое время книги были рукописными. Представляете, сколько уходило труда и времени на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки!
Но время шло. И вот появились первые печатные станки. Сначала маленькие, ручные, а потом настоящие печатные машины.
Далеко ушла современная книга от своих древних предков. Она стала легче, радует глаз многоцветием переплетов.
И все-таки современная книга сохранила в своем облике черты, которые складывались веками. Как и много лет назад, создание книги требует труда многих людей: писателей, поэтов, художников, типографических работ (людей, которые печатают книгу) и множества других.
1 - участник:
- А как вы думаете, ребята, что надо знать, чтобы стать хорошим читателем?
(ответы детей)
- Совершенно верно, надо знать, как правильно обращаться с книгой.
- А вы знаете, как правильно обращаться с книгой? (ответы детей).
2 - участник:
- Итак, давайте более подробно остановимся на том, чего боится книга:
• Во-первых, книга боится дождя и снега. Почему? (предположения ребят).
- Правильно. У вымокшей книги коробятся страницы, разбухает и отслаивается переплет. Что же делать, если на улице идет дождь или снег, а вам нужно нести книгу в библиотеку? (ответы детей).
• Второе, книга боится грязи. Особенно она не любит читателей с грязными руками. Они оставляют на ее страницах пятна, который потом трудно очистить.
• Третье, книга боится всего, из-за чего она может рассыпаться на кусочки. А из-за чего книги рассыпаются, знаете? (ответы детей).
Библиотекарь:
- Книги библиотечные - особо уязвимые существа: ведь ими пользуются намного чаще, чем домашними. Когда вы берете книгу, вы становитесь ее полноправным хозяином, но только на несколько дней, в соответствии с правилами библиотеки.
Вы можете ее читать, рассматривать картинки, но, если вам захочется что-то нарисовать или записать, сделайте это в специальной тетради или альбоме.
Не разбрасывайте книги - они ведь могут потеряться даже в маленькой комнате. Лучше заранее определить библиотечным книгам место «временного проживания» - на столе или на книжной полке.
В назначенный срок книгу ждут в родном доме - библиотеке. А если вы не успели ее прочитать? Не беда, принесите ее в библиотеку и попросите продлить срок.
- Но помимо книжных носителей информации в современном мире существуют и другие носители информации:
Магнитные
(аудио и видеокассеты)
Цифровые
(CD-диски)
Коммуникативные
(компьютерная сеть)
Все эти носители входят в понятие МЕДИАТЕКА.
- «Тека» - хранилище, а что такое «медиа»?
- Мы предлагаем вам разделиться на две команды и найти значение слова «медиа» в справочных носителях информации (книжных, информационных)
(Класс делится на две команды: «Библиотека», «Медиатека». Задание: найти значение слова «медиа», пользуясь цифровыми и книжными носителями информации).
Вывод:
Ребята заметили, что быстрее можно найти информацию, пользуясь средствами медиатеки.
- Давайте повторим, какими информационными носителями мы можем воспользоваться, если нам нужно узнать какую - нибудь информацию?
(Магнитные (аудио и видеокассеты)
Цифровые (CD-диски)
Коммуникативные (компьютерная сеть)
- Все эти носители информации вы можете выбрать в нашей школьной библиомедиатеке.
А сейчас давайте выведем правила правильного обращения с библиотечными книгами, CD - дисками, аудио – видеокассетами:
Правила:
1. Книги, CD - диски, аудио – видеокассеты в библиотеку надо возвращать вовремя. Их ждут другие читатели. Книги в нашей библиотеке
выдают на десять дней.
2. С библиотечными книгами, CD - дисками, аудио – видеокассетами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.
3. Библиотечные книги, CD - диски, аудио – видео кассеты нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
4. Книги, CD - диски, аудио – видео кассеты в библиотеке надо ставить точно на то место, где ты их взял, иначе библиотекарь не сможет найти их.
Библиотекарь:
- А сейчас, ребята, я познакомлю вас с документом, в который записываются все книги, которые вы прочитаете за всю вашу школьную жизнь - это читательский формуляр.
Ведущий - учитель:
Поздравляю вас, ребята! Вы теперь пользователи библиомедиатеки!
Библиотекарь:
Вы можете выбрать книги, которые возьмете почитать домой. Вот в этом домике живут книги для первоклассников.
Запомните! Кто много читает, тот много знает!
Краткое описание работы:
Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию.
Цель - научить детей пользоваться различными носителями информации.
Грамотный человек - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Данная работа может быть использована в общеобразовательных учреждениях для детей младшего школьного возраста при знакомстве с информационными образовательными ресурсами, представленными на различных носителях, в целях пропаганды чтения как важнейшего инструмента познания мира.